Город теперь будет расти только на своей территории за счет уплотнительной застройки. Об этом заявил заместитель акима г. Уральска Азамат Халелов в интервью «Н».
Роман ДРОЗДОВ
Замакима отметил, что наш город в основном находится между двух рек – Чаганом и Уралом и на протяжении десятилетий разрастался в длину. Большие расстояния от одного конца города до другого негативно сказываются на его обслуживании – в первую очередь это нагрузка на и без того изношенные инженерные сети, а также на коммунальный транспорт. Такое не слишком выгодное положение влечет большие траты из бюджета, поэтому, по словам Халелова, расширяться город больше не будет.
— Теперь Уральск будет расти на своей территории, это вполне нормальная практика, когда условно вместо одноэтажных домов поднимаются многоэтажки. Для строительного бизнеса это, конечно, проблема, которая связана с выкупом участков. То есть надо будет выкупать пять-шесть участков, чтобы построить один дом, соответственно в таких условиях себестоимость городской земли вырастает. Но при этом мы имеем огромные территории, которые находятся во владении гаражных кооперативов. Например, ГК «Чаган», «Мотор», «Урал» располагают землей свыше 10 гектаров. В любом случае этот вопрос (изъятия гаражей в госсобственность – прим. авт.) коснется рано или поздно, будь это сейчас, завтра или через пять лет, так как город закрывает свои границы, и он должен будет увеличиваться внутри своей территории. То есть у нас два пути – это выкуп частных секторов и выкуп гаражных кооперативов. Однако сегодня пока этот вопрос не стоит, потому что есть более приоритетные задачи, — сказал Азамат Халелов.
Как известно, еще весной прошлого года в акимате заговорили об изъятии гаражей для строительства социальных объектов, парков и скверов. Были разработаны ПДП для нескольких гаражных кооперативов. Первой ласточкой должен был стать ГК «Мотор», что находится сзади магазина «Урал». Акимат вознамерился выкупить гаражи у собственников, однако это стало поводом для судебных разбирательств.
На территории гаражного кооператива «Мотор» расположено 104 гаража, и только 85 владельцев имеют реальное право собственности. Более 70 собственников были не согласны с низкой ценой, которую предлагали городские власти.
Акимат Уральска подал исковые заявления в суд по изъятию земельных участков для строительства сквера. Была назначена судебная строительно-товароведческая экспертиза. Согласно заключению экспертизы, средняя рыночная стоимость гаражей составила 2,3 млн тенге. Большинство жителей не согласились с суммой оценки.
— Суд отказал в удовлетворении иска в связи с административно-процедурными нарушениями в части изъятия. В этом году было очень много затрат со стороны государства по ликвидации паводков и т.д., поэтому пока этот вопрос отсрочили, отодвинули на дальний план. Акимат в свое время неправильно оформил постановления об изъятии и прочее. На сегодня нами каких-либо действий по устранению нарушений административных процедур не ведется. Вопрос пока приостановлен. Но в целом он остается актуальным, так как рядом находятся школы, и есть жители, которые настаивают, чтобы убрали эти гаражи, потому что там антисанитария и т.д., — пояснил Халелов.
По мнению замакима, в условиях развития областного центра нахождение гаражных кооперативов в центре города всегда будет бельмом. Поэтому в любом случае судьба всех гаражей будет рассматриваться в перспективе. В основном их место будут занимать социальные объекты – школы, детские сады, больницы и т.д.
В Уральске свыше 15 крупных гаражных кооперативов. В некоторых из них число собственников доходит до тысячи. О том, чтобы выкупить их разом естественно речи не идет. На это потребуются очень большие деньги. Изъятие будет происходить поэтапно, по мере необходимости.
Стоит отметить, что цена, которую предлагал акимат за один гараж в ГК «Мотор» варьировалась от 1,2 до 3 млн тенге. Однако некоторые собственники просили 10 млн.
— Если государство будет тратить по 800 млн на выкуп гаражей, для того чтобы построить сквер за 200 млн, в этом никакого смысла нет. Поэтому предлагать ту сумму, которую хотят жители, мы не можем, — заметил Азамат Халелов.
Если говорить об уплотнительной застройке, то резонным становится вопрос наличия парковок, с коими у нас в городе обстоят дела не очень хорошо. По словам замакима, сейчас к строительным компаниям, которые ведут масштабные стройки, уже предъявляются определенные требования касательно парковочных мест.
— Сейчас, когда строятся многоквартирные дома, мы заставляем наши строительные компании строить паркинги. Пока у нас есть всего три-четыре подобных примера, но они будут набирать обороты. К этому мы придем, но не сразу, потому что это опять же очень затратно, и для маленьких домов, смысла в них вообще нет. Но когда идет большое строительство мы уже требуем, чтобы все дома оснащались паркингами. Это могут быть даже двухуровневые наземные площадки, где, например, внизу паркинг, а сверху детская площадка. Надо сказать, что бизнес постепенно к этому приходит, — сказал Азамат Халелов.
Фото с сайта акимата г. Уральска