В середине 1980-х годов один из жителей Уральска приехал на научный форум в Калугу и стал свидетелем любопытного разговора двух ученых. «Живу я в Европе, а работаю в Азии. Бывает, что несколько раз в день пересекаю границу двух частей света», — говорил один. «Откуда же вы? Может, из Магнитогорска?» «Вы попали в точку. Когда я рассказываю о мгновенных перемещениях из одной части света в другую, многие удивляются». Наш земляк сделал паузу, а затем едва не поверг своих коллег в шок: «Я эту границу форсирую, перехожу, перелетаю. Живу в Европе, садовый участок имею в Азии, мой отец всю сознательную жизнь провел на границе Европы и Азии. Угадайте, из какого я города!». Ученые называли Орск, другие города, но, наконец, сдались. «Из Уральска я! — сказал наш земляк. – А отец мой в пароходстве работал». «Уральск – это который на реке Урал? Где осетры водятся? Но ведь нет там никакой границы!» «Есть! У нас в Уральске на берегу Урала стоит монумент «Европа – Азия». И в Оренбурге стоит. «Граница Европы и Азии проходит совсем не по реке Урал…» Разгорелся спор, каждая из сторон осталась при своем мнении.
Кто-то из читателей наверняка скажет, что это – глупый спор. Станет ли людям лучше жить от того, где именно пройдет граница двух частей света? Прибавится товаров в магазинах? На них упадут цены? На Земле прекратятся войны и наступит всеобщее благоденствие? И все-таки, поговорить об этой самой границе стоит. Ведь поиск истины нужен в любой сфере человеческой деятельности, а уж в науке – тем более. Хотя бы потому, что в нашем несовершенном мире проведение неточных границ чревато всякими недоразумениями и даже войнами.
Еще в 18 веке в эпоху Петра I, блистал всеми гранями талант выдающегося ученого и государственного деятеля Василия Никитича Татищева. Именно он ввел в отечественную историю и географию понятие Урал – Каменный Пояс. Именно Татищев провел границу Европы и Азии по Уральским горам и по реке Урал. Больше двух веков эта граница остается непререкаемой для многих. Она действительно отмечена обелисками «Европа – Азия» в Уральске и Оренбурге.
В середине 19 века географ, исследователь реки Урал Николай Северцов изучал природные особенности приуральских степей и пришел к выводу, что проведенная Татищевым граница между Европой и Азией ничего не разграничивает. И оба берега реки в природном отношении совершенно одинаковы.
«Провести границу между Европой и Азией по Уралу пытались царские правители Оренбургского края. Она была нужна им для того, чтобы подчеркнуть принадлежность Оренбурга, расположенного на правобережье Урала, к «цивилизованной Европе» и отмежеваться от «дикой Азии», — пишет в своей книге «Река Урал» директор оренбургского Института степи Александр Чибилев.
Он же обращает внимание на доказательства современных географов о том, что граница между Европой и Азией проходит по подножию Уральского хребта, Мугоджарских гор и реке Эмбе. Именно по этой линии стыкуются материковые платформы Европы и Азии, образуя единый материк Евразию. Таким образом, граница по реке Урал имеет лишь историческое значение, считает Чибилев.
В этом плане большой интерес представляют исследования известного ботаника, бывшего ректора Уральского пединститута им. А. С. Пушкина, ныне покойного Есенбая Агелеуова. В 1975 году в Саратове был издан автореферат его диссертации «Пойменные луга Урала в сравнении с лугами пойм рек степной зоны СССР (Днепра, Дона, Волги и Иртыша). Агелеуов делает вывод:
«При ботанико-географическом делении долину Урала необходимо относить к областям, связанным с Европой, а не с Азией. Отсюда, юго-восточную границу между Европой и Азией следует проводить не по реке Урал, а восточнее – по Мугоджарам и реке Эмбе».
В 30-60-е годы прошлого века в учебниках и энциклопедиях граница Европы и Азии проводилась именно так. Некоторые издания, правда, делают оговорки:
«Граница с Европой условна. Большинство географов проводит ее по восточной подошве Урала, рекам Эмбе и Манычу» («Малая советская энциклопедия», 1960 г.,т. 1, стр. 182, статья «Азия»).
«Граница с Азией условна: обычно она проходит по восточному подножию Урала, р.Эмбе и Кумо-Манычской впадине. Некоторые географы оставляют в пределах Европы весь Кавказ» («Малая советская энциклопедия», 1960 г., т. 3, стр. 777, статья «Европа»).
А вот это уже интересно! Чем больше читаешь разных источников о Европе и Азии, тем больше они начинают раздражать расплывчатостью формулировок и оговорками. «Оставляют весь Кавказ…» Если это так, где тогда проходит граница Европы и Азии за пределами бывшего СССР? По северным провинциям Ирака? Южному побережью Турции? Куда тогда попадает Турция – в Европу или в Азию?
Беда в том, что даже в энциклопедических изданиях южная граница Европы практически не описывается и не обозначается. В учебниках географии о ней говорится более конкретно. Наконец, откроем одно из последних справочно-энциклопедических изданий – «Популярный энциклопедический словарь» (Москва, издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.). Вот что говорится в нем в статье «Азия»:
«Граница между Европой и Азией обычно проводится по Уралу или его восточным подножиям, рекам Эмбе, Куме, Манычу, морям Каспийскому, Азовскому, Черному и Мраморному, проливам Босфор и Дарденеллы (между Черным и Азовским морями часто – по Большому Кавказу). С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки отделена Беринговым проливом. Омывается Северным Ледовитым, Тихим и Индийским океанами и их окраинными морями, а также внутриматериковыми морями Атлантического океана».
Ну, наконец-то что-то определенное! По приведенному описанию, подавляющая часть территории Турции относится к Азии, а Стамбул и северо-запад страны попадают в Европу.
Когда Казахстан собрался вступать в Европейский футбольный союз, одним из аргументов «за», кроме чисто футбольных (необходимость учиться у более сильных европейских команд), был еще и географический: Запад Казахстана находится в Европе. Но какой Запад? Если иметь в виду границу Европы и Азии, проведенную В. Татищевым, то в Европе оказывалась гораздо меньшая часть нашей страны, чем в случае проведения границы по Мугоджарам и Эмбе. Так что, для наших футбольных чиновников второй вариант выглядел более привлекательным. Все обошлось: Казахстан, как азиатско-европейскую страну, в УЕФА приняли. Но если бы вся территория Казахстана относилась к Азии, тогда с принятием его в УЕФА возникли бы серьезные проблемы. Пришлось бы буквально бить себя в грудь, доказывая, что казахстанский футбол просто умрет без общения с футболом европейским. Мол, примите нас в качестве исключения…
Кстати, во время дискуссий о том, принимать или не принимать Казахстан в УЕФА, некоторые европейские спортивные функционеры подчеркивали: ваша страна – азиатская. Пришлось напомнить им о принадлежности казахстанской территории как к Азии, так и к Европе. Поэтому определение границы Европы и Азии – вопрос весьма серьезный. Но в науке до сих пор нет по нему определенности.
А вот астрономы всего мира показали хороший пример согласованных действий. Дело в том, что в последние 8-10 лет в астрономии кипели споры о самой отдаленной, девятой, планете Солнечной системы — Плутоне. Полученные с помощью космических аппаратов «Пионер» и «Вояджер» данные позволили значительно уточнить размеры планеты и параметры ее движения. Оказалось, что Плутон не только уступает по своим размерам Земле, но даже самой маленькой, как считалось, планете – Меркурию. Прошедший в 2006 году конгресс Международного астрономического союза постановил считать Плутон астероидом, который, кстати, обращается вокруг Солнца по довольно вытянутой орбите, наклоненной к эклиптике (плоскости обращения других планет вокруг Солнца) на 17 градусов.
То есть ученые определились: Плутон – астероид, планет у Солнца снова стало 8. Давно пора ученым собраться и решить вековой спор о границе Европы и Азии. Ведь об этой «границе» впору анекдоты рассказывать. В любом случае, обелиски в Уральске и Оренбурге вряд ли снесут: кто же откажется иметь под боком такую «экзотику» как монумент, обозначающий границу частей света!
Кстати, на территории бывшего Советского Союза монументов, обозначающих границу двух частей света по Мугоджарам и Эмбе до сих пор нет. Наконец, мы подошли к еще одному принципиальному моменту.
В справочниках и краеведческой литературе река Урал относится к европейским рекам. Подчеркивается, например, что среди рек Европы Урал по своей протяженности уступает только Волге и Дунаю. Обратите внимание, среди рек Европы! Если так, то тогда граница Европы и Азии должна проходить по Мугоджарам и Эмбе – только в этом случае Урал оказывается в Европе. Если же границу проводить по реке Урал, то наш Яик-Горыныч и вовсе попадает в пикантное положение. К какой части света его отнести, если он сам – граница?! Можно к Европе, а можно к Азии?
Инертность, безразличие ученых мужей просто поражают. Сами же пишут, что ничего неясно с границей, и сами же этому неведению способствуют. «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – науке еще неизвестно, наука еще не в курсе!» — говорил лектор «по распространению» из кинофильма «Карнавальная ночь», роль которого блестяще сыграл Сергей Филиппов. Но что Марс, тут границу двух частей света на Земле-матушке потеряли! Может, наши потомки ее найдут?
Александр СУЕТИН
Не важно, что есть граница, жалко, что г.Уральск ныне в РК