На злополучном погранично-пропускном посту «Сырым» (казахстанско-российская граница в сторону Самары) снова огромные очереди из фур, легковушек и граждан Узбекистана. Люди, пересекающие границу, сутками стоят в очередях и жалуются на неорганизованность работы пограничников. Те, в свою очередь, сетуют на увеличение пассажиропотока и обещают, что со следующего года пост будет реконструирован и увеличит пропускную способность.
В редакцию «Н» обратились возмущенные водители большегрузов, которые пожаловались на километровые очереди и медлительность пограничников. Выехав на место, корреспонденты воочию убедились, что пост «Сырым» напоминает большой интернациональный базар, где, как в знаменитом «Бородино», «смешались в кучу кони, люди».
«12 фур за три часа – это очень быстро»
На границе на момент прибытия журналистов на трассе «Уральск-Самара» в сторону РФ образовалось три очереди: фуры (справа), легковые автомобили (по центру) и узбеки (слева). Очередь большегрузов – самая длинная. Шлейф из фур растянулся на многие километры, причем с обеих сторон границы. Завидев опознавательные знаки прессы (бейджи, фотокамеры) водители фур сразу оккупировали нас и начали наперебой жаловаться на работу «погранцов». Разумеется, чтобы не заиметь проблемы с людьми в погонах («Не дай Бог, еще не пропустят!»), все говорили эмоционально, но не называли фамилий и лица предпочли не «светить».
Евгений, гражданин РФ:
— Процедура досмотра и паспортного контроля, что у вас, что у нас занимает пять минут. Проблема в том, что с той стороны (со стороны РФ) идут грузовики, с этой стороны (со стороны РК) в приоритете оформляются жители России и Казахстана. Идет очень большой поток узбеков, которых сгоняют на левую сторону, и, получается, полностью блокируется одна из полос и без того узкой дороги на так называемой «нейтралке». И пока они их не разгонят, очередь не двигается. Как узбеков разгонят, так пару машин с российской стороны выпускают. Накопитель маленький, две машины зашло и опять стоишь, ждешь — пока их «распихают». Короче, затор возникает из-за того, что не организовано движение в нейтральной зоне.
Алексей, водитель фуры из Актобе:
— Буквально десять дней назад я здесь был, и 12 фур обе границы проезжали за 3 часа. Это считается очень быстро. Можно сказать, шикарно. А сейчас, минимум, 10 часов стоять, это как пить дать. Теперь вот с ночи стоим. Есть ребята, которые с восьми вечера вчерашнего дня зашли в накопитель, так они еще границу не прошли. Именно наша сторона не работает. «Нейтралка» забита. Полчаса стоишь, буквально две-три машины пройдут и все. Раньше такого не было. Раньше быстро пропускали. Сейчас творится что-то невообразимое. А три дня назад очередь на казахстанской стороне была аж до заправки «Гелиос» АЗС (около бывшего Красновского совхоза – прим. ред.). Это 4-5 км. Представляете, сколько времени это занимает!? По 18-20 часов стоят и не могут пройти. Ладно, границу пройдут, а нейтральная сторона тоже забита. Это уже россияне задерживают. Если сейчас «нейтралка» свободна, значит, наши казахские пограничники не работают, не пропускают. Здесь все взаимосвязано. Сейчас вечером опять наплыв будет и до «Гелиоса» точно дойдет. А видели бы вы, в каком состоянии находятся дороги на российском посту – это просто тихий ужас. Доходило до того, что фуры переворачивались или застревали наглухо. И пока их не вытащит вызванный из ближайшего села трактор, вся очередь стоит – ждет. Неужели Россия, считающая себя великой державой, не может навести здесь порядок?..
Владимир, водитель большегрузного автомобиля из Смоленска:
— Я на этом посту третий раз. Два раза я проезжал быстро. Это было год назад в ноябре. А в этот раз почти десять часов стою. У меня зарплата зависит от того, чем больше я проеду, тем больше заработаю. Это серьезные убытки, то, что я здесь стою. Очень многое зависит от смены. Попадаются молодые пограничники, которые по 20 минут одну машину обслуживают. Сидит и медленно по одной букве печатает, будто только увидел компьютер. А есть такие, которые за три минуты все вбили и пропустили. Так же и российская сторона работает. Если они сейчас начали бы нормально работать, буквально час и этой толпы машин не было бы.
«К нам предвзятое отношение…»
Братья-узбеки на легковушках (в основном на любимых «Ларгусах») и стареньких автобусах стоят в отдельной очереди. Точнее, кто сидит, кто спит на земле прямо на обочине – все терпеливо ждут своего часа. Отдельная группа запасается напитками в ларьках у поста, другая – стоит в очереди в единственный легальный и поэтому платный туалет – деревянный скворечник, замок на котором дороже чем он сам. Такса – 50 тенге. Владельцу такая очередина, по всей видимости, только на руку. Продал напитки с надбавкой и добро пожаловать справлять нужду. Деньги капают каждую минуту.
Узбек, представившийся Игорем, второй год ездит на заработки в Россию, обреченно жалуется, что к ним со стороны казахстанских пограничников «особое» отношение.
— Здесь всегда долго стоим. Один день полностью. Для нас отдельную очередь сделали. Когда хотят, тогда запускают. Немного ослабили бы очередь, было бы хорошо. Внутри долго не задерживают, только вот здесь. Два года это наблюдаю. Иногда бывает, что на двое суток остаемся здесь. Вот я пятый сейчас в очереди, считай, день потеряю. Именно с нами такое, остальных они пропускают, — говорит Игорь.
Адиль, гражданин Узбекистана из Москвы стоит в общей очереди «союзников» (граждане стран-участников Евро-Азиатского экономического союза) больше 18 часов.
— Мы должны продлевать регистрацию через каждые 90 дней. Я хотел только заехать в Казахстан и обратно в Россию въехать. Но какой там! Я должен детей с детсада забрать. Теперь я не успею, и дети на улице останутся. Местные таксисты просто разворачиваются и возвращаются обратно. Они думают, что узбеки – это такой спокойный народ, который все стерпит. К нам предвзятое отношение именно со стороны казахстанских пограничников. Им зарплату не платят что ли? – вопрошает Адиль.
— Некоторые узбеки дураками прикидываются и при въезде в Россию встают в нашу очередь. А когда очередь его подходит, «погранцы» его не запускают и назад уже не выпускают. И затор возникает, — делится житель Уральска Арман. По его словам почти все очередники «справляют нужду в степи».
— Бывало, что «хлопнул» его участковый и пока на него адмпротокол составляет, весь автобус будет его ждать. Все дело в организации движения, — делает выводы земляк.
Надежда на расширение
Заместитель начальника отдела пограничного контроля войсковой части 2029 Нурлан Сукпусунов уверяет, что личный состав работает в штатном режиме. Восемь окошек обслуживают круглосуточно. Очереди, по его словам возникают, в первую очередь, из-за увеличившегося потока пересекающих границу.
— Пункт пропуска «Сырым» работает с начала 2000-х годов и был построен с учетом пассажиропотока того времени. С каждым годом идет увеличение пассажиропотока и транспортных средств. Анализ потока за последние семь лет показывает, что он вырос почти на 400%. Если в 2010 году ежемесячно через пункт пропускалось 50 тысяч лиц, то в 2016 году – уже 138 тысяч, а за первое полугодие 2017 года – 200 тысяч лиц ежемесячно. Если в 2010 году ежемесячно через «Сырым» проходило до 30 тысяч транспортных средств, то в 2016 году – 49 тысяч и за первое полугодие 2017 года –
70 тысяч автомобилей. Что касается граждан третьих стран, то анализ показывает, что за шесть месяцев 2017 года границу пересекло 125 тысяч лиц, из которых 42 тысячи – это те, кто едут на сезонные работы. Если в июне этого года границу пересекли 203 тысячи человек, из них 89 тысяч – это лица, едущие на заработки, то есть 43% от общего количества, — приводит статистику Нурлан Сукпусунов.
Увеличение пассажиропотока, по его словам, связано с увеличением товарооборота в рамках ЕАЭС. Кроме того, поток большегрузных автомашин связан с системой платных дорог «Платон», введенной в РФ. Грузоперевозчики при составлении маршрутов, учитывая, что по территории Казахстана все дороги бесплатные, проезжают в Россию через пост «Сырым».
Замначальника говорит, что через данный пункт пропуска дешевле и быстрее доехать до Москвы, Самары и Санкт-Петербурга. Ситуацию усугубляет ремонт трассы «Уральск-Озинки». Пункт пропуска «Илек» в Бурлинском районе также, по словам Сукпусунова со ссылкой на водителей фур, далековат и им приходится проезжать лишние километры Опять это упирается в деньги. Соответственно все едут через «Сырым» и пост превращается в некую «воронку».
— На сегодняшний день представители ТОО «Инженерный центр «Астана» ознакомились с пунктом пропуска «Сырым», составлен некоторый перечень документов, в частности проектный эскиз. На следующий год планируется реконструкция по расширению пункта пропуска, а именно расширение дорожного полотна, полос движения (до восьми полос), а также разделение потоков транспорта. По проекту предусмотрены площадки для отдыха, урны, лавочки, освещение, беседки и туалеты. Надеемся, что в следующем году они эту работу уже начнут и создадут более благоприятные условия для людей, пересекающих границу, — оптимистично настроен пограничник.
При этом Нурлан Сукпусунов, говоря о сегодняшнем состоянии поста, признается, что на посту нет медиков.
— Квалифицированных медиков в пункте пропуска нет. У нас имеются лекарства, аптечки для оказания первой медпомощи, для остальных случаев, когда требуется квалифицированная медпомощь, организовано взаимодействие с ближайшим населенным пунктом – селом Погодаево, где есть медпункт. С ними созваниваемся и буквально минут через 15 они приезжают. В случае необходимости из города приезжает скорая помощь.
Пор словам Сукпусунова, если человек болен или имеет инвалидность и ему тяжело или невозможно передвигаться, то пограничники проверяют документы и производят процедуру сличения непосредственно в транспортном средстве. Рейсовые автобусы пропускаются через границу вне очереди. Это регламентируется соответствующими распоряжениями.
Мы адресовали Сукпусунову жалобы некоторых предпринимателей, что пограничники нередко берут на себя функции таможенников при досмотре грузов.
— Досмотр транспорта и грузов – это неотъемлемая часть пограничного контроля. Мы взаимодействуем со всеми контролирующими органами по ЗКО: департамент госдоходов, санитарные и ветеринарные организации, с палатой предпринимателей. Бывает, что к нам приходят указания в связи с новыми постановлениями, совместными приказами по запрету на вывоз или ввоз той или иной продукции, данная информация доводится до подразделения пограничного контроля на местах и исполняется. То есть данный товар не пропускается, — отвечает Нурлан Сукпусунов.
Что касается туалетов, то они имеются непосредственно на территории поста. А то, что их нет за пределами поста – это компетенция местных исполнительных органов власти, то бишь районного акимата, говорит замначальника.
А в ответ – тишина
Еще в мае текущего года палата предпринимателей ЗКО, направила письмо на имя генерального консула РФ в Уральске Саида Забитова, касающееся проблем, которые испытывают местные бизнесмены при пересечении казахстанско-российской границы на пограничном посту «Маштаково». В частности предприниматели жалуются на качество дорожного полотна на посту с российской стороны, медленное обслуживание и большие очереди, неравномерную загрузку дорожных полос, отсутствие отдельной полосы для трудовых мигрантов, а также некачественный сервис. Ответа из консульства не последовало.
Редакция «Н» 10 августа, то есть почти полмесяца назад направила консулу журналистский запрос, в котором адресовала господину Забитову следующие вопросы:
— Какие меры со стороны консульства РФ в Уральске были приняты для решения вышеуказанных проблем?
— Поставлены ли в известность о существующих проблемах на пограничном посту другие заинтересованные службы и ведомства, к примеру, пограничная служба ФСБ РФ?
Консул по-прежнему хранит молчание.
Санат УРНАЛИЕВ,
фото автора