14 февраля в нашей газете вышла статья под заголовком «Удушающие условия», в которой были обозначены отдельные пункты Договора розничной реализации товарного газа, заключаемого АО «КазТрансГаз Аймак» с предпринимателями, вызвавшие недовольство в местной бизнес-среде.
Нужно отметить, что статья вышла за две недели до завершения срока, предусмотренного для заключения вышеназванного договора, и мы надеялись, что монополист не замедлит с дачей ответов.
Но как говорится – «лучше поздно, чем никогда», и вот вчера – 27 марта – «Н» получила официальное письмо от директора Западно-Казхстанского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» Азимбека Асарова.
Напоминаем, что одной из претензий предпринимателей явилось несогласие с условием монополиста о взыскании суммы упущенной выгоды в размере 10% от стоимости невыбранного объема газа. Данное требование закреплено пунктом 8.1 вышеназванного договора, и оно же, по мнению государственного органа, осуществляющего контроль за исполнением антимонопольного законодательства – Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, противоречит статье 174 Предпринимательского кодекса РК и указывает на признаки злоупотребления АО «КазТрансГаз Аймак» доминирующим положением или монопольным положением. Кстати, как было указано в статье, Комитет в январе этого года внес в адрес монополиста предписание об исключении пункта 8.1 из Договора розничной реализации товарного газа и возврате денежных средств, полученных от начисления, но, насколько нам известно, монополист обжаловал акт реагирования в судебном порядке.
Так что юридическую оценку действиям АО «КазТрансГаз Аймак» предстоит дать суду. А в своем ответе редакции газеты «Надежда», ссылаясь на п. 4 ст. 9 Гражданского кодекса РК, областной производственный филиал АО «КазТрансГаз Аймак» указывает на то обстоятельство, что данной нормой за лицом закреплено право требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Выдержка из письма: – «Учитывая вышеуказанную норму, условия об упущенной выгоде, изложенные в п. 8.1 договора розничной реализации товарного газа, не противоречат гражданскому законодательству».
Касательно пунктов 8.2, 8.3, которыми предусмотрена дополнительная оплата Потребителем стоимости объема газа, полученного (отобранного) им сверх установленного Договором объема газа, позиция монополиста следующая: – «Условия о применении коэффициентов при перерасходе газа также предусмотрены законодательством. Так, в соответствии с п. 9 Правил розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом, сверхнормативный отбор газа не может превышать 5% среднесуточной нормы поставки (потребления) газа».
Здесь же дается разъяснение п. 12 Правил, в соответствии с которыми при перерасходе товарного газа без согласования с Поставщиком Потребитель дополнительно оплачивает стоимость объема газа, полученного (отобранного) им сверх установленного договором объема. Стоимость транспортировки газа за каждые сутки с применением коэффициента оговорена в Договоре розничной реализации товарного газа, но в порядке сведения не считаем лишним проинформировать о действующих коэффициентах: в период с 15 апреля до 15 октября – 1,2; с 15 октября до 15 апреля – 1,5.
В публикации также обращалось внимание на истребование АО «КазТрансГаз Аймак» документов для заключения Договора о розничной реализации товарного газа с предпринимателями, в наличии которых, по мнению бизнесменов, нет необходимости, но их подготовка влечет трату времени и денег. В отдельных случаях, как указано в обращении инициативной группы из числа предприниматели, утерянный документ порой вовсе восстановить невозможно.
Вопрос по перечню документов, необходимых для заключения договоров, возникли и у Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, однако в письме, представленном областным филиалом АО «КазТрансГаз Аймак», ответ на него не нашел своего отражения.
Ситуация с возникновение очередности, с которой бизнесмены столкнулись в период, предусмотренным для заключения Договора розничной реализации товарного газа – с января по март, монополист объяснил тем, что некоторыми потребителями не соблюдались условия, необходимые для заключения договоров, что повлекло повторное прохождение ими процедуры заключения договора. По ряду причин иногда проверка документов может занимать продолжительное время.
Касательно упрека об условии передачи информации о Потребителях в Кредитное бюро в письме сказано следующее: «…Общество выступает поставщиком кредитной информации, а также на Общество, как на субъекта, оказывающее коммунальные услуги, возложена обязанность по ее предоставлению в Кредитное бюро».
Ну что ж, ответы на вопросы предпринимателей мы получили, но вряд ли они удовлетворят субъектов бизнеса, ведь аргументируя свои доводы о нарушении их прав и законных интересов, они также ссылались на нормы гражданского законодательства. Учитывая тот факт, что и государственный орган в лице Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции внес акт реагирования в интересах предпринимателей, но предписание обжалуется монополистом, будем ждать судебного решения. А между тем напоминаем, что в прошлом году АО «КазТрансГаз Аймак» уже привлекалось к административной ответственности за взимание штрафа с коммунально-бытовых и промышленных предприятий за недобор ими договорного объема товарного газа. Сможет ли монополист убедить суд в правомерности своих действий, покажет время.
Саида ТУЛЕГЕНОВА