Жильцы двухэтажного многоквартирного дома не знают, что делать: нужен капитальный ремонт, но из 15 семей, проживающих здесь, платежеспособны только две. Может ли им помочь государство, узнавал корреспондент «Н».
Улица Всеволода ИВАНОВА, дом №34/1. Этот двухэтажный, неказистый, местами залатанный дом стоит на виду круглый год, поскольку торцом выходит на ул. Пугачевскую. Все, кто фотографируется на фоне памятника Пушкину, в том числе иностранцы, невольно фиксируют на заднем плане непрезентабельный, скажем так, вид фасада этого жилого дома.
Дом опоясан проводами, газовыми и тепловыми трубами, почти у каждого окна видны следы штукатурных работ, местами штукатурка отваливается и видна кирпичная кладка. Въехать во двор практически невозможно: со стороны ул. Пугачевской арык, с другого торца проезд через дворы девятиэтажного общежития и дома № 25/1 по ул. Аманжолова почти полностью перекрывает овощной киоск «Хан», а также разветвленная сеть газовых труб. В общем, в случае пожара жильцам дома можно рассчитывать только на свои силы, ибо спецмашина туда просто не проедет.
В летнее время фасад дома стыдливо прикрывается сквериком, но уже осенью он предстает перед взором во всей своей «красе». Внутри он тоже неказист – лестницы деревянные, подъезды облупленные, в некоторых квартирах на втором этаже протекают потолки, а на первом отваливаются большие куски штукатурки, по стенам идут трещины, вокруг окон кирпичи «дышат».
К примеру, в квартире у Евгении ЦИБУЛЬСКОЙ летом пяти минут не хватило до трагедии – с потолка свалился огромный кусок штукатурки как раз на то место, где пять минут назад играл ее десятимесячный внук Тимоша.
– Мы с дочкой были на кухне, обычно малыша оставляем в манеже, а тут как-то тревожно стало, говорю Даше: «Возьми его сюда, чтобы на глазах был». Только она заходит в кухню с ним на руках, в комнате раздается грохот. Штукатуркой были засыпаны весь пол, шкафы, стол и даже диван, а на потолке образовалась «лысина» в 1,5 кв. метра. Будь там ребенок, точно бы убило.
Два года назад был похожий инцидент: на шестилетнего Данилу, сына Евгении Анатольевны, упал кусок штукатурки, когда он учил уроки. Дело в том, что плиты перекрытия установлены криво, «благодаря» чему на их стыках слой штукатурки настолько толстый, что при падении на чью-то голову на самом деле мало не покажется. Некоторые соседи «укрепили» свои потолки потолочным декором – пенопласт все же легче песка с цементом. Но стены продолжают «дышать», по стыкам идут трещины, а обои отходят от стен на пару со штукатуркой.
Евгения Анатольевна рада бы сделать ремонт, да только при суммарном семейном доходе в 30 тысяч тенге, когда только за коммунальные услуги уходит по девять тысяч ежемесячно, выделить 35-40 тысяч на ремонт потолка – почти фантастика. В ее «однушке» проживает четыре человека, в том числе два несовершеннолетних ребенка. С подобными проблемами сталкиваются практически все жильцы дома.
– Сколько помню себя, в этом доме всегда трещины, – рассказывает ее дочь Дарья, – но с тех пор, как по ул. Пугачевской стали регулярно ходить большие автобусы и тяжелые машины, ситуация ухудшилась. Тимошу теперь кладу с собой, боюсь, что ночью может на него упасть кусок штукатурки с потолка, а ремонтировать не на что. Я пыталась получить через собес помощь, как мать-одиночка, но мне отказали, мотивируя тем, что живу с мамой, хотя душевой доход в нашей семье значительно меньше десяти тысяч тенге в месяц.
Некоторые жильцы опасаются, что в случае признания дома аварийным, его снесут, а они лишатся собственного жилья. Но дом аварийным не является. Об этом рассказала старшая по дому Валентина СКАЧКОВА:
– Дом наш был построен в 1961 году, периодически ремонты проводились, но 10 лет назад нас исключили из КСК «НУР» потому, что сумма набирается маленькая. Тогда по всему периметру дома начало «рвать» инженерные сети, председатель КСК требовал погасить долги по квартплате, а люди не хотели платить, потому что были недовольны работой КСК. Теперь мы сами проводим опрессовку, ремонт инженерных сетей и так далее. Вентили «Водоканал» срезал, пришлось свои ставить. Нам всего-то надо укрепить стены, перекрыть крышу, а с остальным мы и сами справляемся. В принципе, самая основная проблема в нашем доме – неплатежеспособность его жителей. Из 15 квартир только в двух есть работающие, в остальных живут пенсионеры и малоимущие граждане, для которых сдать на ремонт дома по 40 тысяч тенге просто неподъемно.
По словам Валентины Васильевны, комиссия из горакимата в доме была, но аварийным он не был признан. Инженерные сети проложены в кирпичном желобе, подпол сухой, фундамент крепкий, стены – тоже. Только пожарные сочли его таковым в виду деревянных лестниц, поскольку они пожароопасны, однако никаких документов, подтверждающих этот вывод, ей найти не удалось ни в пожарной инспекции, ни в акимате города. Предложение провести ремонт в рамках государственной программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства не вызывает у жильцов энтузиазма.
– Это слишком дорогое удовольствие, – пояснила Валентина Васильевна. – Люди у нас и так едва концы с концами сводят, и впрягаться еще в такой большой долг да на несколько лет им просто не под силу. Такая программа годится только для многоквартирных домов, где по 90-120 квартир.
– На самом деле это не так дорого, как кажется, – считает главный специалист коммунального сектора отдела ЖКХПТиАД Уральска Асхат ШАДИЯРОВ. – Кредит предоставляется на 7-15 лет в зависимости от объема работ и суммы затрат. Даже 8-квартирные дома проходят через эту программу. Например, в 2014 году были отремонтированы дома №№2, 3 по ул. Привокзальной. Один дом на 22 квартиры, другой – на 28. В них было заменено все, что только можно заменить: окна, все инженерные сети, включая канализацию, проведен капитальный ремонт кровли, козырьков, входных дверей, подъездов, фасадов, сделана отмостка, укрепляющая фундамент. Стоимость ремонта порядка 20 млн тенге. Дома приняты всеми комиссиями, тепло подключено. Кредит жителям предоставлен на 15 лет, с каждой квартиры по 6-7 тысяч тенге в месяц выплачивают. Но можно заключить договор только на необходимые работы, а для малоимущих предусмотрена помощь через горсобес.
Начальник отдела занятости и социальных программ Айгуль ТУКЕШЕВА подтвердила, что такая возможность есть, но документы принимает ЦОН и каждый случай рассматривается индивидуально. Есть вопросы, обращайтесь непосредственно в сектор жилищной помощи горсобеса по адресу: пр-т Достык, 161 (в районе ост. Ул. Карева), второй этаж. К слову, на сходы граждан, желающих войти в программу модернизации ЖКХ, наряду с представителями жилкоммунхоза обязательно выезжают и специалисты горсобеса, чтобы на месте разъяснить людям, на какую помощь государства они могут рассчитывать и какие для этого нужны документы.
– Главная наша проблема в том, что нет согласия между соседями, – убеждена Нина СУРАДЕЕВА. – Я очень переживала, когда нас «выгнали» из КСК. Сейчас в нашем доме позже всех подают тепло, потому что самим проводить опрессовку и ремонт в случае порыва сетей очень тяжело. В этом доме мы живем с 1970 года, штукатурка под окнами сыпется постоянно. Нужно либо стяжку делать, либо как-то укреплять фасад. Крышу тоже нужно ремонтировать. Разве под силу это сделать самим? Здесь профессиональные строители нужны. Думаю, что провести ремонт по госпрограмме модернизации ЖКХ – неплохой вариант, но нужна нормальная разъяснительная работа. Люди отказываются из-за незнания и недоверия, но при этом сами же и страдают, – говорит Нина Матвеевна.
Небольшой огонек надежды затеплился у жителей этого дома, когда прошли довыборы в городской маслихат. По избирательному округу №3 избран молодой, напористый, многообещающий предприниматель Аркадий РУБЦОВ. Правда, каким образом он может помочь в данном случае, пока неясно. Разве что убедить коллег по депутатскому корпусу выделить средства на ремонт фасада этого дома, чтобы не шокировал он горожан своей обшарпанностью во время празднования 70-летия Победы над фашизмом. Но ведь в целом это не решит проблему. Согласно действующему законодательству, собственник жилищного фонда должен сам заботиться о сохранности своего жилья, а это значит, что надо научиться договариваться с соседями, активнее искать пути решения и пользоваться возможностями, которые предоставляются государством. Вот только воспользоваться ими не всегда получается.
Анна МАРЬИНА, фото автора