Многие проживающие на дачах люди получили квартиры в качестве компенсации за затопленное жилье. Однако некоторые вынуждены продолжать жить в аварийных домах без света, газа, автобусного сообщения и соседей. Рядом – пустыри, лес, дикие звери и голодные бездомные собаки.
Роман ДРОЗДОВ
В 2023 году Венера Дощанова с мужем купили в рассрочку маленький домик в садовом товариществе «Елочка» на 1-й дачной. Домик снесли, на его месте построили большой двухэтажный дом с мансардой, провели газ. Но с переоформлением собственности немного затянули, документы получилось сделать только во время паводка. Прежней хозяйке дачи пришел отказ на компенсацию в связи с тем, что у нее имеется жилье в городе, а новых собственников акимат почему-то воспринимать не желает.
— Данные есть бывшей хозяйки, нас не берут на баланс, куда я только не ходила, и в акимат, и в ЖКХ, и в прокуратуру, хотя все документы на руках, — возмущается дачница.
По словам Венеры, в апреле, когда пришла стихия, весь первый этаж дома ушел под воду. Их дом был самым первым за дамбой, которую прорвало. Вода стояла два с половиной месяца, в дачном обществе отключили газ и свет. Семья с четверыми детьми съехала в съемную квартиру в Уральске. Назад вернулись уже в июле, начали понемногу прибираться, обустраиваться и как-то жить без привычных благ цивилизации. Воду приходилось привозить.
— Мы жили на даче до 10 октября, когда уже стало невыносимо холодно, у меня грудной ребенок, четверо детей, обогреватели не справлялись, и мы снова были вынуждены вернуться в город снимать квартиру, — говорит Венера Дощанова.
Газ в садовом товариществе дали, когда семья уже съехала, подвоз детей в школу отменили.
— Вокруг нас было много тех, кто проживает на дачах круглогодично, они получили новые квартиры, их дома снесли, остались одни руины, летников у нас не так много. С детьми оставаться там просто нельзя: во-первых, автобусы не ходят, подвоза в школу нет, а во-вторых, живешь как будто в дикой глуши, куча голодных собак бродит, по ночам слышно волчий вой. За детей страшно. И, насколько я знаю, в таких условиях продолжают жить четыре семьи, которым некуда идти, — рассказывает Венера Дощанова.
На 2-й дачной такая же ситуация. Люди переезжали из сел поближе к городу, строились, обзаводились хозяйством, держали скотину, но большая вода показала, кто на самом деле хозяин на этой земле. Основную массу дачников расселили в город, дома снесли и практически вся местность превратилась в дикую пустошь. О недавнем пребывании людей здесь свидетельствуют руины и строительный мусор.
Недалеко от общества «Коммунальник» располагаются дачи, которые не относятся ни к одному садовому товариществу. Здесь нет ни света, ни газа, ни централизованного полива. Местные дачники уже и не помнят, когда все пришло в упадок, но продолжают приезжать летом ухаживать за садом и сажать огород. Благо автобус в летний сезон ходил регулярно. В этом году и без того плохая дорога после паводка стала не пригодной для большого пассажирского транспорта. Автобусное сообщение отменили.
— Я купила здесь дачу в средине 90-х, о приватизации не думала, потому что уже тогда у нас не было председателя. Соответственно никаких документов на дачу нет, вообще никаких. Поливаем из колодца с помощью бензинового мотора, ни за что не платим, подтвердить, что это моя собственность, если вдруг коснется этого, я, конечно же, не смогу. Вокруг уже никого не осталось, боюсь, что приеду на следующий год – а домик мой снесен, и ведь никому ничего не докажешь, — говорит дачница Наталья Калинина.
Женщина не смотря на все происходящее не хочет бросать дачу – жалко. Многие соседи еще до паводка начинали оставлять свои сотки, в этом году небольшая дачная улица опустела совсем. Разрастаются одичавшие фруктовые деревья, кустарники и сорная трава выше человеческого роста.
Все лето через дорогу работали строительные бригады, сносили дома. Только почему-то не до конца доделали работу, кое-где стоят остовы зданий и повсюду строительный мусор и бетонная пыль.
В акимате Уральска, заместитель акима Азамат Халелов рассказал «Н», что в этом году власти переселили 2,5 тысячи живших на дачах людей, которые пострадали от весеннего наводнения. Без домов остаются порядка двух сотен человек, которые по разным причинам «не проходят» на получение жилья. Они могут обратиться в суд, отметил Халелов, чтобы доказать своё право на компенсацию.
— Если суд подтвердит, что это жильё было единственным, то мы обязаны будем предоставить жильё. Мы будем строить дома, — отметил Азамат Халелов.
Что касается так называемых летников — тех, кто приезжал на дачи только в сезон и использовал дачу по назначению — их дома останутся во владениях собственников. Но в случае, если таких дач будет в одном обществе мало и владельцам будет накладно обслуживать дороги, газопровод и трансформатор за свой счёт, то власти не исключают объединения дач в одно товарищество.
Подробное интервью Азамата Халелова о последствиях паводков и планах акимата на изъятые земли читайте в следующем номере «Н».
Фото автора