Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
4 C
Уральск
2.1 C
Аксай
Еще

    Строили-строили

    …наши предки, чтобы потомки в итоге все разрушили. Такой вывод напрашивается, если попробовать разобраться в ситуации с архитектурными памятниками Уральска.
    Какой дом рискует развалиться вслед за особняком купца Рассохина? Откуда в Старом городе взялись львы со свиными головами? И почему число исторически ценных объектов, находящихся в хорошем состоянии, не достигает и 15%? Ответы на все эти вопросы искала корреспондент «Н».

    3821 3822

    На грани
    Уральск может похвастать не только архитектурой в классическом итальянском или мавританском стиле, но и обилием изуродованных зданий. Над некоторыми постарались сами люди — как в случае с Ротондой, бульвар вокруг которой не могут восстановить уже 90 лет со дня его разрушения большевиками. Или взять здание, когда-то бывшее Домом моды Аккенже Девятко — случай из разряда «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Решив отреставрировать особняк, строители переборщили с элементами из разных стилей, превратив образец итальянского градостроения в ассиметричный безвкусный китч.
    Ну или, на худой конец, вспомнить здание, о котором Чехов написал целый рассказ — дом с мезонином. Ведь самое интересное в нем даже не то, что им заинтересовался классик русской литературы. Самое интересное в этом особняке то, что мезонина на нем уже нет. По крайней мере, последние 19 лет, с тех пор, как его переделали в филиал «Цеснабанка», несмотря на многочисленные протесты уральцев и обещаний со стороны владельцев восстановить декоративные элементы на фасаде здания.
    Впрочем, необязательно что-либо предпринимать, чтобы испортить здание. С некоторыми памятниками архитектуры как раз-таки достаточно не делать ничего. Так, например, пострадал жилой дом по улице Некрасова, № 22, о чем «Н» сообщала в предыдущем номере. Когда-то он принадлежал купцу Рассохину, затем, в начале ХХ века здесь жил знаменитый русский писатель Константин Федин. Но даже этих фактов не хватило, чтобы городские власти выделили средства на его ремонт, просить о котором жильцы начали еще 20 лет назад! В результате неделю назад дом обвалился.
    — К сожалению, это не единственное здание, которое находится на грани разрушения, — рассказал «Н» начальник госинспекции по охране историко-культурного наследия ЗКО Нарынбек МАМАЕВ. — В городе насчитывается 142 памятника, причем 120 из них — историко-культурные памятники архитектуры. И почти все они находятся в плохом состоянии. Не требуют ремонта лишь 10 объектов.

    Денег нет!
    Как вышло, что число зданий, над которыми не висит угроза разрушения, не достигает и 15% от старинной архитектуры Уральска?
    — Архитекторы делят застройки нашего города по ряду особенностей, характерных для отдельных временных этапов развития города, — говорит Нарынбек Ракишевич. — Это качество применяемых строительных материалов, способы возведения дома, его функциональные и стилистические стандарты. В общем, здания Уральска делят на шесть групп. Самой важной из них считается первая — это застройки до 1850 года. Их надо постоянно поддерживать: укреплять фундамент, ремонтировать кровлю, фасад… Однако отреставрированы лишь единицы — например, бывший «Русский торгово-промышленный коммерческий банк», ныне здание акимата ЗКО. Или филармония, также известная как дом купца Карева — хотя и ее дворовая часть требует более частого ухода.
    Остальные здания же рискуют однажды развалиться, как дома из сказки про трех поросят. Ведь многие из них не ремонтировали уже более 10-ти лет. Как объяснили в аппарате городского акимата, в бюджете Уральска нет денег, чтобы постоянно ухаживать за всеми памятниками архитектуры. Язвительные замечания уральцев о том, что при этом бюджетных средств хватает на постоянную замену кладки вокруг арыков, номерных табличек на жилых домах или мусорных урн на проспекте Достык, чиновники игнорируют.
    Отказывается комментировать ситуацию и ЖКХ. А тем временем в очереди на разрушение стоит здание военной прокуратуры — если не отремонтировать его в течение ближайших двух лет, оно развалится вслед за рассохинским особянком, утверждают специалисты.

    Не все зависит от нас!
    Правда, некоторые объекты власти Уральска все-таки поддерживают. К примеру, акимат города держит под постоянным наблюдением арку при госпитале УВД. В прошлом году сооружение снесли и возвели на его месте такое, чтобы избежать обвала.
    — Эта история наделала много шуму в СМИ, — продолжает Нарынбек Ракишевич. — Горожане упрекали чиновников в варварском отношении к архитектурному наследию Уральска, а зря. Просто так ломать сооружение никто бы не стал. Оно покрылось трещинами. Если бы арку не снесли, рано или поздно она бы обрушилась прямо кому-нибудь на голову! И в том, что на ее копии появились точно такие же трещины, городские власти не виноваты. Дело в том, что когда это палаццо возводили, автобусов не было и в помине. Уровень напряжения был куда ниже. А сейчас мимо этих застроек каждые пять минут ездят такие большие автобусы, как № 35, 5 или 22, что вызывает вибрацию. А она влечет за собой трещины. Проспект Достык — одна из самых оживленных улиц в Уральске, поэтому мы не можем запретить здесь движение транспорта. Единственный выход — это регулярный снос и реконструкция некоторых строений.
    Также Мамаев считает: в удручающем состоянии архитектуры не стоит винить исключительно власти города.
    — Часть зданий относится к жилому фонду, — объясняет он. — Поэтому акимат не может их контролировать, ответственность за состояние таких домой несут сами жители. Обычно в старинных домах проживают от 8 до 13 семей, которые должны ухаживать за своим жилищем самостоятельно. И речь здесь идет не только о капитальной реконструкции. Во многих случаях важно просто вовремя проводить какие-то мелкие работы. Но часто бывает так, что люди не в состоянии объединиться и скинуться на ремонт, или же им просто все равно. В итоге здание приходит в упадок и постепенно разрушается.

    Наследили по наследию
    Бывают случаи, когда вред зданию причиняют сами владельцы. Уральцев, к примеру, уже давно возмущает вид дома, где располагается салон красоты «Альбина» (на снимке), что неподалеку от площади Абая. На охряном фоне вызывающе выделяется красный алюкобонд, а сверху прибита табличка «Памятник архитектуры», что многим горожанам вообще кажется издевательством.
    — Алюкобонд скоро снимут, — заявил Нарынбек Мамаев. — Перед Днем города мы связались с хозяйкой салона. Она не думала, что ремонтом своей фирмы причиняет зданию ущерб, и обещала убрать стройматериал в ближайшее время. Но кроме «Альбины», в Уральске есть множество других примеров, когда вид дома или даже целой улицы испорчен. Это «Омега-сектор» или магазин «Обувь» при педагогическом колледже имени Досмухамбетова. Последний, к сожалению, снести нельзя, хоть он и закрывает архитектурный памятник — по документам у нас нет никаких оснований убрать эту постройку. Впрочем, и на остальных давить, угрожая судом, нет никакого смысла. Виду здания это не поможет — ни один владелец в таком случае не вернет его в надлежащий вид, пока не закончатся судебные разбирательства. В отношении предпринимателей мы давно выбрали стратегию сотрудничества.
    Тем не менее, панораму Уральска портят не только магазинные вывески и сайдинг. Многие уральцы уверены: чрезмерное смешение стилей в виде английских телефонных будок, кованных остановок на манер барокко и современного искусства тоже портит город.
    — Да Бог с ними, — комментирует ситуацию скульптор Рафаэль ШАМСУТДИНОВ. — В конце концов, ковка — это красиво, а фьюжн тоже может быть интересным. Плохо, когда люди, возомнившие себя деятелями искусства, лепят абсолютный бред, не учитывая форму. Понимаете, у всего есть форма. Ничто не существует без формы. Солнце — это шар, ель — конус, здание — куб. А тут остановку «Пединститут», мягко говоря, уродует декор торгового дома «Достык»! Если атлантов еще можно перенести, то у львов откровенно заметны свиные морды. Куда все смотрят? Тем более, магазин давно не работает, здание пустует — неужели нельзя снять эти статуи? Они же всю улицу портят!

    Не конец?
    Возвращаясь к особняку купца Рассохина: скорее всего, останки здания снесут. Как утверждают архитекторы, износ особняка превышает 60%. То есть, по строительным стандартам, ремонту он не подлежит. Здание можно только воссоздать, но в акимате в который раз повторили: в бюджете денег нет. Поэтому бывший памятник, вероятно, снесут, а его территорию выставят на продажу.
    Единственный возможный способ решить ситуацию — найти мецената, который восстановит здание. Но музей «Старый УральскЪ» уже несколько лет пытается его найти. Безуспешно: затраты на реконструкцию особняка настолько высоки, что легче построить новый дом.
    — Случаи, когда находились предприниматели, готовые отреставрировать памятник архитектуры, единичны, — говорит Нарынбек Мамаев. — Последний произошел в 2005 году, когда бизнесмен Ришат ХАЙРУЛЛИН заново отстроил Красную мечеть. Кстати, уровень износа мечети равен уровню износа рассохинского особянка. Там тоже обрушились стены, был снят минарет. Ришату Увалиевичу много раз предлагали не мучиться, а построить на месте храма булочную. Но он не отступился, и тогда люди решили его поддержать. Строили мечеть всем Уральском — кто-то одолжил строительный кран, другие установили забор, третьи просто помогали разгребать завалы. Может быть, такая же история повторится и с домом Рассохина? Такое возможно, если мы вспомним, что ответственность за культурное наследие предков лежит именно на нас. Главное — начать действовать.

    Жамиля Алимбаева


     
    Предыдущая статьяПосле операции в СИЗО
    Следующая статьяЧто потребил – то и оплатил
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Шесть медалей Кубка Восточной Европы – у казахстанцев

    21 ноября в Щучинске состоялся первый этап соревнований по...

    На Новый год казахстанцы будут отдыхать четыре дня подряд

    День отдыха перенесен с воскресенья, 5 января, на пятницу,...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл