Городской суд по уголовным делам приговорил Саламата Темиргалиева, бывшего хозяина квартиры, где в апреле текущего года угорел 16-летний подросток и отравились угарным газом еще трое взрослых, к трем годам лишения свободы. Суд согласился с отцом погибшего и посчитал, что подсудимый разобрал печной дымоход незаконно без соблюдения правил безопасности, не предупредив соседей.
ЧП произошло 1 апреля текущего года в квартире двухэтажного дома по адресу: улица Дамбовый тупик, 3/1 (Район Куреней). Тогда управление здравоохранения ЗКО сообщало, что в больницу с отравлением природным газом госпитализировали троих человек. Из квартиры №7 с первого этажа были доставлены отец и дочь, а также еще одна женщина, проживавшая в квартире №10 на втором этаже дома. Ее 16-летний сын скончался до приезда скорой помощи.
Отец погибшего Бакытжан Кубашев в своих показаниях на суде сообщил, что жил в квартире с женой и сыном. Данную квартиру он приобрел у прежнего хозяина Саламата Темиргалиева в 2014 году. 1 апреля пришел с работы домой примерно в 9.30, постучался в дверь, но никто не открыл. Он подумал, что никого нет дома и поехал к жене на работу. Как только Кубашев узнал, что жена на работу не выходила, тут же вернулся домой и увидел через окно, что жена и сын лежат без сознания. Разбив окно, Кубашев проник в дом и вытащил жену и сына на улицу. У обоих шла пена изо рта. Через полчаса приехала «скорая», но медики отказались госпитализировать женщину с сыном. Позже подьехала вторая бригада и забрала жену. Медики констатировали смерть сына, но отец, не поверив, все равно доставил тело в больницу. Там факт смерти подтвердили.
Экспертиза показала, что отравление жильцов дома произошло по причине неправильно установленного дымохода. Участок дымохода между этажами был расположен горизонтально, где и произошла утечка газа в квартиры. Кубашев рассказал суду, что ничего не знал о перестройке дымохода прежним хозяином Саламатом Темиргалиевым. И только во время следствия узнал, что причиной утечки газа стала засорение горизонтальной части дымохода. Отец погибшего винил в смерти сына Темиргалиева и просил наказать его по всей строгости закона. Кубашев подал гражданский иск и просил взыскать с Темиргалиева 25 млн тенге, из которых 15 млн — за причиненный моральный вред и 10 млн в качесстве компенсации за затраты на лечение жены и похороны сына. По словам потерпевшего, за женой нужен постоянный присмотр, и она нуждается в дальнейшем лечении.
Жумыт Кабланов и его дочь Гульайша приехали из Круглоозерного навестить своего сына, который снимал квартиру №7, но того дома не оказалось, и Каблановы заночевали в квартире сына. Очнулись только на второй день в больнице, где им и рассказали о случившемся. Отец и дочь Каблановы также просили взыскать с подсудимого 3 млн тенге за понесенный вред здоровью. По словам отца и дочери, им пришлось пройти длительный курс реабилитации.
Прокурор по делу Кайрат Даукенов иск потерпевших поддержал частично и просил суд взыскать в качестве морального ущерба с Темиргалиева по 500 тысяч тенге отцу и дочери Каблановым, а в пользу Бакытжана Кубашева — 3 млн тенге. При этом запросил наказание для Темиргалиева в виде лишения свободы сроком на 4 года в колонии общего режима, заменив подписку о невыезде на содержание под стражей.
Саламат Темиргалиев просил у потерпевших и родных погибшего прощения и сообщил, что не признает вину, просил учесть при вынесении приговора, что он отец троих несовершеннолетних детей, один из которых инвалид, и что он единственный кормилец в семье. Также подсудимый заявил, что работы по дымоходу делал не он, а нанятые рабочие, и он сам не знал, что дымоход неисправен.
Судья Кайрат Утешев признал виновным Темиргалиева по статье 279 УК РК – «Нарушение правил или требований нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и назначил ему наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии минимальной безопасности (колония-поселение).
В пользу Кубашева суд решил взыскать 3 млн тенге, а в пользу Каблановых 600 тысяч тенге.
Кроме этого, суд вынес частное постановление в адрес руководства областной местной полицейской службы за несвоевременное пресечение факта сотрудниками полиции незаконной сдачи в аренду квартиры одной из жительниц Уральска Кабланову.
Между тем в пользу осужденного в соцсетях и в комментариях под газетными публикациями развернулась жаркая дискуссия. В основном комментаторы высказывались в пользу 39-летнего Темиргалиева, говоря о слишком строгом наказании с учетом находящихся на его иждивении малолетних детей. Кроме того, комментаторы удивлялись, что виновным признали прежнего хозяина квартиры, который после демонтажа дымохода сам три года жил с семьей в квартире, где погиб подросток.
Справка «Н»
Статья 279. Нарушение правил или требований нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
- Нарушение правил или требований нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Санат Урналиев, фото Георгия Семенова
Почему же без внимания остаются те, кто монтировал не соответствующий нормам безопасности дымоход? Или сам хозяин выступал в роли инженера — проектировщика данного объекта? Авторы статьи изначально ввели в заблуждение читателей, предоставив неполную и неясную информацию о происшествии, тем самым дали почву для соответствующих негативных высказываний в адрес хозяев- прежнего и нового, судей и т.д.
Вот поэтому любые работы по дому я всегда делаю официально. Договор, чек обязательно. Если бы у обвиняемого был договор с теми кто делал работы по дымоходу, то сейчас у него не было б проблем. Но приговор очень жесток! Не справедлив.