Жители села Подстепное Теректинского района массово выступили против переименования села. 26 февраля на сельском сходе местные власти хотели не только поменять название пригородного поселка, но и переименовать полсотни старых советских улиц. Однако сельчане восприняли акиматовскую инициативу в штыки. Часть категорически отказалась расставаться с исторической памятью, а часть забеспокоилась из-за материальных затрат на переоформление документов. Местные чиновники подверглись резкой критике из-за наболевших в селе проблем.
Делать вам больше нечего
Напряжение в актовом зале местной школы чувствовалось с первых минут собрания. На сход прибыло свыше ста сельчан. Большинство составляли пенсионеры и люди среднего возраста. Молодежи практически не было. Замакима Подстепненского сельского округа Талгат Манатауов огласил с трибуны повестку дня.
— Назрела необходимость переименования улиц. Было желание жителей села о переименовании поселка, — сообщил было чиновник, вызвав возмущение присутствующих.
— Не было такого! Покажите список этих желающих! — выкрикивали из зала.
Но Манатауов не унимался.
— Сложность в том, что село постоянно расширяется, и появляются улицы с дублирующими названиями, с цифровыми обозначениями или вообще без названия.
По его словам, власти запланировали присвоить названия безымянным улицам, а также переименовать улицы с дублирующимися названиями.
— Есть три улицы Полевая, две — Комсомольских, Степных — три, Мира — три, Лесных — три. Это создает проблемы, как для самих жителей, так и для служб экстренного реагирования, — пояснил замакима.
Перед сходом сельский акимат провел опрос двух сотен сельчан и большинство проголосовало против переименования села.
Первым от имени подстепнинцев выступил Юрий Сластин:
— Мы не против, чтобы давали имена новым строящимся улицам. Но зачем переименовывать старые, на которых люди живут испокон веков. Вы так усердно этим вопросом занялись, а то, что у нас чистый поселок или нет, вас мало волнует. Например, наш местный врач уже три года живет без квартиры. Только переименованием занимаетесь. Зачем нам такой акимат нужен?
Односельчанина поддержали и другие выступающие.
Анатолий Ратань житель с. Подстепное:
— Выполняется какой-то заказ. Может быть и политический. Убрать Комсомольскую, Ленина, Советскую, это все понятно, но если мы не захотим менять, что насильно будут менять или как?
Елена Коневцева с. Подстепное:
— Я живу на ул. Животноводов. Хоть совхоза сейчас нет, но улица имеет историческое название. Нас всех устраивают нынешние названия. Если кого-то не устраивает название своей улицы, пусть собираются и пишут заявления.
Если одни выступали против переименований из-за того, что им дорога историческая память, другие возмущались по большей части из-за вытекающих после переименования финансовых затрат. По закону после изменения адреса нужно переоформлять все документы на жилье.
Галина Дедова житель с. Подстепное:
— Из памяти людей все хотите стереть. Мол, истории у нас никакой нет. Это помимо политического заказа, еще и экономический. Каждая поездка в город — это деньги. Вы сейчас смотрите на нас как на людей, которые сейчас пополнят чей-то кошелек.
Насипкали Махамбетжанов с. Подстепное:
— Народ свое слово сказал. Пусть она будет Советской, Ленина или Колхозная — это их право. Ни одна ономастика не имеет права заставлять и никто менять не будет! Мы и так заплатили налоги за машины, которые у нас 40 лет назад были. Никто ведь ни слова не сказал. Государство захотело заработать на народе. Хватит зарабатывать! Вы на пустом месте свои законы не придумывайте. Историю вы не перечеркнете!
В добровольно-принудительном порядке
Ситуацию в свои руки попыталась взять главный специалист отдела культуры, развития языков, физической культуры и спорта Теректинского района Венера Шин.
— В едином адресном регистре должна быть одна улица с одним названием. Не должно быть цифровое обозначение улиц. Здесь у вас сам черт ногу сломает. Вы это прекрасно знаете. В БТИ идет неразбериха. Вопрос стоит ребром. Старые технические паспорта нужно будет менять по любому за свой счет. У кого новые, там будет просто делаться запись, и ставиться печать, — обратилась Шин к сельчанам.
По словам районного специалиста, документы сельчане должны приводить в порядок сами:
— Все равно мы к этому придем и будем эти улицы постепенно переименовывать. Не сразу и безболезненно. Давайте друг другу сейчас не будем нервы трепать. Но при отстаивании старых названий улиц, вы должны собрать мнения не только жителей одной улицы, но и жителей села, — пояснила Венера Шин.
Как могла, успокаивала людей и главный специалист управления развития языков ЗКО Гульнара Альжанова:
— Никто никого не заставляет. Например, в городе я жила на ул. Сурова, затем ее переименовали в Кердери. От меня ничего не требовалось. Просто поставили в документе печать. Поэтому не надо заранее создавать проблему.
— Тем, кто хочет переименовать свою улицу, нужно провести собрание жителей, запротоколировать решение. Затем документально доказать, что тот или иной исторический деятель действительно заслуживает, чтобы его именем назвали улицу. После это нужно выслать протокол решения в район, если там его одобрят, вышлют нам. Вопрос мы вынесем на областную ономастическую комиссию, — разъяснила процедуру переименования Гульнара Жардемовна.
Встречу резюмировал, подоспевший из райцентра аким Подстепновского сельского округа Сержан Мадиев:
— Я встречался в секретарем раймаслихата, с руководством района и мы все пришли к одному мнению, что вопрос переименования села с повестки вообще снять. Что касается переименования улиц — это веление времени. Скорые, пожарные путаются в улицах. Мы займемся улицами, которые вообще не имеют названия, а так же улицами с цифровыми названиями и сильно дублирующими.
Но разгоряченный народ, казалось, уже не замечал своей маленькой победы, а переключился на другие животрепещущие проблемы поселка. Сельчане, проявившие, завидное единство в вопросах ономастики, в хаотичных выкрикиваниях, так и не смогли систематизировать свои претензии к власти. А этих претензий к местному исполнительному органу у подстепнинцев было, что называется, выше крыши.
Санат УРНАЛИЕВ, фото Георгия СЕМЕНОВА