В кризисные 90-е годы довелось часто общаться с бывшими главными архитекторами Уральска Евгением Абрамовичем Кизиловым и Павлом Ивановичем Фоменко, ныне покойными. Они с негодованием сетовали на всякого рода вольности, получившие распространение в современной строительной практике. Например, все чаще не соблюдается так называемая «красная» линия, в результате чего ступеньки многочисленных магазинов «залазят» на тротуар, мешая движению пешеходов. Такое творится в районе «Зигзаг», на проспекте Достык—Дружбы от остановки «Юбилейная» до площади М. Маметовой и во многих других местах.
Какие там СНиПы! Линии давно превратились в пунктиры, а то и вовсе исчезли, не улучшилось, а, скорее, ухудшилось качество строительных работ… Вот о чем подумалось во время беседы с руководителем жилищной инспекции Нурланом Чабдаровым. Он особо отметил, что в последнее время участились случаи появления в жилых зданиях, в том числе построенных относительно недавно, трещин, вызванных отсутствием грамотного водоотведения, ошибками при выборе места сооружения зданий, в результате чего они оказываются в низинах, где скапливается влага. От сезонных перепадов температур фундаменты и стены домов испытывают сильные деформации, в них возникают трещины, угрожающие устойчивости зданий.
— Порой на объезды таких проблемных домов уходят целые дни, — сетует Нурлан Уапович.
Трещины в фундаменте и стенах зафиксированы по Аманжолова, 49/1, Абулхаир хана, 103 (только в прошлом году здесь, наконец, подняли отмостку и грунт), Жукова, 12… В уходящем году силами КСК «Жулдыз-алга» отмостка этого дома была приподнята. Чабдаров специально вновь побывал здесь в дождливую погоду после завершения работ и убедился в том, что принятых мер недостаточно: влага скапливалась в непосредственной близости от дома – необходимо приподнимать еще и грунт. И таких примеров множество!
Водоотведение практически нигде не проводится, зато очень даже «грамотные» люди из жильцов и даже самих коммунальщиков распространяют байки, что дома дают трещины вовсе не от образующихся около них озер. Тогда от чего?! Надо не искать черную кошку в темной комнате, а реально посмотреть на ситуацию: не дожидаясь Чабдарова, еще и еще раз обследовать отмостки, проверить, есть ли отвод талых и дождевых вод, угрожают ли близко растущие деревья фундаменту. Но не сидеть сиднем, это же не в интересах самих жильцов!
Один из читателей нашей газеты рассказал потрясающую историю. В 1988 году он после квартирного обмена стал вселяться в пятиэтажный 64-й дом по тогдашней улице Дзержинского. Разложил на полу вещи, среди которых были детские игрушки, в том числе мячик. Обернулся – нет мячика. Нашел его у южной стены, вернул на прежнее место, чтобы вместе с другими игрушками положить в шкаф. Мяч словно испарился. Что за шутки? Ведь в комнату никто не входил. Полтергейст? Нет. Мячик вновь оказался у южной стены.
Это заинтересовало новосела. Он, однако, не счел нужным «пороть горячку», бросил раскладывать вещи и решил перекусить. Пошел на кухню, положил на столик у плиты пару-тройку яиц, которые покатились на юг с еще большей скоростью, чем мячик. Приоткрыл дверь в ванную – она быстренько распахнулась в том же направлении. Так и есть, дом дает осадку! Отмостка у здания имеется, но около нее во время дождей и снеготаяния образуются целые водохранилища. Вот вам и причина!
А тут знакомая нашего героя из соседнего подъезда рассказала ему о том, что уже много лет тщетно пытается уговорить коммунальщиков спилить растущее под окнами ее квартиры гигантское, выше пятиэтажки, дерево, которое, по мнению женщины, разрушает фундамент дома…
Наверняка подобные истории могли бы рассказать и другие читатели «Н».
Жильцы некоторых зданий пытаются принять меры по заделке трещин, не допустить просадок фундаментов. То есть, речь идет о капитальном ремонте. Как заметил в связи с этим Нурлан Чабдаров, по закону капремонт проводится за счет целевых взносов, решение о сборе которых принимает общее собрание жильцов. Не будет решения — не будет и капремонта.
— Убежден в том, что такая «демократия» здесь неуместна, ведь речь идет о безопасности людей. Определили специалисты, что нужен ремонт – надо его делать, а не заниматься говорильней!- подчеркивает Чабдаров.
Жилищная инспекция, кстати, дает предписания по тем или иным коммунальным ляпам, но такие документы носят рекомендательный характер. Выехать с проверкой по своей инициативе работники инспекции не имеют права – это можно делать только по заявлениям жильцов и с санкции прокуратуры.
Прав Чабдаров, ведь до владельцев жилья многие вещи очень долго доходят. Вот конкретный пример. Жильцы верхних этажей бывшего 9-этажного общежития по пр. Достык-Дружбы, 148/1 пожелали отремонтировать протекающую от дождей крышу. Их соседи с нижних этажей, конечно же, были против: на них-то не капает! Когда в течение трех последующих лет хорошо прокапало всех, с 9 по 1-й этажи, только тогда жильцы пришли к выводу, что ремонт крыши все-таки необходим. Какие нужны после этого комментарии?!
Давно пора расширить полномочия инспекции, которая должна соответствовать своему названию. Необходимо также усилить надзор за качеством строительных проектов, особенно тех их разделов, которые касаются выбора места строительства с учетом – до тонкостей! – рельефа и других особенностей конкретной местности. Ошибки уже на этой стадии могут затем привести к печальным последствиям.
Возмущенный житель 167-го дома по ул. Курмангазы говорит, что из-за отсутствия отмостки талые и дождевые воды затекают в подъезд. //
СНиПы, а не воздушные замки!
Своим мнением о качестве фундаментов современных зданий в сравнении с советским периодом мы попросили поделиться нашего независимого эксперта Галыма Жаикова:
— Мой дед любил повторять: «Любое дело начинается с задела…», то есть с основы, фундамента. Наблюдая за тем, что «строят» современные «зодчие», мне так и хочется провести для них курсы ликбеза. Думаю, что и читателям это будет полезно знать.
Что означает понятие «фундамент»? Это часть сооружения, преимущественно подземная или подводная, которая служит его основанием. Конструктивные размеры фундамента определяются в зависимости от несущей способности основания, климатических условий расположения места сооружения, наличия грунтовых и поверхностных вод, назначения, материала, способа возведения фундамента.
Глубина заложения фундамента (заглубление в грунт) зависит от величины нагрузки на фундамент, свойств грунта, глубины его промерзания (при замерзании и оттаивании грунта может произойти неравномерная осадка сооружения вследствие вспучивания грунта), от наличия или отсутствия отопления в здании и других обстоятельств. Здание будет стоять 1000 лет, если правильно провести геологические расчеты.
Для этого надо забить шурфы. Сколько их забивают современные строители на котлован размером, скажем, 40Х20 м? Один! А надо как минимум пять – по углам и в центре, как в советское время! Шурфы дают возможность не только понять геологическую структуру места строительства, но также провести лабораторные анализы грунта. Надо тщательнее его исследовать, ведь могут попасться слои, которые 50-60 лет назад оказались засыпанными, то есть грунт может быть неоднородным!
Меня глубоко возмущает манера современных частных застройщиков «оптимизировать» и ускорять процесс строительства: то котлован меньшей, чем положено, глубины выроют, то на фундаменте сэкономят, то заложат его на меньшую глубину. А тут возникают проблемы с водоотведением и отмостками – вот и расходится дом «по швам».
Если грамотно выполнен расчет фундамента и заложен он на совесть, то можно строить само здание, а не ждать, когда фундамент «отстоится»…
Почти все ныне действующие казахстанские СНиПы переписаны с советских, лишь 3% норм и правил добавлены в связи с рыночными отношениями. Так следуйте, уважаемые строители, этим нормам, проверенных жизнью и строительным опытом! Нам не нужны воздушные замки, а нужны добротно, на совесть построенные дома, а не только красивые и отделанные современными материалами. Не надо «почетом» прикрывать недочеты!
Александр СУЕТИН, фото автора и
Георгия СЕМЕНОВА