Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
2 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    Райса Байдалиева: «Избирательность – признак душевного здоровья»

    Агрессивность современных школьников, способных не только равнодушно наблюдать, как избивают слабого, но и зачастую провоцирующих подобные ситуации, — явление в наши дни нередкое. И бороться с этим довольно сложно. Школы становятся в большей степени лишь учреждениями, способными давать образование, упуская важную составляющую формирования подрастающего поколения – воспитание. Родители в свою очередь тоже склонны отстраняться от возникающих проблем. А что советуют психологи?

    На вопросы «Н» отвечает профессиональный психолог Райса БАЙДАЛИЕВА.

     — Наверное, у агрессивности современных школьников есть свои причины?

       — Да. Как правило, причинами агрессивного поведения детей всегда были взрослые. Либо это родители, либо, к сожалению, учителя или даже школьные психологи. Хотя мы и говорим о необходимости детсада или школы, как некоего этапа социализации, в некоторых случаях стоит подумать о том, какой вред они приносят. Ко мне приходила совершенно целостная девочка, которая в детстве пережила психическую травму в начальной школе. Педагог всячески терроризировала ребенка. Она могла ее толкнуть, ударить линейкой. Дома ребенок ничего не рассказывала, но потом все открылось. Однако уже тогда, когда ее затравили. И единственный способ выбраться из этой ситуации был именно через агрессию. То есть ее агрессивное поведение стало такой защитой. Поведение жертвы тоже является оборотной стороной агрессии. Поэтому практически любое поведение подростков – это такое зеркало тех отношений, которые есть в обществе.

    — Многие склонны считать, что сейчас школа – это лишь транслятор информации, никакого воспитания в школе уже давно не ведется…

    — К сожалению, в учительской среде все больше становится проблемных и разрушенных педагогов. Школа как институт учительства настолько деморализована, что иногда приносит больше вред, чем пользу. Есть, конечно, такие школьные островки, которым стоит выразить слова признательности. Но те истории, которые я слышу в своем кабинете, больше говорят о тенденции, что в школу в основном сейчас приходят люди, которые имеют серьезные проблемы со своей собственной адаптацией, и поэтому они пытаются дезадаптировать других.

    — Но и родители порою вообще абстрагируются от проблем в школе.

        — Многие папы и мамы считают, что коль они родители, то дети должны их любить. На мой взгляд, такое поведение с их стороны свидетельствует о социальной незрелости. Стоит задаться вопросом: а есть ли то, за что ребенок должен уважать своего родителя? Подростки показывают нам то, что происходит с нами. Нам это не всегда нравится. Ведь взрослые люди достаточно лживые. Мы очень часто сами себя обманываем, потому что хотим видеть хорошие картинки в виде примерного поведения детей, их успехов в учебе. А если что-то не так, это воспринимается как некий вызов себе. Порою родители знают только, какой размер носит их ребенок, во что он одевается и что предпочитает в еде, и не знают, в кого он был влюблен в школе, не знают его врагов или о чем он переживал, когда пошел в первый класс.

    — Наверное, от того, каков микроклимат в классе, как ведет себя лидер той или иной школьной группы, тоже зависит очень многое…

        — Если родители понимают, что школа проблемная, то из нее надо бежать. И такие школы, где происходит постоянное разрушение личности, к большому сожалению, есть. Значит, в таких школах нельзя учиться и, действительно, нужно переходить в другую. Как не попасть в такую школу? Лучше встретиться с учителями, поговорить. Если что-то будет настораживать, не отдавать детей в ту атмосферу, где шаг за шагом будут уничтожать личность ребенка. Ведь чаще всего, если существует проблема напряженных отношений в классе, классный руководитель просто не желает входить в контакт с родителями и просто делает вид, что ничего не замечает.

    И что делать, если ребенка унижают?

        — Во-первых, у ребенка, который столкнулся с этим, должна быть адекватная самооценка. Потом, думаю, нужно помогать подбирать нормальное окружение. Ну а если все-таки случилось, значит, родителям нужно идти и разбираться. Не делать вид, что подростки сами все решат. В первую очередь необходимо разговаривать с родителями таких детей. У меня была похожая ситуация, когда я вышла на тропу войны и призвала школьный коллектив к решению проблемы. Потом с участковым пошла в семьи и предупредила родителей, что, если это не прекратиться, их дети не останутся безнаказанными. Более того, семье, где растят бандитов, придется выплачивать штрафы. Кстати, для многих родителей именно материальное наказание имеет гораздо большее значение, чем то, что происходит с их ребенком.

    — Ситуация разрешилась?

       — Да. В первую очередь это дало моему ребенку понимание того, что к родителям в любую минуту можно обратиться за помощью. Это и есть защита. Важно знать, что на всякую силу всегда найдется другая сила. Такое терпеть нельзя, об этом нужно говорить и отрегулировать свои отношения таким образом, чтобы таких ситуаций было как можно меньше. Очень многие родители не хотят идти на конфликт. И это неправильно. Если вы хотите в дальнейшем более спокойного развития событий, на конфликт нужно идти. Не бывает так, чтобы все плавно само собой разрешилось. Да, некоторым людям нужно напоминать об их родительских обязанностях, что они должны заниматься воспитанием своих детей. Малолетние бандиты – это, как правило, результат родительского невнимания.

    — Но эти проблемы не должна решать только лишь школа или родители, должен быть и какой-то общественный контроль?

    — В наше время очень много систем не работает. Я имею в виду, к примеру, тех же участковых. К тому же школы сейчас уперлись в проблему, которую сами и породили. Нам же всем всегда внушали, мол, не рассказывайте дома ничего, что происходит в школе, потому что в таком случае вы будете ябедами. Но ощущение того, что ребенок является жертвой и не может об этом рассказать, и приводит потом к агрессивности. Ребенок обязан обращаться к родителям, и они должны его защитить. Родители делают одну ошибку, когда приходят в школу. Они либо начинают давить, либо просить о помощи. Эти две стратегии не очень эффективны. Когда человек просит, на это особо не обращают внимание. А когда давит, не выстраивая конструктивных отношений, люди начинают чувствовать себя некомфортно…

    — Какую же тогда стратегию лучше выбрать?

       — Не могу сказать, что имею большой опыт по разрешению конфликтных ситуаций. Но, думаю, что нужно правильно выстраивать свою коммуникативную стратегию. Проблемы возникают, когда мы начинаем отстаивать только свои интересы. Должна быть попытка выяснить, что происходит и как этого можно избежать. Если с учителем разговаривать на равных, то достучаться вполне можно. Хотя при условии, что педагог – человек адекватный. Если нет, и вы сталкиваетесь с тем, кто всегда считает себя правым, то в этом случае и нужно рассмотреть возможность перехода в другую школу.

    — А как же сложный процесс адаптации в чужом ученическом коллективе, которого все так боятся?

       — Да, некоторые боятся и считают, что это не выход. Но это не так. Ребенку стоить честно объяснить, что в своей школе было достаточно сложно найти общий язык. Мы все равно будем жить в постоянно меняющемся мире. Потом переход из коллектива в коллектив формирует навык легкой адаптации. Дети понимают, что жизнь меняется. И это не травма. Вы же не заставляете ребенка ходить в штанишках, из которых он давно вырос. Точно так же можно вырасти и из окружения. И не стоит с этим носиться. Дети должны понимать, что если одни отношения умерли, необходимо искать другую среду.

    — Сейчас многие родители пытаются поместить своих детей в самую престижную школу. По их мнению, так они будут учиться среди себе равных. Как вы к этому относитесь?   

       — Это большая ошибка общества. Я имею в виду деление на элитные и коррекционные школы. Получается, что есть избранные дети и те, кто завтра станут их сантехниками. При такой градации и возникает необходимость в самореализации не за счет себя, а в самоутверждении за счет других. У нас в обществе самореализация порою вообще отсутствует или становится невозможной. Себе подобные должны формироваться сами. Это должен быть естественный процесс. Когда создается искусственная ситуация, запускаются искусственные процессы. Так, в обычной школе обычно бывает 20% отличников, столько же или чуть больше хорошистов и так далее. И ученик понимает, что если у него, к примеру, не очень хорошие способности, зато он, к примеру, признанный балагур, живчик, умеет держать свое слово или что-то еще. То есть у него есть свой определенный статус. Если же это элитная школа, когда всех отбирают только по способностям, каждый из них мнит себя вундеркиндом. И в этом случае запускается механизм жесткой конкуренции, если не в знаниях, так в чем-то другом. К примеру, в материальных благах, в одежде…

    — Насколько важным для подрастающего поколения является умение быть избирательным в своем окружении?

      — Есть такая реакция группирования, и она вполне нормальная, когда люди ищут себе подобных. Когда ребенок целостный, он будет искать себе подобного. Когда у него проблемы, он будет искать противоположность. Сейчас такое время, что чем больше контактов, тем они меньше. То есть это неглубокие связи. Если глубже, то идет избирательность. И это хорошо. В этом случае подростки не будут общаться с теми, кто будет для них причиной проблем. Избирательность – и есть один из признаков душевного здоровья и хорошего психологического статуса. Когда сын или дочь общаются со всеми подряд, есть повод насторожиться. Но не по поводу друзей, а по поводу собственного ребенка.

     

                                                                                                      Беседовала Галина КАРЕНСКИХ


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В ЗКО открыли новый оздоровительный комплекс

    В рамках развития здорового образа жизни и популяризации массового...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл