Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-3 C
Уральск
2.1 C
Аксай
Еще

    Ломать — не строить?

    Когда исторической части Уральска грозит исчезновение? Из-за чего у нас нет проектировщика города? Почему власти Уральска скрывают от горожан план строительства на ближайшие 5 лет? Как остановить разрушения старинных зданий? Ответы на все эти вопросы горожанам 6 января дал известный архитектор Рустам ВАФЕЕВ на своей лекции в музее «Старый Уральскъ».

    Самая малость

    Знаменитый архитектор, художник и писатель Рустам Вафеев родился в Уральске. Поэтому, несмотря на то, что больше 25-ти лет он живет и работает в Санкт-Петербурге, о родном городе он не забывает никогда. Уральску Вафеев посвятил несколько произведений – графические альбомы «Миры большой Михайловской» и «Уральск потаенный», а также книгу «Господин Издатель». Как утверждает архитектор, Уральск для него – один из главных источников вдохновения. Поэтому он все свободное время проводит в царских архивах, где до сих пор сохранилась информация об облике старого города. Изучив ее, Рустам Алексеевич пришел к выводу: от первоначального вида Уральска осталась лишь одна десятая часть. Но и она находится под угрозой исчезновения.

    — Жители Уральска сами не замечают, как их город день ото дня теряет индивидуальность, — говорит Вафеев. – И винить в этом кого-то одного нельзя. Так уж получилось, что архитектура в нашем обществе издавна зависит не от принципов эстетики, а от правящей власти и режима, который она устанавливает.

    Вообще, рассказывает Рустам Алексеевич, наш город должен был превратиться в купеческий центр, полный садов, храмов и невысоких особняков с лепниной и колоннами. На месте, где сейчас находится площадь Маншук Маметовой и остановка «Юбилейная», мог возникнуть большой бульвар. Но пришла Советская власть, и проект строительства города забраковали – у рабочих нет времени прогуливаться по паркам, и красивые здания им тоже ни к чему. Дом простого человека должен быть просто пригодным для жилья, остальное – замашки буржуазии.

    — В принципе, безликие пятиэтажки возникали по всему Союзу, — говорит Вафеев. – Но в конце 80-х архитекторам Уральска пришла в голову идея – а не обнести ли город забором из девятиэтажных домов? Берега Урала планировалось застроить высотками, и этот замысел даже начали воплощать в реальность – например, возвели дома около нынешнего ЗКГУ имени Утемисова. Причем фасады зданий выходили к реке, а самая некрасивая часть дома смотрела в город грязными дворами и обшарпанными подъездами. Объяснить этот проект я не могу. Архитекторам тех лет казалось, что унылые панельные коробки – это красиво. Какая ровная стена будет видна из космоса, вот что главное! А как люди будут в таком уродливом городе жить, никого не волновало. К счастью, СССР распался, и проект приостановили. А потом был развал, и в итоге девять десятых частей города просто-напросто уничтожили. И сейчас Уральск с каждым днем все больше приходит в упадок.

    Вне зоны доступа

    — Как мы потеряли старый Уральск? – рассуждает Рустам Алексеевич. – Причин много. Во-первых, на заре возникновения рыночных отношений за архитектурой не следили – и многие предприниматели снесли исторические памятники, воздвигнув на их месте магазины и склады. Во-вторых, эти вопросы не урегулированы и сегодня. Посмотрите сайт архитектуры и градостроительства Уральска. Такие порталы создают, чтобы горожане были в курсе всех перспектив дальнейшего развития города. Однако на уральском сайте данных нет вообще. Информировать общество, как будет строиться город, власти, видимо, нужным не считают.

    Для сравнения архитектор предлагает изучить две ссылки: http://www.uralsk-akimat.gov.kz/archurbanplan.html, страницу департамента градостроительства Уральска, где нет ничего, кроме контактных данных. И http://dgp.mos.ru/ — сайт департамента строительной политики Москвы, где выложены не только все отчеты о благоустройстве мегаполиса, но и анонсы культурных мероприятий и консультации работников мэрии, архитекторов и представителей госпрограмм.

    — Информации на нашем сайте нет, -говорит Рустам Вафеев. – А значит, большинство уральцев даже не знают, что по новому плану строительства города в старом районе можно возводить высотные дома.

    То есть, если кто-то выкупит старинный особняк (а 40% архитектурных памятников являются частными), он имеет полное право снести его и построить на этом месте многоэтажный дом.

    — Об облике города при этом не думают, — продолжает Рустам Алексеевич. – Потому что в Уральске нет нормального, конструктивного проекта строительства города. И проектировщик у нас отсутствует. Вот город и разрастается так хаотично – деревья вырубают, около особняков вырастают уродливые монстры из бетона и кирпича. И это ужасно, ведь получается: мы деградируем. 300 лет назад в Уральске была обязательная должность – войсковой зодчий, градостроитель, и назначали на нее только людей, окончивших императорскую академию в Санкт-Петербурге. А сейчас 2014 год. По идее мы должны стать еще более развитыми. Выходит же наоборот.

    А как у них? 

    Рустам Вафеев привел пару примеров, когда старинные города разрушали из-за непродуманных законов строительства. Вот некоторые из них:

    — Самара. Старая часть Самары практически исчезла за 15 лет. На ее месте появились типовые жилищные комплексы. Некоторые строения сохранились, но только потому, что жители города обратились в ЮНЕСКО.

    — Уфа. Решив якобы не разрушать старые дома, бизнесмены просто пристроили к ним верхние этажи. Но не учли стиль. Так, к примеру, из татарского особняка торчит стеклянный комплекс в духе минимализма. И подобным образом «отреставрировали» добрую часть Уфы, за что европейские архитекторы внесли ее в список самых безвкусных городов СНГ.

    — Пушкин. Когда мэрия решила возвести небоскребы в окраинах Питера, общественность создала общественные объединения, группы в соцсетях, писала петиции и отстояла 70% исторических зданий. А также добилась того, чтобы в старинных районах Петербурга ввели мораторий на строительство. В самом Пушкине теперь можно строить только четырехэтажные дома, чтобы они не диссонировали с видом города – при условии, что фасад украшен под старину.

    Переступить черту

    — Что грозит Старому Уральску? – задается вопросом Вафеев. – Есть 90% вероятности того, что он исчезнет. Произойдет снос традиционных деревянных домов в Куренях, белые особняки с окнами-арками в Татарской слободе уступят место коттеджам с непролазными заборами. За палаццо на проспекте Достык тоже не ухаживают, как надо. Мало покрасить фасад дома – нужен капитальный ремонт. Но все это еще можно решить. Проблема наших людей в том, что они несколько наивны. Мы все ждем, что кто-то придет и все решит. Но акимат не прислушается к нам, пока мы о себе не заявим – чиновники не телепаты. Больше 20-ти лет они не могут понять, как застраивать город. Глупо ждать, что они осознают это сейчас. Уральск, конечно, должен развиваться.

    Изменить отношение к проблеме важно не только среди уральцев, но и среди всех казахстанцев, утверждает Рустам Алексеевич.

    — Здесь принято думать: проблемы Старого Уральска касаются лишь его обитателей, — говорит он. – Или что слобода нужна лишь татарам, а Курени – казакам. Но это ошибочное суждение. Родные места делают нас такими, какие мы есть, влияют на характер, воображение. Молодежь уверена – нужно больше строить высоток, чтобы было как в Астане. Стройте ради Бога, только не на этом участке! Да и по всему Казахстану к Уральску сформировалось снисходительное отношение – мол, провинция, ничего не производит. Но все забывают, что Уральск полезен с художественной точки зрения. Где «Казахфильм» снимает исторические ленты? Продюсеры в последнее время не тратятся на поездки за границу, они создают кино о жизни XIX века здесь. Удивляются, сколько здесь красивых старинных мест. Но их скоро может не остаться. Нужно пересмотреть положение градостроительства, оставить будущим поколениям единственный европейский уголок Казахстана, пока мы не переступили черту.

    P.S. 

    В конце лекции уральцы пришли к выводу: городу нужен проектировщик. Профессор Разак АБУЗЯРОВ предложил обратиться в акимат с просьбой назначить на эту должность Рустама Вафеева,  с помощью которого уральцы смогли бы разработать план строительства города и реконструкции Старого Уральска.

    Данара Курманова


     
    Предыдущая статьяТрагедия в Мичурино
    Следующая статьяЗимние опасности
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Интеллектуальная дуэль

    В минувшую субботу, 23 ноября, в кемпинге «Мечта» прошел...

    60 незаконно установленных торговых киосков выявлено в Уральске

    Ведется работа по их ликвидации. На сегодня 16 киосков...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл