Соответствуют ли занимаемым должностям главный эколог ЗКО Кабижан Капанов и его подчиненный — главный экологический госинспектор Ерлан Сапаров? Таким вопросом задается прокурор области Серик Караманов по итогам проверки деятельности департамента экологии. Вопрос этот в официальном представлении прокуратура адресовала председателю Комитета экологического регулирования, контроля и госинспекции в нефтегазовом комплексе министерства энергетики РК Талгату Момышеву.
Экологи против березовцев?
Документ, датированный 29-ым декабря 2014 года, является по сути сенсационным и дает весь расклад по «болевым» точкам экологии региона. Прокурор ЗКО в нем довольно жестко критикует деятельность департамента экологии и приводит шокирующую статистику, характеризующую работу главных экологов области.
«Анализ экологической ситуации области свидетельствует о неэффективности работы главного экологического ведомства ЗКО», говорится в представлении. Критика подкрепляется цифрами, непосредственно имеющими отношение к массовому отравлению в п. Березовка близ Карачаганакского месторождения в конце ноября прошлого года. По данным прокуратуры, только за 2014 год на Карачаганаке зафиксировано 106 фактов несанкционированного сжигания газа объемом 1,2 млн кубометров.
«Вместе с тем превышение норм сероводорода и бензола в воздухе села Березовка, установленные 4 и 5 декабря 2014 года аппаратом «Ганг», не были зафиксированы 27 и 28 ноября специально оборудованными станциями экологического мониторинга (СЭМ), когда произошло массовое отравление людей», пишет прокурор. Оказывается, согласно международному стандарту контроля качества воздуха, отбор проб для выявления различных примесей в атмосфере проводится на высоте от 1,5 до 3,5 м от поверхности земли. Прокурорской проверкой установлено, что высота существующей СЭМ около 3,5 м, а замеры проводились на высоте 1,5 м.
«Несмотря на это, ни один из уполномоченных органов, в том числе и департамент экологии, не смогли объяснить причину вышеуказанных расхождений. Из-за их некомпетентности сложившаяся проблема затрудняет расследование уголовного дела в части определения причинной связи между выбросами на месторождении и событиями в Березовке».
Еще более сенсационными являются следующие данные.
«Проверкой установлено, что станция экомониторинга ведет наблюдение по 5 ингредиентам, а выбросы от сжигания газа на КПО б.в. образуют 8 вредных веществ, то есть 3 вредоносных здоровью людей вещества не контролируются. А местный филиал «Казгидромет» имеет доступ только к 2 станциям (№№13 и 14) из 18 имеющихся».
Далее прокурор резюмирует:
«Несмотря на длительную историю данной проблемы в с. Березовка не функционируют государственные пункты наблюдений, организация деятельности которых в компетенции органа в области охраны окружающей среды по согласованию с местными исполнительными органами. На этом фоне актуальным является вопрос обеспечения государственной наблюдательной системой, которая в Бурлинском районе имеется только в г. Аксай».
Неконтролируемый шлам
Отдельным пунктом прокуратура выделяет случаи, когда департамент экологии закрывает глаза на факты незаконного размещения токсичных отходов и буровых шламов с нефтегазовых месторождений ЗКО.
В качестве примера прокурор приводит случай, когда с ноября 2010 по 2012 год со скважин предприятия «УралОйлЭндГаз» вывозился буровой шлам фирмами ТОО «Мунайавтотранс», ТОО «Батыс табигат» и раскидывался на территории самого экологически благополучного Зеленовского района ЗКО. Правонарушители нанесли ущерб природе на 911,7 млн тенге. За совершение этого преступления осудили директора ТОО «Мунайавтотранс» Муханова. Так вот «с момента обнаружения буровых шламов и до настоящего времени департамент экологии не требовал обращения опасных отходов в собственность государства и не инициировал вопрос о зачистке загрязненной территории и последующей утилизации либо обезвреживания отходов».
Аналогичные факты незаконного размещения 838 кубометров бурового шлама были обнаружены уже в октябре 2012 года вблизи п. Кирсаново Зеленовского района на границе с гоззаповедником. Ущерб составил более 119 млн тенге. Осудили директора ТОО «Батыс табигат» Машанова. Загрязненную территорию недропользователь очистил только спустя год и только после требования прокуратуры.
Прокуратура обращает внимание и на тот факт, что когда «гендиректор ТОО «УралОйлЭндГаз» Нурмухамбетов слил на земли сельхозназначения отходы бурового шлама, скопившихся на Рожковском месторождении, нанеся ущерб природе в размере более 67 млн тг», департамент снова ничего не предпринял. Несмотря на то, что виновника осудили, шлам с загрязненной территории из-за бездействия департамента вывезен не был. ТОО «УралОйлЭндГаз» «подчистило» за собой 12 декабря 2014 года только после того, как в дело вмешался природоохранный прокурор, который обратился в суд с требованием принудить ТОО произвести восстановительные работы на загрязненной территории.
Кроме того, указывается в документе «департамент экологии своевременно не предпринял меры, чтобы определить состав и уровень опасности отходов, которые природоохранная прокуратура обнаружила в мае 2013 года на территории Бурлинского района». По этому случаю уголовное дело до сих пор расследуется.
В конце декабря 2013 года прокуратура обнаружила промышленные отходы «Янтарного» уровня опасности в крупном размере вдоль трассы «Уральск-Саратов» недалеко от Зачаганска. Сумма ущерба природе составила 579,3 млн тенге. Прокуроры возбудили уголовное дело, но «по сегодняшний день департаментом экологии не принимаются реальные меры по очистке загрязненной территории, утилизации и обезвреживанию опасных отходов».
Более того, говорится в представлении «Департамент экологии не располагает сведениями о фактическом месте размещения буровых отходов, образуемых в месторождениях — участок «Каменковский» в Таскалинском районе (за 2014 год образовано 500 тонн буровых отходов, недропользователь — АО «ТрансНафта-Центр») и Захатсор в Жанибекском районе (за 2014 год образовано 850 тонн буровых отходов, недропользователь — АО «Национальная геологоразведочная компания «Казгеология»)».
Комментарии от начальника областного департамента экологии Кабижана Капанова и главного государственного экологического инспектора по ЗКО Ерлана Сапарова получить не удалось. Редакция «Н» несколько раз безуспешно пыталась дозвониться до чиновников. Визит в департамент также оказался безрезультатным. В приемной начальства объясняли отсутствие руководства совещаниями и командировками.
Зато в областной прокуратуре сообщили, что ответ на прокурорское представление из комитета пока не пришел.
О том, какие еще нарушения закона прокуроры выявили в деятельности департамента экологии ЗКО, читайте в следующем номере «Н». Редакция надеется на реакцию со стороны «героев» данной статьи и готова предоставить им слово.
Санат Урналиев