– Думаю, в нашем управлении культуры и минкульте работают адекватные люди, понимающие, что это гибельный путь для обоих творческих коллективов, и такого не будет.
– Судя по Актюбинскому драмтеатру, хорошего мало в таком объединении. Однако и у вас сейчас есть актёрские вакансии, нужны режиссёр-постановщик и художник-декоратор? Это из-за низких зарплат?
– Низкие зарплаты были всегда. Заслуженный артист КазССР Владимир Яковлевич ПОПОВ говорил: «Мы служим в театре не за деньги». Потому что деньгами зарплату артиста не назовёшь. Плюс отсутствие жилья. Есть общежитие, две служебные квартиры, но это не решает проблем. Когда я пришёл в театр в 1999 году, оставалось всего 15 актёров. Мы пытались привозить их откуда-то, но уже через месяц были готовы вернуть на биржу. Мало быть способным, без дисциплины и трудолюбия хорошего актёра не получится.
– Ну, этот постулат годится для всех профессий.
– В театре – особенно. И тогда на худсовете было принято решение брать всех желающих и тех, кто в первый год не ушёл, показав свой интерес к профессии, учить заочно в театральных вузах. Тут и Оксана Малуша, тогда ещё актриса нашего театра, закончила СГАКИ, стала преподавать в музыкальной школе, основала детский театр «Волшебная рампа». В основном, её ученики и стали пополнять ряды молодых актёров. Через студию Малуши прошли Марина КОВАЛЁВА, Людмила ЗАХАРОВА, Николай РОМАНОВ, Алексей ЮШКО, Руслан ДЖУМАХМЕТОВ с красным дипломом окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Собинова, Регина ФИЛАРЕТОВА – студентка Московского государственного института культуры и искусства… На сегодняшний день в штате областного драматического театра им. А.Н. Островского 108 единиц, в том числе 30 актёров. Шестеро учатся заочно, пятеро из них – в Самарской государственной академии культуры и искусства, причём один – на техническом факультете, поскольку спектакль складывается из общей работы, включая технические службы. В общем, учёба у нас приветствуется, хотя, не скрою, с административной точки зрения, это добавляет сложностей.
– А почему же тогда столько вакансий?
– За последние пять лет из жизни ушли трое актёров – Владимир ПОПОВ, Максим НЕМЧИНОВ и вот уже потеря нынешнего сезона – Раиса КУРБАНГАЛЕЕВА. Супруги ПАЦАЛЬ и Галина НЕМОЛОЧНОВА уехали в Россию, Андрей УРАЗОВ решил попытать счастья в других проектах, Алексей ЕГОРОВ предпочёл театральной сцене съёмки в телесериале, Мирослава ШОНАЛОВА, кстати, филолог по образованию, ушла в журналистику. Это их право. К слову, Галя попрощалась с театром красиво, оставив на память не только свои прекрасные актёрские работы, но и состоявшись, как режиссёр. Немало выросших на сцене Уральского театра драмы теперь радуют зрителей в других городах, с теплом вспоминают наш коллектив, не теряя связи с коллегами. Некоторые, проработав несколько лет на сцене, выбирают более прозаические и денежные профессии, и не стоит их упрекать в этом. Ведь театр – это не место работы, а образ жизни.
– Через месяц у актёра вашего театра Владимира КРАВЦОВА двойной юбилей – 75-летие и полвека служения Мельпомене. Будет бенефис юбиляра?
– Форму поздравления выберем на его вкус. Он человек очень скромный, но мы его «раскрутим», расскажем уральцам, каков наш Владимир Артемьевич на самом деле.
– А что в ближайших планах театра? Не планируете привлекать режиссёров-постановщиков со стороны?
– Сейчас у нас в работе «Валентинов день» Ивана ВЫРЫПАЕВА в постановке Малуша, две сказки – казахстанского автора Дулата ИСАБЕКОВА «Честный обманщик», за постановку которой взялся актёр театра Руслан ДЖУМАХМЕТОВ, и «Жили-были две лисички» в постановке мастера сцены Марка ЛАРИНА. К слову, многие наши актёры с высшим специальным образованием успешно справляются и с режиссёрской работой, но приток свежих сил всегда полезен. На открытие следующего сезона планируется музыкальная комедия М. Ауэзова «Айман-Шолпан», на которую думаем пригласить режиссёра из другого театра. Желающие есть, ведутся переговоры по согласованию сроков и… оплате труда. Мы верим в свои силы и опираемся на любовь зрителей.
Справка «Н»
Театр в Уральске возник в 1858 году, и уже в 1859-м на его сцене местный молодёжный кружок любителей драматического искусства стал регулярно ставить одноактные пьесы, в основном водевили. Но вскоре в репертуаре театра прочное место заняли пьесы А.Н. Островского, и первой постановкой стала «Бедность не порок», в которой наряду с любителями играли приглашённые актёры из Саратова и Оренбурга. Сам драматург о деятельности уральского театра был хорошо осведомлён. Уральск один из немногих городов, где на сцене прошли все произведения Островского. В 1899 году, например, за один сезон зрители посмотрели семь его пьес!
На гастроли сюда приезжали артисты провинциальных театров, а также из Москвы и Санкт-Петербурга, через три года на его сцене была поставлена и первая оперетта «Кетти и Бетти», музыку к которой написали атаман Столыпин в соавторстве с выдающимся русским композитором Даргомыжским.