Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-4 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    Ириклинский синдром

    Отшумело половодье на третьей по протяженности реке Европы – Урале. Отшумело? Так мы говорим, скорее, по привычке. Ведь не было никакого шума! Пик половодья 9 мая – 369 см над нулем графика – разве это шум?! Это тихая гавань, болото. Каким был Урал раньше, до заполнения Ириклы, спросите у наших отцов и дедов. На Урале и рыбы было – завались, и судоходство развивалось, и прибрежный лес жил нормальной жизнью, а не как сейчас – засыхает от падения уровня грунтовых вод. Наш читатель Владимир Воронков, ныне покойный, возмущался зарегулированием Урала и предлагал соорудить около Уральска свою Ириклу: мол, чем мы хуже россиян? Мы тоже хотим иметь обширный водоем, а не жалкую речушку…

     «Всемирный потоп» 

    Заполнение Ириклы началось 17 апреля 1958 года и завершилось 8 мая 1966 года. Гидроузел водохранилища образован глухой смешанно-набросной плотиной и береговым бетонным водосбросом, где находится гидроэлектростанция мощностью 30 мегаватт. Глубина Урала около плотины достигает 40 метров.

    По официальной версии, Ириклинское водохранилище было построено в 1949-1957 годах с целью гарантированного водоснабжения Оренбургской области. Под водой оказалась площадь в 26 000 гектаров при средней глубине  12,5 метра.

    Желание как следует напоить «испепеленное солнцем, очень страдающее от засух» Оренбуржье было столь велико, что под воду ушли село Милятино, поселки Зубочистка, Софинка, Орловка, Никольский, Осетинский, Севастопольский, Горный Ерик, аул Шубартау… Проектанты, как говорится, прошлись по истории – затопили Таналык, родину известного русского писателя Валериана Правдухина (1892-1939), по следам которого уже много лет отправляется всем хорошо известная экспедиция.

    «Создание водохранилища облегчило борьбу с наводнениями в городе Орске, — пишет директор Оренбургского Института степи, участник экспедиций «По следам Правдухина» Александр Чибилев. — На нем была построена гидроэлектростанция, а затем Ириклинская ГРЭС – одна из крупнейших в Уральском экономическом районе. Сооружение водоема позволило расширить возможности для развития рыбного хозяйства и ирригации в верхней части бассейна Урала» (А.Чибилев, «Река Урал», Ленинград, «Гидрометеоиздат», 1987 г., стр. 49).

    Так и хочется предложить другую, уральскую версию:

    «Создание водохранилища нарушило отрегулированный природой водный режим Урала, особенно в весенний период. Из-за снижения стока ухудшились условия обитания рыб, ирригации и судоходства в нижней и средней частях бассейна Урала».

    Когда уральским речникам напоминаешь о мнениях некоторых специалистов по поводу «невлияния» Ириклы на водный режим Урала, они откровенно смеются: мол, кого хотят провести?! В Ириклинском водохранилище сосредоточено 3,2 кубических километра воды – вдвое больше среднегодового стока в створе гидроузла. Еще одна цифра для сравнения: среднегодовой сток Урала в устье составляет 10,1 кубокилометра (справочник «Водное хозяйство СССР», 1988 г.). Сегодня, надо полагать, эта цифра уменьшилась. Так что в Ирикле зарегулирована почти треть среднегодового стока Урала.

    По версии некоторых официальных лиц, в 2005, 2007 и 2011 годах более высоких подъемов удалось избежать только благодаря согласованию режима водосброса в апреле-мае. Другие официальные лица, просившие не называть в прессе своих фамилий, утверждают совершенно обратное: никаких согласований не было и не могло быть.

    Одеяло – на себя

    Сработка водохранилища производится так, как это выгодно нашим соседям. Переполняется водоем – следует аварийный сброс и в Приуралье – потоп, а если мало живительной влаги – водохранилище «на замке». Тогда делаются так называемые санитарные попуски в объеме 15 кубометров в секунду.

    На прошедшей в ноябре 2008 года в «Парк-отеле» конференции по Уралу некоторые российские ученые с возмущением говорили о планах сооружения в 1970-х годах Галицинского водохранилища выше Рубежки длиной 180 км. Оно убило бы Урал! Рыба «сварится» в таком большом, но мелководном водоеме…

    Но в Ириклинском водохранилище разве не убивают рыбу?

    Откроем эколого-географический атлас А. Чибилева «Ириклинское водохранилище» (Оренбург, 2002 г.):

    «Несмотря на 45-летнюю историю водоема и приобретенный опыт, оптимальный уровневый режим пока не найден. Зимние и, особенно, залповые предвесенние снижения уровня, которые стали применяться в последнее десятилетие, наносят непоправимый эколого-экономический ущерб рыбному хозяйству водоема и отрицательно влияют на речную систему гидроузла. В результате сброса воды в ожидании высокого паводка до 3000 гектаров самых репродуктивных мелководий водохранилища оказываются к концу зимы придавленными многотонными массами льда» (стр. 6-7).

    Но такие «мелочи» во внимание не берутся. Российские ученые с гордостью говорили, что им удалось отговорить Минводхоз СССР не давать «добро» на строительство Галицинского водохранилища на территории Казахской ССР. Да, огромный водоем принес бы больше вреда, чем пользы. Об этом, кстати, убедительно писал доцент Уральского пединститута им. А.С. Пушкина Георгий Москалев в сборнике «Экономическое развитие Северного Прикаспия» (Уральск 1973 г.). Но введение в строй Ириклинского водохранилища разве не глупость, не убийство Урала?

    Да, это третья по протяженности река Европы (2428 км) после Волги (3530 км) и Дуная (2850 км). Но сток Урала небольшой. В бассейне реки уже построено 7 водохранилищ: Верхнеуральское, Магнитогорское, Ириклинское на Урале, Верхнее-Кумакское (Большой Кумак), Каргалинское, Актюбинское (Илек), Черновское (Черная). К моменту заполнения Ириклы уже действовали Верхнеуральское и Магнитогорское водохранилища, необходимые для работы Магнитогорского металлургического комбината. Для производства 1 тонны стали нужно 50 тонн воды, поэтому сооружение таких водоемов в 1930-х годах можно считать оправданным. Но Ириклу-то зачем заполнять?!

    Урал – не Амазонка и даже не Волга. Он должен доходить до низовьев в объемах, необходимых для нормального функционирования сельского хозяйства, рыболовства, судоходства. Но этого давно уже нет.

    Брызги или слезы?

    А теперь позвольте еще одну цитату из атласа «Ириклинское водохранилище»:

    «…На протяжении более полутысячи километров бьет сейчас настоящий морской прибой с пеной и брызгами у берегов. Берега дарят нам удивительные природные контрасты: знойные ароматы степных эфироносов – чабреца, полыни, шалфея и свежий рыбный запах моря; цоканье степной пищухи и хохочущие крики чаек… Статус природного парка позволит сохранить это природное наследие для физического и духовного оздоровления населения» (стр. 40).

    Какое кощунство! Воистину, сытый голодного не разумеет. В Приуралье чайки «хохочут» так, что их самих уже не видно. А с Урала несет запах не моря и не реки, а болота.

    Во что сказал по этому поводу Александр Мамин, известный в нашем регионе пропагандист туризма, заядлый путешественник:

    «В 2007 году в составе велоэкспедиции по верховьям Урала я побывал на Ириклинском водохранилище. При виде необъятных водных просторов настроение мое упало: вот он где – Урал! А где он должен быть? В Приуралье, в Атырау! Мне было не до ириклинских красот. Не хотел бы еще раз оказаться на берегах этого водоема!»

    Откровенно высказался и председатель совета ветеранов ТОО «Флот» Александр Стариченков:

    «На Сакмаре, главном притоке Урала, тоже хотят водохранилища соорудить. Что же от Урала-батюшки останется? Выходит, что каждому свое: тем, кто в верховьях, моря и морскую топонимику, а нам – обмеление колыбели осетровых? Конечно, до заполнения Ириклы случались маловодные годы, но такого обмеления Урала, как сейчас не было!».

    Казахстану и России давно пора договориться о графике водосбросов из Ириклинского водохранилища для поддержания летних водных горизонтов около Уральска на отметках 100-150 см. Сегодня вода падает до 20-30 и даже 8 см, как это было в 1977 году.

    В последние годы наметились подвижки: проблема Урала обсуждается на государственном уровне, разрабатываются мероприятия по спасению реки.

    Чтобы ускорить эту работу, изжить ириклинский синдром, необходимо воссоздать эффективно действовавший в советское время межреспубликанский комитет по Уралу, членом которого был бывший испытатель завода «Зенит», депутат областного совета народных депутатов Борис Мясников.

    Тянуть дальше некуда: не дай Бог, зарегулируют Сакмару – тогда нам впору вводить новую топонимику: село Сухостой, залив Воробью по колено, а сам Урал назвать рекой несбывшихся надежд.

      Александр СУЕТИН


     
    Предыдущая статьяПоддержим своих!
    Следующая статьяОбделенные со всех сторон
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    На пограничном пункте «Сырым» в ЗКО внедряется электронная очередь

    Как сообщили в пресс-службе департамента государственных доходов ЗКО, с...

    Шесть медалей Кубка Восточной Европы – у казахстанцев

    21 ноября в Щучинске состоялся первый этап соревнований по...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл