Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-10 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    Бекболат КАМЕШОВ: «Есть дома, где жильцы платят за тепло всего 50 тенге за кв м.».

    В конце февраля жители домов, в которых нет приборов учета тепловой энергии, получат квитанцию об оплате с перерасчетом стоимости теплоснабжения за отопительный период 2019-2020 года. Потребителям вернут деньги с учетом фактического потребления тепла. Это – практика справедливого взаимодействия коммунального предприятия с потребителями, которые оплачивают за тепло по тарифу. Однако реально экономить получится только при использовании приборов учета тепла. Тем не менее, пока не во всех домах Уральска есть работающие тепловые счетчики. Они, хоть и установлены, но не эксплуатируются. Почему так происходит и что необходимо для того, чтобы мы платили за отопление с учетом его фактического потребления, «Н» попросила рассказать заместителя генерального директора по сбыту продукции АО «Жайыктеплоэнерго» Бекболата КАМЕШОВА.

     

    Оплата по факту

    – Бекболат Тлегенович, в чем смысл перерасчета стоимости услуг за отопление?
    – Согласно Закону РК «О естественных монополиях» перерасчет стоимости услуг по теплоснабжению производится потребителям домов, в которых нет приборов учета тепловой энергии, и соответственно они платят за тепло по тарифу. Дело в том, что в этот утвержденный на 5 лет тариф закладывается производство и подача тепла с учетом средней температуры воздуха. Например, для нашей области взята разница между пиковыми температурами + 10 градусов и  -31 градус, при которых диапазон подаваемого АО «Жайыктеплоэнерго» тепла варьируется соответственно от 70 градусов до 105 градусов тепла. Например, пиком низкой температуры отопительного сезона 2020-2021г.г. стало – 29,5 градусов.
    Мы продолжаем наблюдать – впереди еще март и середина апреля. Эти наблюдения нам позволят определить и самую высокую температуру. Для исчисления будут взяты эти два пика, так определится средняя температура, на основе которой и будет производиться перерасчет. Сколько это выйдет в цифрах по итогам текущего отопительного периода потребители узнают в следующем отопительном сезоне. Пока мы говорим о прошедшем отопительном периоде – 2019-2020 годы. Каким будет перерасчет за этот период, потребители узнают уже в феврале текущего года: им придет квитанция об оплате (единый платежный документ), в которой будет указана сумма в специальной графе – «Перерасчет» с учетом квадратуры квартиры. В целом, за прошлый отопительный период сумма перерасчета составила 33,72 тенге за 1 кв.м. – по ТЭЦ и 14, 72 тенге за 1 кв.м. – по котельным.

    – Например, потребитель проживает в однокомнатной квартире. Какова будет сумма перерасчета?
    – Для потребителей однокомнатной квартиры, общая площадь которой составляет, к примеру, 30,3 кв.м., расклад такой: 30,3 умножаем на 33, 72 и получаем 1 021 тенге 72 тиын. Это и есть возврат. Если в среднем, за отопление жильцы этой однушки платили 5 тыс. тенге в месяц, то за минусом 1 021 тенге 72 тиын, они заплатят около 4 тыс. тенге. Разница в 1 021 тенге 72 тиын зачтется как аванс за следующий месяц оплаты, но один раз.

    – Сколько, в целом, уральцы прошлой зимой переплатили за отопление?
    – 14 миллионов 782 тысячи тенге по городу, включая потребителей, которые получали тепло от наших котельных.

    Холодная зима – меньше перерасчет

    – Уже пройдена середина отопительного периода 2020-2021 года. Что можно сказать о его особенностях?
    – В этом году зима холодная. ТЭЦ работает по температурному графику. Мы начали подачу тепла в конце октября, когда среднесуточная температура воздуха в течение трех дней была менее + 10 градусов. Под каждую температуру идет отдельный температурный режим теплоподачи: чем холоднее, тем выше температура подаваемого тепла. Бывает, сводки погоды говорят, например, что завтра на территории области будет – 20 градусов, послезавтра  0 градусов, на третий день – снова – 20 градусов. В этом случае мы все три дня подаем тепло температурой 80 градусов, день с нулевой температурой опускаем, исходя из того, что частое переключение температурного режима не лучшим образом может сказаться на оборудовании – это может привести к порыву труб.

    – Если эта зима выдалась холодной, значит, перерасчет за текущий отопительный период будет небольшим?
    – Да, это так. Если среднесуточная температура в декабре 2019 года составляла – 3 — 4 градусов, то в 2020-м году этот показатель составил – 14 градусов. Понятно, что пересчет потребителям будет меньшим, но окончательно все станет известно по завершению отопительного периода. Будет учтено то, что в феврале были плюсовые температуры: все таяло, шли дожди.

    Теплосчетчики есть – толку нет

    – Пример перерасчета потребителей однокомнатной квартиры – 1021 тенге 72 тиын демонстрирует небольшую экономию. А получится ли сэкономить больше, если платить за тепло по показаниям прибора учета тепловой энергии? Сколько в Уральске домов, где установлены такие теплосчетчики?
    – Сейчас в Уральске 1208 многоэтажных домов, в которые мы подаем тепло. Из них только 234 дома не имеют приборов учета, в остальных они установлены. Эти 234 дома – зачастую ветхие строения, дома барачного типа, в которых нет технической возможности установить прибор учета. В эту категорию входят также дома, большая часть квартир в которых отапливается газом и только оставшиеся 4-5 квартир подключены к централизованному отоплению. Для такого количества жильцов оплата по счетчику обходится дорого, поэтому им не выгодно его устанавливать.

    – Значит, в остальных 974-х домах установленные приборы учета тепловой энергии действительно работают, а жители платят по их показаниям?
    – Не во всех домах, где установлены приборы учета тепловой энергии, они работают. Из-за неправильной эксплуатации они быстро выходят из строя. Это происходит потому, что ни КСК, ни сами жильцы не берут на себя ответственность следить за этим, полагая что это забота коммунальных служб или кого-то еще. Мы объясняем, что эти приборы автоматически стали собственностью жильцов, как только они вселились в свои дома. Эти элементы кондоминиума, ставшие сегодня непременной необходимостью в эксплуатации современного дома, заложены еще на этапе его проектировки. В старых домах, которые строились, когда о теплосчетчиках еще и не знали, АО «ЖТЭ» за счет своих средств установило 827 таких приборов. Мы установили их, мы и следим за их эксплуатацией: ремонт, поверка и т. д.. К жильцам только одна просьба – приобрести регулятор к нему. В новых домах такой прибор учета тепла – в ведении КСК, либо самих жильцов. Только они, а не кто-то другой, должны проводить его поверку, а в случае аварии должны ремонтировать счетчик.
    На все это, конечно, нужны средства. К примеру, поверка стоит 180-200 тысяч тенге. Ее, согласно инструкции, надо проводить раз в четыре года. Стоимость регулятора для такого счетчика, который мы просим купить жильцов старых домов, тоже в пределах 200 тыс. тенге. Ремонт теплосчетчиков чаще всего обходится в 250 тыс. тенге. Суммы большие, и они, конечно, пугают жильцов. Поэтому всем до боли знакома ситуация, когда КСК вешает объявление о необходимости собрать средства на такие «общедомовые цели», и как долго и неохотно они собираются. Некоторые и вовсе не желают вносить в этот общий котел, предпочитая обходиться без теплосчетчика. Но если разобраться, эта, на первый взгляд, большая цифра делится на все квартиры, и потом все эти затраты окупятся уже в следующий отопительный период, ведь по тепловому счетчику оплата за тепло выходит гораздо меньшей, нежели по тарифу. И такая же экономия будет идти в последующие отопительные периоды. Эту информацию нужно доносить до всех жильцов. Для разъяснения мы и сами готовы участвовать на собраниях жильцов.

    Как затраты окупятся

    – Озвученные на собраниях 500 тысяч тенге, действительно, кажутся неподъемными…
    – Да, сразу собрать такую сумму тяжело, но выход есть – мы рекомендуем всем КСК на такой случай заложить эти средства в свои тарифы. Например, 5 – тенге за 1 кв.  м ежемесячно не так сильно ударят по карману, но понемногу будут копиться именно на случай возможной поломки счетчика или необходимости его поверки. Так на балансе всегда будут средства, и при необходимости не нужно долго ждать, пока их соберут жильцы. От этого никуда не деться. Например, поверка общедомового прибора учета тепла – обязательная процедура. Она нужна, чтобы не допустить погрешностей показаний ни в плюс, ни в минус. Представители КСК должны объяснять, что ремонт и поверка – нормальная практика в деле эксплуатации теплосчетчиков. После окончания этих работ на таком же собрании жильцов нужно отчитаться, какая была проведена работа, показать сертификаты и документы о проведенном ремонте, либо поверке. Пока такая работа не поставлена, мы, к сожалению, констатируем, что счетчики в домах хоть и имеются, но не эксплуатируются. Жильцы продолжают платить по тарифу.

    – Правильно я понимаю – мало установить прибор учета тепловой энергии, нужно еще научиться управлять его регулятором?
    – Регулировка теплового счетчика в интересах КСК и самих жильцов. Можно выбрать старшего по дому, показать ему, как управлять, а дальше он самостоятельно будет это делать с учетом температуры воздуха. Во многих домах это дело налажено. Регуляция подачи тепла – главное, ради чего этот счетчик устанавливается. Между тем, из 105 КСК, действующих в городе, только три из них заинтересованы в том, чтобы правильно регулировать работу общедомового теплосчетчика.

    – А сколько благодаря такой регулировке можно сэкономить?
    – Расскажу на примере одного дома. Старший по дому делал так: утром, когда все на работе и, например, на улице тепло, он убавлял подачу тепла, вечером, напротив, прибавлял. В результате жильцы этого дома ежемесячно платили всего 45-50 тенге за 1 кв.м. в месяц. При этом в их квартирах всегда была оптимальная температура: не было жарко, что бы приходилось открывать форточки — тепло не уходило впустую, не было и холодно, ведь всегда регулятором можно усилить подачу тепла.

    Почему дома холодно

    – Вы отметили, что АО «ЖТЭ» подает тепло строго с учетом температуры наружного воздуха, но почему в квартирах даже относительно новых домов, холодно?
    – Здесь много причин, и в каждом отдельном случае, с отдельным домом и даже отдельной квартирой нужно разбираться. «ЖТЭ» подает тепло только до внутренней разводки дома, далее – «вотчина» КСК, нужно обратиться туда. Если КСК не решит этот вопрос, то можно обратиться в отдел тепловой инспекции, которая функционирует при АО «ЖТЭ». Как показывает практика, одной из самых частных причин того, что в квартирах холодно, является перепланировка, которую затевают соседи верхних или нижних этажей. Делая ремонт, они заделывают отопительные стояки под штукатурку, создавая тем самым дополнительное сопротивление, другие выносят отопительную систему на балкон, третьи вообще вырезают ее, делая «теплые полы». Каждое из этих «вторжений» в отопительную систему нарушают ее, как следствие – ухудшается теплоснабжение. В результате в квартирах холодно. Поэтому перепланировку ведущих инженерных систем жилого дома делать запрещено. АО «ЖТЭ» не дает разрешения на это.

    – Как такие нарушения можно выявить и пресечь?
    – Зайти в квартиру с проверкой, если этому воспротивиться собственник, мы не можем. А чаще всего именно так и происходит, хотя в договоре, заключенном с нашим коммунальным предприятием, есть пункт, где прописано, что владелец квартиры должен впустить представителей энергопередающей и обслуживающей (КСК) организаций.

    – Хорошо, ну а что будет, если такие нарушения выявят?
    – Нарушителю мы выставляем предписание на устранение, даем на это пять дней. Если в течение этих дней владелец квартиры не восстановит инженерную систему теплоснабжения в прежнем виде, то мы передаем это дело в управление архитектуры и строительства города – оно причастно к данному инциденту, поскольку изначально выдавало разрешение на перепланировку данной квартиры.

    – Какие еще могут быть причины того, что в квартире холодно?
    – Причиной может быть плохое качество окон, точнее, материал из которого они изготовлены. Точно определить утечку тепла помогут специальные фирмы, работающие с тепловизорами. Оперируя ими, они найдут причину, а заодно посоветуют, что нужно исправить или заменить, чтобы в квартире сохранить тепло.

    Возраст имеет значение

    – Выходит, возраст дома тоже играет роль в его теплоснабжении?
    – Существуют СНИПы, согласно которым каждые 15-20 лет нужно полностью менять внутренние инженерные системы дома. Даже если ничего не вызывает беспокойства, это обязательно нужно делать, потому что в любом случае со временем в трубах образуется накипь, ржавчина, что ведет к шероховатостям, влияющим на подачу тепла.

    – Бекболат Тлегенович, а есть ли «примерные» дома, в которых регулярно производят замену внутренних инженерных сетей?
    – Пока только один дом. Он полностью отремонтирован, в том числе там поменяли систему отопления как в подвале, так и в квартирах. Это стало возможным в рамках участия жильцов этого дома в государственной программе модернизации жилья. Вне этой программы жильцы могут обратиться в ту или иную частную подрядную организацию, которая произведет ремонт в их доме.


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл