В рамках республиканских торжественных мероприятий, посвященных 275-летию Сырыма Датулы, в ЗКО прошли научно-практическая конференция «Даланың дана қолбасшысы», а также были организованы национальные игры вблизи села Жымпиты, родине Сырыма, на которые съехались спортсмены из 12 районов области.
К 275-летию Сырыма Датулы
Научно-практическая конференция проходила в областном казахском драмтеатре. На конференцию, состоявшуюся также в рамках программы «Рухани жаңғыру», со всего Казахстана съехались историки, ученые, профессоры и краеведы. Среди почетных гостей были обладатель государственной награды Республики Казахстан, писатель Анес Сарай, заслуженный деятель Республики Казахстан, писатель Кажыгали Муханбеткалиулы, доктор исторических наук, главный научный сотрудник института истории и этнологии им. Ш.Уалиханова Саттар Мажитов, директор научно-исследовательского центра при государственном университете им. Ж. Досмухамедова г. Атырау Мухтар Капезулы, доктор исторических наук государственного университета им. К. Жубанова из г. Актобе Талгат Жумаганбетов и другие.
Перед началом конференции гости и участники конференции возложили цветы памятнику Сырыма Датулы. Сотрудники областного краеведческого музея представили гостям выставку «Ер қаруы – бес қару», на котором были представлены более 50-ти экспонатов из фонда музея.
Гостей и участников конференции поприветствовал аким области Алтай Кульгинов.
– Народ не может быть без истории. Как и у других народов, у казахов есть своя богатая история. Как отметил в своей статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» Президент страны Нурсултан Назарбаев, мы должны помнить уроки, которые преподнесла нам наша история. Поэтому мы никогда не забудем нашу историю, героические поступки наших предков, наших батыров, внесших свою лепту в Независимость. Их главной целью было передать нам нашу Независимость и свободу. Среди таких батыров, которых мы должны всегда помнить, был и Сырым батыр. Сырым Датулы являлся патриотом своего народа. В независимом Казахстане всегда должны помнить имя предводителя первого освободительного движения, – отметил в своем выступлении аким области.
О роли Сырыма Датова в современной истории рассказал известный казахстанский писатель, обладатель государственной награды Республики Казахстан Анес Сарай.
– Западноказахстанцы всегда чтят и помнят батыров казахского народа. Его именем назван район, в Уральске перед зданием областного маслихата ему воздвигнут красивый памятник, в Сырымском районе также установлен памятник, есть музей, названный его именем. Это говорит о том, что казахстанцы не забыли батыра, и никогда не забудут. Уверен, что такие встречи, как сегодня, будут проходить и через 100 и 300 лет, – сообщил Анес Сарай.
Великому человеку лежать в родной земле
Главной новостью на конференции стала инициатива директора областного центра истории и археологии Мурата Сдыкова, который внес два предложения и попросил поддержать его.
— Недавний визит президента Казахстана в Узбекистан говорит о том, что между нашими странами установятся хорошие отношения. Участники первой экспедиции помнят, что мы ехали на могилу Сырыма Датова, как партизаны, без официального разрешения, хотя и обращались в МИД Узбекистана. После нашей экспедиции было много сомневающихся, говорили, что это не он. Мы еще раз убедительно заявляем, это — Сырым Датов. Но есть наука, поэтому первое предложение, которое я хочу внести в резолюцию – это проведение ДНК-анализов костных останков, которые мы обнаружили. Это необходимо. Во-вторых, нужно перезахоронить Сырыма Датова на территории ЗКО. Если вы поддержите, я буду очень рад. Эту проблему надо решать. Потому что великие люди, а Сырым Датов – это великий человек, должны быть похоронены на своей родной земле, — предложил Мурат Сдыков.
— Я понял из докладов, что у нас по-прежнему очень сильно влияние Советской исторической науки, марксистко-ленинской идеологии. Мы до сих пор говорим, что Датов возглавлял национально-освободительное движение, что умаляет движение Сырыма Датова. Это гораздо более широкое явление, потому что оно было направлено не только против российского колониализма, но и на модернизацию казахского общества, изменение общественно-политического устройства. Не случайно Сырым Датов вошел в Ханский совет и не случайно он воевал с ханами. Для чего? Потому что он понимал, что ханская власть в тех условиях должна стать другой. Во-вторых, нельзя забывать, что это было время и других великих людей: Султан Каратай, Султан Ишимов, хан Арынгазы, хан Нуралы и другие. Их тоже нельзя забывать. Сырым Датов не состоялся бы без этих людей. Нужно говорить о комплексном понимании исторического процесса и объективном освещении нашего исторического прошлого. Мы должны быть объективны ко всем историческим явлениям и личностям абсолютно. Сырым Датов практически первым начал не только борьбу за национальное освобождение казахов от колониальной политики, но и политическое переустройство, — рассказал историк.
В ходе конференции ученые обсудили актуальные проблемы истории, источниковедения, историографии национально-освободительного движения XVIII-XIX вв. на территории Казахстана и изучение Сырыма Датова как исторической личности.
Архивный след народного героя
На сегодняшний день в российских архивах найдены письма, написанные рукой Сырыма Датова. Эти исторические документы еще не вошли в научные издания. Как сообщил старший преподаватель ЗКГУ им. М. Утемисова, кандидат исторических наук Жанибек Исмурзин, найдена новая печать, принадлежавшая Датулы. Во время своего доклада ученый презентовал ранее не опубликованные исторические документы – письма и документы современников Сырыма Датова и его отца Дата, в которых сообщаются ценные сведения о знаменитом сыне и отце. Кроме этого, ученый впервые презентовал его эксклюзивную печать 1782 года, на который написано: «Сырым бахадур (батыр), слуга Аллаха и сын Дата».
— Сырым Датов, стоявший в основе независимости Казахстана, бесспорно неповторимое историческое явление. На формирование Сырым батыра, безусловно, повлияла его родословная. Сырым из рода Байбакты, внук батыра Шолана, о котором в народе сложены легенды. Например, сообщается, о поединке Шолан батыра с калмакским батыром Сайкыном в 17 веке. Сайкын батыр, который убил около сорока казахских, башкирских и туркменских батыров, был задушен в длительном поединке голыми руками дедом Сырыма Датова Шолан батыром. Дат, отец Сырыма, один из сыновей Шолана, так же ярко проявил себя как батыр в казахско-джунгарской войне. Хан Нуралы в 1772 году в письме губернатору Оренбурга Ивану Рейнсдорпу, просит последнего удерживать в плену сыновей Дата для обмена с русскими пленными и характеризует Дата как влиятельную личность, «решающиго все вопросы среди рода Байбакты». О Сырыме написано несколько концептуальных исторических трудов, но не все данные о нем еще собраны и вошли в историческую науку. Особенно малоизвестен период жизни Сырыма с 1797 по 1802 годы, а также его взаимоотношения с ханами. Необходимо инициировать создание общенационального архивного сборника по Сырыму Датову со сбором всех данных о нем в архивах соседних стран и в частности в России, как это было сделано с Кенесары и Махамбетом, — отметил Исмурзин.
Талгат Жумаганбетов доктор исторических наук, профессор Актюбинского госуниверситета им. К. Жубанова:
— Одна из главных исторических ролей Сырыма в том, что с него начинается время, когда батыры заявляют о себе в борьбе за власть. Это происходит тогда, когда ослабевает ханская власть. Батыры делают это в интересах простого народа, чтобы защитить население от угрожающих бед. Мы называем историческое явление, возглавляемое Сырымом 14 лет, восстанием. При этом полномасштабные военные действия, возглавляемые Сырымом, происходили лишь в 1784-1785 годах. Если это не восстание, тогда что? Можно сказать, что это движение, которому послужили, на мой взгляд, две причины. Во-первых, земельный вопрос – по сути, самая важная вещь в вопросах суверенитета. Не зря Сырым батыр участвовал в восстании Емельяна Пугачева, преследуя интересы в вопросах возврата земель между Волгой и Уралом. Во-вторых, это антиколониальное движение с участием казахских родов, живших вдоль Урала, которым по царским указам запрещалось кочевать на исконных землях. И, в конечном счете, заслуга Сырыма в том, что начатое им движение по большому счету достигло своих целей.
Доктор исторических наук, профессор Мухтар Абилсеит предложил направить научную группу в архивы Оренбурга, Астрахани и Москвы для сбора сведений о Сырыме и его потомках:
— Многочисленные исторические документы, сохранившиеся в Оренбургском госархиве, говорят о том, что царское правительство тщательно собирало сведения в отношении Сырыма Датова. Настало время для сбора и обнародования данных исторических документов. Когда я работал в российских архивах в начале 2000-х годов, чтобы сделать такую работу не хватило ни времени, ни средств. Есть сведения о Сырыме и в архивах Турции. Известно, что турецкое правительство направляло к нему своего представителя. Есть данные о Сырыме в архивах Узбекистана. Мечта Сырыма – это независимый Казахстан и она осуществилась.
По словам историка, указание президента о модернизации сознания в его понимании — это быть казахом, уважающим историю.
— Мы должны привести в порядок свои традиции и историческую память. Это нелегко. Слава Богу, за годы независимости сделано многое и одно из подтверждений то, что мы здесь собрались. Мы обязаны потомкам оставить память об исторических личностях. В чем особенность исторической личности? В том, что такая личность раньше других осознает важность происходящих в стране исторических процессов. И таким человеком был Сырым Датов. Движению Сырыма предшествовала колониальная политика России, начиная с Петра I и посланные царским правительством разведывательные экспедиции в казахскую степь с целью завоевания Средней Азии. Кроме этого, восстанию Сырыма способствовали бесчинства со стороны яицких казаков, захват исконно казахских земель калмаками и впервые ослабление ханской власти. Сырым Батыр, можно сказать, первый казахский демократ, тогда как в России первыми демократами считаются декабристы (участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х годов, организовавшие восстание 14 (26) декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания). Сырым возглавлял Народный Совет, который имел целью восстановление в стране стабильности путем переговоров с царским правительством и решение земельного вопроса, — отметил Абилсеит.
Его время было другим
Директор Государственной концертной организации «Қазақконцерт» Асхат Маемиров, уроженец Сырымского района ЗКО, зачитал поздравительное письмо от министра культуры и спорта РК Арыстанбека Мухамедиулы акиму ЗКО и участникам конференции:
— Уважаемый Алтай Сейдирович и участники конференции, нет сомнений, что научно-практическая конференция, посвященная 275-летию Сырыма Датулы, вызовет положительный резонанс и отклики в научной среде и обществе в целом. Как отметил Елбасы в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», одна из главных задач – это увековечивание исторических личностей, внесших существенный вклад в развитие Казахстана. Данная конференция имеет важнейшее значение в осуществлении данной задачи. Современный успешный Казахстан – заслуга таких личностей, как Сырым батыр. Уважаемый Алтай Сейдирович, под Вашим руководством ЗКО успешно развивается во всех направлениях, желаю удачи!
От себя Маемиров процитировал слова Сырыма Датова: «Утратишь национальный дух – потеряешь будущее».
— Мы должны воспитывать наше поколение в духе Сырым батыра, государственника и основателя Степной демократии. Желаю процветания нашей стране, — завершил свою речь Маемиров.
Писатель Кажыгали Мухамбеткалиулы:
— Сырым Датулы – плод мощнейших исторических процессов. До него почти все казахские батыры прославились в великой войне против джунгар, но время Сырыма было совсем другим и его борьба стоит особняком в истории Казахстана. Он чутко чувствовал эпоху и ее угрозы. Сырым заслуживает звание человека, который первый восстал против царской колониальной политики, поэтому мы будем всегда возвращаться к его личности. Исследователи жизни Сырыма должны ставить перед собой новые задачи. Нужно углубленно изучать его деятельность, окружение и потомков, их роль в истории казахов, — сообщил он.
Писатель отметил, что имя батыра будет жить в веках.
— Мы все когда-нибудь умрем, но имя Сырыма Датулы будет жить в веках. Это бессмертный человек. Пока будут существовать казахи, то и Сырым будет жить. Все ханы после Абулхаира не были избраны народом, а были ставленниками царского правительства, не защищали интересы простых людей, отдалились от народа. Поэтому мы должны четко различать действительно великих ханов. Память о Сырыме будет хранить в нас чувство патриотизма, если мы забудем таких людей, то станем поколением трусов. Мы живем сейчас благодаря нашим батырам, в том числе Сырыму, которые не трусили перед лицом врага и боролись, несмотря на численное превосходство, — рассказал Кажыгали Мухамбеткалиулы.
По итогам встречи организаторы планируют выпустить брошюру с материалами конференции и подготовить резолюцию.
Празднества на родине батыра
23 сентября торжественные мероприятия с участием гостей конференции продолжились в Сырымском районе. По пути в райцентр делегация остановилась у мавзолея Сырыма Датулы, где аким области Алтай Кульгинов и писатель Анес Сарай, исследователь биографии Сырыма , автор книги «Тар кезең» Кажыгали Муханбеткалиулы возложили цветы.
Праздничное мероприятие в Сырымском районе началось с посещения районного историко-краеведческого музея, названного именем Сырыма. Затем делегация гостей посетила аллею «Алаш.
В рамках празднования 275-летия батыра вблизи села Жымпиты были организованы национальные игры, на которые съехались спортсмены из 12 районов области. Здесь также были проведены состязания по қазақша күрес и конные состязания.
Собравшихся поздравил аким области Алтай Кульгинов:
— Вот уже несколько дней мы празднуем важную дату — 275-летие великого батыра, реформатора степи, предводителя народа С.Датұлы. Все эти мероприятия проходят в рамках программы «Рухани жаңғыру», которое имеет огромное значение для будущего поколения.
В ходе мероприятия собравшимся было показано театрализованное представление и завершился праздник концертом с участием творческих коллективов области.
Историческая справка «Н»
Сырым Датулы – личность, одаренная природным умом, талантом непревзойденного оратора (шешен) и справедливого предводителя. Он родился в 1753 г. в ауле Сарой ЗКО. Основные события, в которых активно участвовал Сырым:
1773-1775 гг. Сырым участвует в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева;
Осень 1778 г. Взятие Сырымом в плен походного атамана Чаганова, неоднократно грабившего казахские аулы, и продажа его в Хивинское ханство;
Декабрь 1783 г. Захват Сырыма казаками и его четырехмесячное содержание в Уральской тюрьме;
Апрель-май 1784 г. Выкуп батыра из тюрьмы за 350 рублей и 70 лошадей. Его возвращение в Орду; сбор сил и нападение на крепость Илецк (Елек). Дальнейшее увеличение сил восставших казахских племен на реке Сагыз;
Январь 1785 г. По просьбе Нурали-хана князь Потемкин посылает регулярные российские войска в степь для борьбы с Сырымом Датовым;
Февраль 1786 г. Против восставших казахов Младшего жуза под руководством Сырыма Датова выступают корпусной генерал Смирнов с 237 казаками, 2435 башкирами, а также походный атаман Колпаков с 1250 уральскими казаками. В этот период под знаменем Сырыма объединяются 6200 восставших, из них 2000 — под предводительством батыра Барака и 1500 дружинников батыра Тиленши, которые в марте атакуют Антоновскую и Сахарную крепости.
Действия восставших серьезно беспокоят Екатерину II и Оренбургского губернатора О. Игельстрома. Они проводят реформу. На съезде казахов западной части Орды избирается Народное собрание во главе с батыром Сырымом, Ханство упразднено. Барон О. Игельстром, как представитель российского правительства, дал съезду и собранию обещание, что больше хана в Малой Орде, тем более из потомков Абулхаира, не будет;
3 июня 1786 г. Нурали-хан был отстранен от власти и сослан в Уфу.
Дети Нурали, особенно султан Ерали, встали на путь отмщения Сырыму Датову;
1 октября 1786 г. в момент совершения батыром религиозного обряда его удается внезапно пленить. В ноябре Екатерина II предписала барону О. Игельстрому освободить Сырыма Датова. Однако его освобождают из заточения только в 1787 г.;
3 октября того же года указом Оренбургской экспедиции пограничных дел от имени Екатерины II Сырыма утверждают главным старшиной Младшего жуза, и он возводится в достоинство Тархана. В этот период Сырым Датов, хотя и сохранил систему традиционного вассального правления, в основном опирался на такую демократическую структуру, как Хан кеѕесі (Ханский совет). Именно на Ханском совете решались споры по вопросам землепользования, межродовых отношений, взаимоотношений с казачеством, связей с вышестоящими пограничными, т.е. властными структурами и т.д. Все вопросы предварительно обсуждали на совете совместно с родоначальниками и аксакалами, а затем решения претворялись в жизнь. Подобный метод правления, конечно, противоречил основам царизма. О. Игельстром, поняв свои ошибки в реформировании правления в Младшем жузе, представил наверх новую форму. Он разделил западную часть Орды на шесть расправ и выдвинул кандидатуру Сырыма Датова на должность Генерального прокурора. Однако правительство не одобрило эту идею в целом, а поддержало ее лишь в части усиления ханского метода правления и стало ограничивать право использования оставленных калмыками земель между Волгой и Уралом казахской частью населения, что привело к повторному противостоянию сторонников Сырыма Датова и правящих царских структур.
Батыр Сырым объявил войну против царского порабощения. Его решение горячо поддержали и казахи, населяющие побережье Аральского моря и южные отроги Уральских гор, Мангыстау. Сырымовцы вели борьбу с выступившими на усмирение казаками и сторонниками правителей-султанов. Кровопролитие продолжалось до 10 мая 1794 г.
После этого казахи распались на две группы. Сторонников Сырыма Датова представляли бедные и некоторые состоятельные люди, в том числе отдельные члены ханской семьи. В число противников вошли султаны-правители и поддерживающие их бии и баи.
Зимой 1796 г. в степи разразился страшный джут. Аксакалы приняли решение сблизить ханскую сторону и соратников Сырыма Датова. Однако межличностные отношения взяли верх – хан Есим не хотел первым начать переговоры, а Сырым Датов не признавал его легитимным ханом (не был избран народом, а назначен генерал-губернатором).
Противостояние окончилось тем, что 27 апреля 1797 г. сарбазы Сырыма Датова в пяти километрах от Красноярского форпоста убили Есима, находившегося под защитой казаков. Орда оказалась на грани гражданской войны.
29 августа 1797 г. на реке Хобда собрались султаны и бии Младшего жуза. Сюда с 1000 сарбазами прибыл и батыр Сырым. Он выступил перед собравшимися и объявил, что, понимая тяжелое материальное положение населения после джута, тяжесть дальнейшего продолжения освободительной борьбы и ее последствия, а также в связи с упразднением ханского правления и учреждением Хан кенеси, он распускает своих сарбазов, прекращает противостояние властям, истинно желая единства народа. Собравшиеся избрали Сырыма Датова главным членом Ханского совета. Такое решение не устроило одного из сыновей хана Нурали – султана Каратая, рожденного от жены-калмычки и мечтавшего стать ханом вместо Есима. Каратай принимает решение отомстить Сырыму Датову за смерть отца и брата. После собрания Сырым Датов с однородцами перекочевал в среднее течение Сыр-Дарьи на границу с Хивинским ханством. Здесь в 1802 г. его отравили, а по другим данным, убили сторонники султана Каратая.
Арман Ахметов, фото автора.
В статье использованы материалы историка Куаныша Китарова