Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
3 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    Когда война как мать родна

    23 марта в русском драматическом театре им. А.Н. Островского прошел предпремьерный показ спектакля «Жизнь и приключения коммерсантки Анны Ф.» по мотивам пьесы знаменитого драматурга Бертольда Брехта. Пьеса совершенно новая для уральского театра и в плане формы, и в плане восприятия. Страшная картина войны, поданная через призму иронии и фарса, усиливала гнетущее впечатление трагедии человеческой жизни на примере одной семьи. Война – самое отвратительное явление на земле, которая убивает и калечит не только тела, но и души. Попав в жернова этого Молоха, порой бывает трудно просто остаться человеком. Постановка главного режиссера театра Оксаны Малуша получилась очень удачной и очень брехтовской. Она шокирует, заставляет задуматься и оставляет определенное послевкусие. Ее масштаб, цельность и своеобразная эстетика обнажат ваши нервы и сыграют на них реквием…

    Роман ДРОЗДОВ

    Прежде всего, стоит отметить, что сюжет пьесы переплетается с сегодняшней ситуацией в мире. Написана она была в 1939 году, но мы понимаем, что актуальность ее сегодня так же высока, как и накануне Второй мировой войны. И она всегда будет таковой, потому что, как говорится в пьесе, «Война вечна». И, к сожалению, пока это уродливое явление имеет место быть, пока люди будут убивать себе подобных ради дешевых политических амбиций сильных мира сего, никакие самые громкие открытия человечества, его научный и прочий прогресс не будут стоить ни гроша. Не зря автор определил жанр постановки как «Хроники последних времен». Глядя на тот ад, что разверзается перед зрителем с первых минут, трудно поверить, что действующие лица – все-таки люди, а не мертвецы. Здесь лучшие качества человека теряют свой вес, выворачиваются наизнанку и превращаются в пороки. Это действительно страшно наблюдать.

    События пьесы относятся к периоду тридцатилетней войны между католиками и протестантами. Действие происходит в XVII веке. По сюжету маркитантка Анна Фирлинг, которую прозвали Мамаша Кураж, вместе со своими тремя детьми продает продукты солдатам и офицерам. Она использует детей как рабочую силу, чтобы тянуть повозку, загруженную всякой снедью, от одного места к другому, и таким образом делает бизнес. Она привыкла к этой жизни, война для нее – не более чем способ наживы, она цинична, толстокожа, и, казалось бы, ничто не способно тронуть ее чувства. Но однажды ее старшего сына Эйлифа забирают на фронт. Мамаша переживает поначалу лишь о потери лишних сильных рук, но затем смиряется, ведь у нее еще двое – сын Швейцарец и младшая дочка Катрин. И по мере того, как мать теряет одного за другим всех своих детей, она начинает что-то понимать. Оказывается, что под ее толстой кожей – этой броней, закаленной войной, – скрывается сердце матери. Она переживает, что-то человеческое мелькает в ней. Но все же деньги вновь становятся на первое место. Очень сильный момент пьесы, когда она торгуется за жизнь своего младшего сына, которого обвинили в краже казенных денег и собираются расстрелять. В итоге парня казнят, потому что мамаша предлагает меньшую сумму за его выкуп и очень нехотя уступает каждую копейку. «Слишком долго я торговалась», — сетует она.

    В пьесе очень хорошо показано, что добродетели, лучшие качества человека стираются под воздействием войны. Автор изображает людей очень натуралистично, будто препарируя их и рассматривая под микроскопом. Здесь нет героев и отъявленных подлецов, все люди такие, каких мы встречаем в обычной жизни. Многогранность характеров, внутренние конфликты персонажей обрисованы с тонкой шекспировской манерой. На сцене мы видим, что старший сын Мамаши финн Эйлиф очень храбрый юноша, однако на войне его храбрость обращается в жестокость. Он очень уважаем у начальства, и его даже награждают за то, что он зарубил четырех крестьян. Честность второго сына Швейцарца оборачивается против него. Он взял полковые деньги, спасая их во время боя, но смалодушничал и решил умолчать об этом. Он признается в проступке, и его казнят. Младшая дочь Катрин, неказистая внешностью и немая немка, очень добрая девушка, но на войне ее доброта – это слабость. Катрин была изнасилована пьяной солдатней и в конце тоже погибает. Очень символично, что добрая девушка немая, потому что на войне доброта молчит.

    В постановке вообще очень много символов, которые легко прочитываются. В первую очередь, это оформление сцены и декораций – все сделано в грязно-оранжевом тоне, напоминающем ржавчину. Персонажи одеты в тряпье, их лица бледны – этим автор дает нам понять, что живых людей на войне нет, и даже если тебе удастся выжить, ты всегда будешь носить на себе эту маску мертвеца, все человеческое в тебе сожрал Молох. К тому же эта загримированность актеров является частью эпического элемента Брехта.

    Брехт как новатор и создатель так называемого «эпического театра» привнес на современную сцену множество элементов античной трагедии. Во-первых, это хор, который в древнегреческом театре служил как бы пояснением того, что происходило в пьесе, и выражал общее отношение к происходящему. У Брехта хор появляется в форме «зонгов» — песен на простой мотив с незамысловатой поэзией. Однако, если античный хор был статичен, то исполнители брехтовских зонгов танцуют на сцене, создавая даже некую атмосферу кабаре. Это часть гениальной авторской задумки – подавать серьезное и ужасное под соусом иронии и фарса. Никогда бы не подумал, что песни на веселый лад способны так тонко оттенить трагедию, сделать ее более страшной… на грани безумия. Второй элемент – как уже было сказано – грим. В античном театре все актеры носили маски, и в данной пьесе этот элемент несет дополнительный символизм.

    Кроме того, в сцене гадания в самом начале тоже можно найти аналогию с древнегреческой трагедией. Мамаша предсказывает каждому своему ребенку гибель. Она вытаскивает из солдатской каски клочки бумаги с начертанными на них черными крестами. Однако в античности рок считался непреодолим. Если боги решили тебя убить, то так тому и быть, иного варианта нет. Но здесь этот символ несет в себе другое значение. Мамаша слишком озабочена получением прибыли от этой войны, чтобы изменить свою судьбу и спасти детей. Выбор есть всегда, но иногда для этого нужно иметь сильную человеческую волю.

    Иронии в пьесе очень много, и это отлично удалось отразить в постановке. Цирковая музыка и шпрехтшталмейстерша, подобно ведущей циркового шоу, появлявшаяся на сцене и рассказывающая о дальнейшем развитии сюжета зрителю, – все это на фоне военных декораций усиливало чувство тревожности и ужаса. Через эти парадоксы война показана такой, какая она есть на самом деле, — бессмысленной и нелепой. Для воплощения этой идеи огромную работу проделали художник Максим Будаев, хореограф Анастасия Поликарпова, хормейстер Любовь Мутагарова, художник по свету Ольга Лясина.

    Актеры тоже справились со своей задачей отлично. Действие на сцене завораживало, в том числе благодаря актерской игре. Все выглядело органично и цельно. Эмоции показаны живо и естественно. Особенно хочется отметить работу Анастасии Котельниковой, которая сыграла немую Катрин. Без слов, при помощи мимики и пластики, ей удалось передать всю гамму переживаний несчастной девушки.

    Спектакль о войне, об ужасах войны, но война – это только следствие, считает режиссер-постановщик.

    — Самая главная идея в том, что люди убили Бога. Мы про это пели весь финал первого акта. Все дерутся за веру, но никто не верит в Бога. И люди, потерявшие Бога в себе, превращаются в таких страшных клоунов. Они попадают в ад. Как говорила Мамаша Кураж: «Мне иногда кажется, что я хожу по кругам ада и торгую смолой». Для меня эта тема важнее, чем тема войны. Война – это следствие, это не причина того, что происходит с людьми. Мы-то все думаем, какие мы все красивые и замечательные, а препарируй нас – мы удивимся, что обнаружим внутри себя, — делится своим мнением Оксана Малуша.

    И на самом деле, учитывая множество символизма в постановке, каждый может найти здесь пищу для ума. Этого добивался и сам Брехт, уводя свой театр от простой иллюзии к аристотелевскому стремлению понимания жизни.

    Фото автора


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В eGov mobile казахстанцам предлагают пройти опрос о времени

    С 1 марта на территории всей страны стал действовать...

    В Казахстане обсуждают вопрос эвтаназии бродячих собак

    В законопроект «Об ответственном обращении с животными» предлагается внести...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл