В доме было тепло и уютно. На кресле, вполоборота ко мне, сидел седой человек, прошедший через огонь самой страшной войны, годы бедствий и голода. Эту часть его жизни знали многие, за этими историями к нему шли, чтобы из первых уст узнать, каков он – оскал войны. Но не в этот раз. У Константина Леонтьевича 1 ноября юбилей, ему исполняется 95 лет. Мы пришли за другими историями, за теми, где этот удивительный человек был счастлив, о которых он расскажет без горечи и слез.
Мирослава ШОНАЛОВА
По щучьему «следу»
— В детстве мы насаживали на крючок кусочки теста, — рассказывает о своем самом любимом занятии старый солдат. — Видим, подходит краснопёрка маленькая, дергаешь крючком, отпугиваешь ее, не хочешь давать ей наживку. Рыбы много было, и выбор был! – шутит. — Вот подплывает большая, ага, ты ее ловишь и в ведро.
— Однажды всю бригаду щукой накормил, — продолжает ветеран. — Был неурожай в 43-м году. Не было ни травы, ни хлеба. Все районы — Приуральный, Чапаевский, Каменский — свой скот гнали на убой для фронта. Нас в сенокосной бригаде было четверо ребят 27-го года рождения. Командовал нами бригадир, вернувшийся с фронта с тяжелым ранением в ногу. Был еще старик с поселка — дядя Вася Синельников, который мог помочь нам только тем, что умело точил косы. В ту пору есть было нечего. Ребят привозили на сенокос и бросали там, изредка доставляя еду. Шестнадцатилетние ребята ходили по аулам и просили тары, курт, айран… Конечно, люди делились кто чем мог, но в то голодное время на щедрое подаяние можно было не рассчитывать. Один раз Костя с Серёжей Кабанкиным и Ленкой, девушкой из села, пошли рыбачить. Дядя Вася сделал для них самодельный крючок, а из конского хвоста сделал леску. Костя подцепил и пустил ее на воду. Вода в то время чистая была, прозрачная. Видит щука маленькая подплывает, Костя ей не дал наживку, она отошла. Выплыла другая, но уже здоровенная. Как хапнет наживку, Костя быстро хвать ее, а крючок-то самодельный, жала у него нет, щука могла уйти. Тогда мальчишка со всего размаху как сунет ей руку под жабры… Кровищи было! К нему ребята подбежали, помогли на берег вытащить, довольные, что не упустили рыбу.
— Дядя Вася давай ее варить, а мы окружили его, сидим, ждем, есть хотим, — вспоминает ветеран, изредка отводя от меня взгляд, словно выискивая подробности своей памяти. — Варилась щука долго, а мы торопим его, мол, давай дядя Вася, уже готово! А он нам говорит, что рыбу лучше переварить, чтобы потом всю ночь не бегать «до ветру». Ну, так и получилось, потому что рыбу мы ему так не дали доварить.
Пристанище рыбака
Рыбалка всегда была тем увлечением, где душа Константина Леонтьевича отдыхала по-настоящему. Вот в его памяти возник другой момент. Вспоминает, как они жили в десятом бараке рядом с Уралом. Через затон переходили по броду, до того мелко было.
— Вот сейчас говорят, что сильно обмелело, но и раньше было так, что вода по колено была в Урале. Вверх по затону был переход. Но потом опять вода поднялась. И жереха, и красной рыбы было сколько хочешь! Я до работы встаю, идем с Пашкой — соседом, он сетки любил ставить, а я на блесну ловец. Ткну две блесны с удилищами, они у меня играют, а я жду. Хоп! А на крючке уже рыба! За утро, до работы, 11-12 штук жереха можно было словить.
Владимир Казаков, зять ветерана, рассказал, что и в этом году было много карася на том месте, где не ожидали. Они с женой Валентиной поехали за грибами, Константина Леонтьевича высадили на одном рыбном месте. Через пару часов вернулись. Владимир тоже накачал лодку, подплыл к тестю, спрашивает: «Ну как рыбалка?», дедушка поднимает мешок, а там уже штук 30-40 карасей. Сел с ним рядом, и за полтора часа тоже поймал 15-20 штук.
— Неохота было домой уезжать в тот день, — с улыбкой вспоминает Константин Леонтьевич.
Но время свое берет, и зрение, и слух у старого солдата теряют свою остроту. Больше всего расстраивается, что приходится иметь дело с большими поплавками, а ведь карась на них не идет, с щукой «договориться» еще можно. Поэтому просит ветеран своего зятя отвозить его на «щучные» места. Этой осенью такая рыбалка выдалась в ветреный день.
— Ветер дунет, я кину удочку, а ее у меня ветром на камыш, опять и опять. Да что ж это такое! Леску рвать неохота. Один раз совсем потерял. Камыши давай оттягивать, раздвигать, нашел блесну, вытащил. За камыш если зацепится, ничего не сделаешь. Володя за мной уже едет, а мне неохота возвращаться — только щука начала ловиться. Одну поймал, вторую, третью, а уже пора бросать! – сетует Константин Леонтьевич.
Трофейные истории
Охота была вторым любимым занятием Константина Леонтьевича, но из-за севшего зрения и слуха, он теперь только пассивный ее участник. Хотя опыту и интуиции бывалого охотника, до сих пор можно позавидовать. Зять Владимир ему в этом всегда доверяет.
— Слышу, гавкают собаки, думаю, ага, сейчас Володя будет стрелять, — рассказывает ветеран. – В прошлом году как получилось?! Володя пошел с собаками, а я встретил ребят трёкинских и володарских, они зайца гоном гнали. Спрашивают: «Ты чего не на охоте?», отвечаю – отохотился уже! Володя возвращается, я ему говорю: «Собаки гонят зайца, не ходи никуда, сейчас сами сюда придут». И точно. Выскочил косой, прямо к машине бежит. Володя его хлоп! Хороший был заяц!
Константин Леонтьевич указал мне на фотографии, висящие на стене за его спиной. Там старый солдат изображен со своими трофеями – зайцем и рыбой весом в шесть с половиной килограмм. Там также есть фотография, на которой он стоит в компании собаки гончей породы.
— Хорошая собака была. Шугай звали. Раньше, когда здесь не было дач, пойдем мы бывало с Шугаем гулять, он обязательно вернется с зайцем. А сколько зайцев было на этой территории! Один раз свалился он у нас в колодец, мы его ищем, никак не найдем. Потом услышали, гавкает, думали гонит, ближе подходим, а он в колодце сидит, выбраться не может, — вспоминает с улыбкой ветеран.
Теперь его именем назвали другую собаку, которой семья очень гордится. Гончие стали неизменными спутниками заядлых охотников. Владимир Казаков объясняет, что собаки бегают по посадкам, находят след зайца, поднимают, выгоняют и гонят. Так как зайцы обычно бегают по кругу, задача охотника найти его пристанище, встать на это место и ждать, и он обязательно забежит сюда снова.
Баня парит, здоровье дарит
Сейчас, к слову, в семье Константина Леонтьевича, уже три пенсионера. Так получилось, что почти одновременно на пенсию вышли дочь Валентина и зять Владимир, что не может не радовать юбиляра. «Ну, наконец-то вы постоянно дома. А то уйдете на работу, а я один сижу дома целый день» — говорил он своим детям.
Особенно тяжело было Константину Леонтьевичу в период пандемии. Дочь, боясь за отца, просила его никуда не ходить и ни с кем не контактировать. Прививку отцу решили не делать, потому что не знали, как организм старого человека отреагирует. Дети коронавирусом в легкой форме переболели, а Константина Леонтьевича уберегли.
— Крепкий он у нас. Каждый год с нетерпением ждет начала сезона охоты и рыбалки, — рассказывает Владимир Алексеевич.
— В этом году плохая рыбалка была – в свою очередь, отмечает Константин Леонтьевич, — за все лето всего 13 щук поймал, тогда как раньше за раз по 20 ловили.
Ветеран признается, что рыбачит не для наживы, а чтобы размяться на свежем воздухе, поэтому и чувствует себя неплохо. Каждое утро выходит на получасовую пробежку, зарядкой занимается. А если погода не позволяет, разминается сидя на койке. После рыбалки уверяет, что ходить становится легче, чем до.
Но, бывает так, что и печальные мысли посещают старого солдата.
— Мне жить интересно. Но порой ложишься спать и думаешь, проснусь ли я или нет. Время такое пришло, как бы ни было тяжело об этом говорить…
Но дети ветерана не дают ему заскучать. Вот уже больше 20 лет каждый четверг они с зятем ездят в городскую баню на 2-й базе. А попариться Константин Леонтьевич очень любит. Сразу же отвлекшись от грустных мыслей, ветеран стал рассказывать о банных днях и людях, с которыми его сталкивает жизнь.
— Один парень раньше работал массажистом. Он так хорошо парит. Как будешь мыться, говорит он мне, зови меня, я тебя буду парить. В баню с нами один старичок казах приходит с веником из полыни, а из него три ветки торчит, облез весь. А мы на рыбалку поехали, там такая полынь хорошая! Я нарвал пучок, замотал лентой и подарил старику, тот очень обрадовался!
Спрашиваю, как собирается 95-летие справлять. Он только руками разводит: «Праздновать будем в кругу нашей большой семьи, сын приедет, дочки, внучки и правнучки».
— Мы для него сюрприз готовим, — говорит по секрету Владимир Алексеевич. — Валентина все организовывает. Все приедут. Собираемся в кафе, программу составили, в общем сделаем все, чтобы юбиляр остался довольным.
Долгих лет жизни!
1 ноября юбилей у ветерана Великой Отечественной войны Кочережкина Константина Леонтьевича. С девяносто пятым днем рождения юбиляра поздравила председатель Совета директоров АО «Конденсат», депутат Западно-Казахстанского областного маслихата Дина Галиметденова. Ветеран встретил гостей в добром здравии и с хорошим настроением.
Константин Кочережкин родился 1 ноября 1927 года в поселке Новенький Приурального района (ныне район Байтерек). На фронт ушел в 17 лет. Константин Леонтьевич Кочережкин награжден медалью «За боевые заслуги», имеет медаль «За победу над Японией», орден Отечественной войны II степени. В звании младшего сержанта он демобилизовался только в 1951 году.
Переехав в Уральск, работал на мясокомбинате, где встретил свою судьбу. С женой Людмилой Ивановной прожил без малого 60 лет. Вместе с супругой они вырастили и воспитали четверых детей, 7 внуков и 11 правнуков.
Дина Галиметденова поздравила подшефного ветерана, пожелав крепкого здоровья, бодрости духа и долголетия. Конечно, о Константине Леонтьевиче всегда помнит и председатель совета директоров Группы «Конденсат» Валерий Джунусов, с которым, как рассказывает ветеран, они жили в соседних домах.
«Весь большой коллектив Группы компаний «Конденсат» помнит и чтит все, что вы сделали для нашей страны, для нашего города. Роль ваша в сохранении страны для нового поколения неоценима. Вы посвятили лучшие свои годы на благо Отечества. Спасибо, Вам! С днём рождения, крепкого здоровья и долгих лет жизни», — поздравила ветерана Дина Ерсейтовна.
В свою очередь, семья ветерана выражает огромную признательность конденсатовцам, которые взяли ветерана под свое шефство почти 20 лет назад, никогда не забывают о нем, оказывают как материальную, так и духовную поддержку.