Осужденный колонии РУ 170/2 в Уральске Женис КУШЕКБАЕВ, который жаловался на пытки со стороны сотрудников учреждения, отказался от своих слов. Проверка, проведенная прокуратурой области по поводу видеообращения его матери, размещенного в Интернете, не выявила доказательств применения пыток. В итоге досудебное расследование по данному факту было прекращено за отсутствием состава преступления.
Напомним, видео, на котором Алима Кушекбаева (на снимке) рассказывает об условиях содержания своего сына Жениса в колонии РУ 170/2, появилось на Youtube 12 января. По словам женщины, недавно она получила письмо от сына, который отбывает срок за разбойное нападение, с жалобами на издевательства со стороны сотрудников исправительного учреждения.
— Его заставляют ходить босиком и без верхней одежды по снегу, беспричинно закрывают в карцере, бьют и угрожают довести до самоубийства, — утверждала в видеообращении Алима Кушекбаева. – Также он становился свидетелем применения пыток и к другим осужденным. Я боюсь за жизнь моего сына и прошу президента Казахстана вмешаться в ситуацию, а также привлечь сотрудников колонии к уголовной ответственности за превышение полномочий.
На данное видеообращение последовала оперативная реакция прокуратуры. Уже на следующий день в прокуратуре ЗКО состоялся брифинг, на котором представители надзорного органа заявили, что по данному факту начато досудебное расследование по статье 146, ч. 2 «Пытки группой лиц».
— Женис Кушекбаев 1988 года рождения в 2014 году был осужден судом города Тараза к 9 годам лишения свободы за совершение разбоя, в настоящее время он отбывает наказание в колонии общего режима Уральска. По его словам, он готов назвать имена тех, кто применяет пытки к осужденным, — сообщил на том брифинге старший помощник прокурора области Тимурлан ИСМАИЛБАЕВ. — Распоряжением прокурора ЗКО Сапарбека Нурпеисова создана группа по проверке сведений, указанных в видеообращении. В настоящее время управлением спецпрокуроров совместно с филиалом Казахстанского Международного бюро по правам человека проводится досудебное расследование, в ходе которого будут проверены все доводы Алимы и Жениса Кушекбаевых.
Досудебное расследование длилось месяц, и на минувшей неделе в прокуратуре ЗКО огласили его итоги.
— В целях обеспечения безопасности Кушекбаев был переведен в следственный изолятор. В ходе допроса в присутствии директора филиала Бюро по правам человека Павла Кочеткова он показал, что пытки в отношении него не применялись. В отношении других осужденных факты пыток он сам не видел, но слышал от нескольких осужденных, которые видели и могут подтвердить, что осужденного Бекбергенова систематически избивали сотрудники учреждении, в результате чего последний, не выдержав издевательств, в августе 2016 года совершил суицид в туалете путём повешения. Однако и те осужденные, на которых указал Кушекбаев, также заявили, что не видели, чтобы кто-то из сотрудников колонии позволял себе издеваться над осужденными. При этом основанием для написания жалобы на администрацию учреждения послужил конфликт между матерью Кушекбаева и сотрудниками РУ 170/2 в связи с отказом разрешить его племяннику присутствовать на длительном свидании. Также согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от 16 января 2017 года на теле Кушекбаева каких-либо телесных повреждений не обнаружено, — рассказал на брифинге старший помощник прокурора ЗКО Гани МЫНТАЙ.
Более того, как сообщил на брифинге начальник РУ 170/2 Сагындык УТЕШКАЛИЕВ, Кушекбаев сам характеризуется с отрицательной стороны, не выполняет требования режима и правила внутреннего распорядка и имеет за это несколько взысканий.
Поскольку доводы о применении пыток к Кушекбаеву и другим осужденным не подтвердились, досудебное производство по статье «Пытки группой лиц» было прекращено за отсутствием состава преступления.
— Колония общего режима – это не пионерский лагерь, здесь нужно соблюдать установленные правила и требования. Однако могу заверить, что если осужденный захочет как можно быстрее покинуть стены этого исправительного учреждения, у него есть все возможности для этого, — в свою очередь, отметил правозащитник Павел КОЧЕТКОВ.
Вместе с проверкой доводов Алимы и Жениса Кушекбаевых о фактах пыток прокуроры проверили колонию еще по ряду направлений. К этой проверке были также привлечены сотрудники управления по защите прав потребителей и органов контроля медицинской и фармацевтической деятельности.
— Кушекбаев жаловался еще и на ненадлежащие условия содержания, несоблюдение санитарных норм в столовой, некачественное питание, ненадлежащее лечение, отсутствие фиксации побоев у осужденных и т.д. Эти жалобы также не нашли своего объективного подтверждения, — добавили в прокуратуре ЗКО.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО