Премьера «Дурочки» по одноименной пьесе Лопе де Вега состоялась. Коллектив областного драматического театра им. А.Н. Островского в очередной раз удивил уральских поклонников Мельпомены.
Не рассчитывайте увидеть костюмированный спектакль «а-ля семнадцатый век» и не ждите классического исполнения. К тому же нынешние тенденции в искусстве таковы, что классические сюжеты переносятся на современную почву, иногда один в один, иногда с поправкой на технический прогресс. Это направление набирает силу и в киноискусстве, чтобы привлечь как можно больше зрителей, и уже надежно прижилось на театральных подмостках. Даже в балете остается все меньше классического танца. Так что приготовьтесь видеть героев в современных одеждах, в их руках – соответствующие аксессуары и слышать современную музыку.
Впрочем, вас с первых же минут со сцены честно предупреждают: «Написано в XVII веке, играть пытаемся в XXI-м», а в финале просят не судить слишком строго. И это справедливо. Ведь не судьи же мы, а зрители. Тем более услышите так много актуальных и ныне фраз. Ну, взять хотя бы эти: «Наш мир стоит на деньгах, на расчете», «Дуреха с деньгами умна, Умнее умных бесприданниц», «Любовь есть действие», «Как много букв!» и так далее. Да и сам сюжет не так уж устарел, хотя описываемым событиям уж триста лет. Фабулу пересказывать нет смысла, об этом «Н» писала в прошлом номере. А вот какое произвел спектакль впечатление, поделимся.
В первую очередь хочется отметить работу художника-постановщика Максима БУДАЕВА. Он не устает удивлять своим умением минимальными средствами достичь максимального эффекта и полезности действия. Все просто и функционально: черный кабинет, четыре высоких, прямоугольных ширмы, представляющих некий художественный микс из сюрреализма-кубизма-авангарда-символизма-андеграунда – то ли картины, то ли двери, то ли стены. Нечто в этом же роде и супер (небольшой занавес, отделяющий авансцену). Несколько стульев. Небольшой станок – то ли катафалк, то ли стол, то ли ложе. Сверху иногда спускаются светящиеся то ли люстры, то ли дискотечные шары… Но в целом все это позволяет гармонично организовать пространство, в котором актеры чувствуют себя комфортно.
Неплохо поработала и завмузыкальной частью Татьяна КОВАЛЕВА, – музыкальное оформление спектакля порой неожиданно, но всякий раз в точку. Разумеется, на общем результате сказалось и абсолютное попадание при распределении ролей – в этом режиссер-постановщик, главный режиссер театра Оксана МАЛУША еще ни разу не ошиблась. Ну и сама идея спектакля: «Любовь разбудит спящий ум», – воплощена в соответствии с замыслом автора произведения и сделано это вполне доступными для понимания современным молодым зрителем средствами. Кстати, этот постулат можно одинаково отнести и к современной семье, и к современной школе: чем больше говорить ребенку, что он – тупица и дурак, тем больше он в это верит. А любовь на самом деле творит чудеса и помогает бороться с недугами, в том числе и душевными.
Надо сказать, что постановка и рассчитана именно на молодежь. В оригинальный текст вкраплены современные словечки, а в действиях персонажей присутствуют и селфи, и современные псевдовирши, коими наводнен интернет, и флеш-моб, и многое другое, что просто нужно увидеть, чтобы понять, о чем я говорю. И хотя стихотворный текст труден для игры и восприятия, с задачей актеры справились. В этот раз главные роли Оксана Михайловна отдала молодым актерам, но мастера сцены тоже показали класс, лишний раз доказав, что маленьких ролей не бывает.
Безусловно хорош и многолик Марк ЛАРИН. Четыре эпизодических роли – и все разные! Отличная новость – в театр вернулся Насим МАМЕДОВ и уже внес свои краски в палитру спектакля, как это умеет делать только он. Очень-очень обаятелен в роли отца двух дочерей на выданье Виталий КОТЕЛЬНИКОВ. Что касается Дурочки Финеи, то каждая актриса ее сделала особенной. У восходящей звезды театра В. Сторожевских она очаровательно глупа и наивна, словно котенок. И как кошка же влюбляется в Лауренсьо. В общем-то, Р. Филаретова показала тоже такую же девицу с «мохнатой сумкой», но сумела так прожить эту роль, что зрители видели, как в избалованной девочке пробуждаются женский ум и мудрость сердца. Вот уж воистину: «Любовь – враг тупости и зла, И тот, к кому она пришла, Невеждой быть уже не сможет».
Великодушие, присущее Финее, напрочь изменяет ее старшей сестре, когда речь заходит о собственных чувствах. Она так привыкла к похвалам ее уму, что, пожалуй, больше всего Нису злит не столько измена Лауренсьо, сколько более удачливая в любви младшая сестра-дурочка. Вот такой предстает Ниса Э. Бактыгереевой. К слову, эта актриса в прошлом году окончила театральный институт Саратовской государственной консерватории им. Собинова и на нее в нашем театре возлагают большие надежды. Как отметила Заслуженный деятель РК Тамара СТОЛЯРОВА: «В театре появилась актриса, которая сможет все». Ниса С. Каландаровой проще и понятнее неискушенному зрителю.
Совершенно очаровательны «слуги»: Клара и Люда – две таких уморительных «крейзи», Педро Ю. Недопекина с рэперскими ужимками, но их в меру, как говорится, не переперчил. И конечно, две «змеиные головки»: Селья в прочтении Н. Копеечкиной полна «благородных» манер, а в трактовке М. Ковалевой – настоящая гадюка. Впрочем, каждый актер хорош на своем месте и, что самое главное, в обоих составах есть ансамблевая слаженность, а это уже прямая заслуга режиссера-постановщика. Собственно, тут удивляться нечему, – большинство молодых актеров прошли через студию О. Малуша, и при содействии руководства театра получает высшее профессиональное образование. А это дорогого стоит.
Ну, и в заключение очень хочется сказать спасибо театру. За смелость, с которой взялись за постановку пьесы 300-летней давности, за любовь к классике и зрителю, которого театр призван учить прекрасному, за веру в молодежь и торжество разума. Это очень по-весеннему и празднично. И еще. Не забывайте, уважаемые читатели, что 27 марта отмечается Международный день театра и наш любимый «Островский» готовит большую интересную программу.
Октавьо – Виталий КОТЕЛЬНИКОВ;
его дочери Ниса – Элеонора БАКТЫГЕРЕЕВА/ Светлана КАЛАНДАРОВА;
Финея – Вика СТОРОЖЕВСКИХ/ Регина ФИЛАРЕТОВА;
Лисео – Алексей ЕГОРОВ/ Николай РОМАНОВ;
Лауренсьо – Руслан ДЖУМАХМЕТОВ;
Дуардо – Андрей ТЯПКИН;
Фенисо – Насим МАМЕДОВ;
Мисено – Деятель культуры РК Илья ТАРАНОВ;
Учитель грамоты, Потерпевший, Человек театра, Доктор – Отличник культуры РК Марк ЛАРИН;
Селья, служанка Нисы, – Наталья КОПЕЕЧКИНА/ Марина КОВАЛЕВА;
Клара, сужанка Финеи, – Клара ВОРОБЬЕВА/Людмила ЗАХАРОВА;
Турин, слуга Лисео – Тимур КУЖЕКЕШЕВ;
Педро, слуга Лауренсьо – Алексей ЮШКО/ Юрий НЕДОПЕКИН.
Подготовила Анна ПАНИЩЕВА, фото Оксаны КАТКОВОЙ.