В Актобе в конце октября прошел республиканский музыкальный конкурс-фестиваль юных талантов «Классика-2013». Председателем жюри пригласили доцента института культуры ЗКГУ им. М. Утемисова, пианиста Максима ПОПОВА.
К сожалению, присутствие уральских музыкантов ограничилось только его участием. Но есть надежда, что подобный конкурс пройдет и в Уральске, тем более что актюбинские организаторы выразили желание сотрудничества в этом направлении, поскольку считают наш город просвещенным в музыкальном плане, имеющим большой культурный потенциал.
В независимое жюри вошли российские эксперты в области музыкального искусства – президент международного конкурса современной академической музыки «Композиторы XXI», директор международной «Академии музыкальных инноваций» Игорь ЭВАРД, оперная певица, заслуженная артистка России Наталья ПОЛЯНИНОВА и другие известные музыканты. Основная цель конкурса – определить собственные ресурсы нашей республики и потенциал развития в плане классической музыки, выявить и поддержать талантливых детей и молодых музыкантов. Программа конкурса была классической: нужно было исполнить произведение крупной формы, сонату, пьесу казахского композитора.
В фестивале приняло участие 68 юных дарований в возрасте от 12 до 23 лет из разных городов Казахстана в трех номинациях: классическое фортепиано, скрипка и вокал. К слову, учредителем конкурса выступает управление культуры, архивов и документации Актюбинской области, организатором – областная филармония им. Г. Жубанова. Открытием «Классики-2014» стал «а ля Шаляпин» – пятнадцатилетний вокалист Нурадил МАКАТАЕВ из Актобе, получивший Гран-при фестиваля.
Своими впечатлениями об этом событии поделился председатель жюри конкурса-фестиваля «Классика-2014» Максим ПОПОВ:
– Это приглашение я принял с удовольствием, поскольку не раз участвовал в различных мероприятиях такого рода в качестве конкурсанта, педагога, члена жюри и знал, что в Актюбинске они проходят всегда на хорошем уровне, есть возможность пообщаться в высокопрофессиональной среде, – признается Максим Михайлович.
– Надо сказать, Актюбинск приятно удивляет: здесь умудряются в течение года провести по три-четыре таких конкурса и все с отличной организацией, можно даже сказать, с размахом. Здесь функционируют камерный оркестр, джазовый биг-бэнд, много других инструментальных коллективов, чье оснащение и материально-техническая база вызывает восхищение. Конечно, Актюбинск – промышленный город с почти полумиллионным населением, что сказывается, однако, не только на социально-культурном развитии города, но и на здоровье его жителей. Тем не менее, большое внимание уделяется спорту, как показатель – выход футбольной команды «Актобе» на европейскую арену, – заметил он.
– Перед началом конкурса прошла большая пресс-конференция, где жюри сразу расставило все точки над «и», чтобы не было инцидентов. Дело в том, что в Актюбинске применяется международная практика подсчета баллов, что технологически исключает пристрастность и субъективность жюри, вся конкурсная документация была подготовлена и оформлена великолепно. Следует понимать, что музыкальный конкурс – не приют для амбиций. Он должен восприниматься как праздник музыки, без «зашкаливания» нервов и выяснения отношений, – пояснил М.М. Попов.
Он также отметил, что наград удостоились не только конкурсанты, но и многие педагоги за их труд, который они вложили в своих учеников. Были и наставники, выбиравшие для своих воспитанников произведения, превышающие их силы.
– Не надо тешить себя напрасными иллюзиями, лучше чаще выбираться на различные конкурсы, ведь самым гибельным фактором для творчества является застой и зацикленность на собственных достижениях, – подчеркнул он.
Увлекательное путешествие
в мир музыки каждый месяц совершают слушатели музыкального лектория при областной филармонии им. Г. Курмангалиева, двери которого открыты для всех желающих приобщиться к прекрасному.
Первая встреча в новом концертном сезоне состоялась 28 октября в концертном зале областной филармонии, который едва вместил гимназистов «Талап». Программа была составлена из произведений зарубежных и отечественных композиторов, объединенных темой знакомства юных слушателей с музыкальными инструментами. Вела программу преподаватель музыкального колледжа им. Курмангазы, лектор филармонии Людмила КОСЕНКО, концертмейстер Гульмира ТАЩАНОВА.
Трио «Орда» (смычковые скрипка, виолончель и клавишный инструмент — фортепьяно) исполнило «Венгерский танец» № 4 Иоганесса Брамса и танго «Забвение» выдающегося аргентинского композитора XX века Астора Пьяццоллы.
Затем последовало знакомство с национальными смычковыми инструментами – домброй и кобызом, создателем которого считается легендарный Коркут-ата. С домброй, которую издавна можно было встретить в каждой казахской юрте, слушателей лектория познакомил Жаслан ЗЕЙНЕТДЕНОВ, исполнив кюй Даулеткерея «Кероглы» («Сын слепого»), а с кобызом – Айгерим НАГИДЕНОВА, сыграв пьесу «Поэма» Мукана Тулебаева. Кстати, в этом году уникальному казахскому композитору, объединившего национальные и европейские музыкальные традиции, автору оперы «Биржан и Сара» Мукану Тулебаеву исполнилось бы 100 лет, поэтому не случайно в концертную программу лектория было включено несколько его произведений. В том числе – песни военных лет, принесших известность молодому композитору и ставшими настоящими солдатсткими гимнами во время Великой Отечественной войны, — романс «Тос менi тос» («Жди меня») и «Кестелi ораламал» («Вышитый платок»), солист – Айбар ХАИРХАНОВ.
От самого легкого и доступного музыкального инструмента – человеческого голоса, знакомство перешло к духовым инструментам. Один из древнейших язычковых деревянных духовых инструментов, прототипы которого были уже в Древней Греции, является гобой. Валерий ПУЗАТКИН исполнил «Норвежский танец» Эдварда Грига и «Таджикский танец» Ахмета Жубанова (концертмейстер Марина Острикова). А с кларнетом, изобретенным в XVII веке Нюрнбергским мастером Иоганном Деннером, слушатели познакомились благодаря Михаилу ЕЛИЗАРОВУ и «Кадрили» Виссариона Шабалина из кинофильма «Глинка». И раз уж речь зашла о великом русском композиторе Михаиле Глинке, то прозвучали такие известные его произведения, как элегия на стихи Баратынского «Не искушай» и «Попутная песня», написанная композитором по случаю открытия первой в России железной дороги.
Был показан еще один духовой инструмент, только медный – труба. Надо сказать, что она ведет свою родословную со времен Древних Египта, Греции и Китая, а в средние века не было ни одного войска без трубача, а дозорные подавали сигналы тревоги именно с помощью этого музыкального инструмента. Нурлан ИСТЛЕУ исполнил пьесу Александра Варламова «Солнце над долиной».
Для выступлений в музыкальном лектории успешно привлекаются не только артисты областной филармонии, но и студенты музыкального колледжа им. Курмангазы, учащиеся музыкальных школ города. К примеру, русский струнный щипковый инструмент домру показали лауреаты областного конкурса «Юный музыкант», учащиеся ДМШ № 3 Мария ДУСПАНОВА и Анастасия ЛИГНОВСКАЯ, исполнив «Бубенчики» Ж. Пьерпона. Между прочим, домра упоминается в летописях XV века, но в XVII веке ее «казнили» вместе со скоморохами и возродить инструмент удалось лишь в конце XIX века. Еще один пример участия школьников во «взрослых» концертах – выступление лауреата Дельфийских игр Юлии ВЕРСТИНОЙ (ДМШ № 2) с эстрадной песней «Горница».
Подобный концерт, но уже для деток, отдыхающих во время каникул в санатории АО «Талап», прошел 6 ноября. Следующий концерт в рамках музыкального лектория состоится в декабре. Конкретную дату и тему встречи вы сможете узнать на страницах «Надежды» или по телефону: 51-55-10.
Подготовила Марьяна ПЕРВУШИНА