20 мая жительница Уральска Анаргуль АМИРОВА шла по мкрн. Северо-Восток. Она обратила внимание, что возле тротуара сидел молодой мужчина и просил милостыню. Увидев Анаргуль, мужчина обратился за помощью и к ней:
— Подайте на хлеб.
«Ага, чтобы ты на водку их потратил», — подумала женщина и пошла себе дальше. Так мы все обычно реагируем на попрошаек и бомжей.
Не мог ходить, жил в яме
Но что-то заставило Анаргуль не пройти мимо и предложить бомжу помощь:
— Пойдём в кафе, я тебя там накормлю.
— А он говорит, что ходить не может, — вспоминает Анаргуль. — Я не поверила и стала уходить. Смотрю, он за мной ползёт на коленях…
Мужчина представился Александром и рассказал, что несколько лет живет на улице. После жестокого избиения он перестал ходить. Анаргуль попросила показать, где он живёт сейчас. Александр показал свой «дом» — выгребную яму напротив общежития.
— Там был мусор, кошки, собаки. В общем, полная антисанитария. Если бы Александр был ходячим, то я бы так не реагировала. Если он останется в таком положении на улице, его может задавить машина или могут убить наконец, — в шоке от увиденного поделилась Анаргуль.
Женщина сначала обратилась в Центр социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, где ей сообщили, что принять мужчину можно будет только после обследования. Анаргуль отправилась в Облздрав, где один из начальников отделов сказала ей, что в больницу Александра госпитализируют, если выявят у него какое-либо заболевание. После рентгена в облбольнице врачи ничего не выявили, кроме остеохондроза и посоветовали сделать платное МРТ.
Анаргуль через социальные сети обратилась с просьбой помочь Александру в министерство труда и минздрав.
— Врачи должны были сразу положить его в больницу. Сделать бесплатно МРТ, выявить причины заболевания и лечить его. Он же точно такой же гражданин, как и мы все! Он имеет такие же права. Если болезнь не поддаётся лечению, дать ему инвалидность и определить в дом инвалидов. Государство ведь выделяет огромные деньги на соцзащиту, — пожаловалась Анаргуль в министерства.
Отреагировали
Анаргуль все же удалось на время пристроить Александра в ночлежку при центре адаптации.
— Мне знакомые говорят: Анаргуль, зачем тебе это надо, он бомж, алкоголик. Ты ему сегодня поможешь, а завтра он снова начнёт спиваться. Всякое мне говорят. Но я никого не собираюсь слушать. Я сделаю все, что от меня зависит, чтобы вопрос с ним был решён.
Он такой же, как и мы. Просто в отличие от нас у него нет крыши над головой и в жизни у него что-то пошло не так, — говорит Анаргуль.
По словам замдиректора центра адаптации Актоты САРИНОЙ, Александру возможно помочь только после определенных процедур.
— Он должен пройти полное медобследование на предмет заразных заболеваний, только после этого мы сможем принять Александра. В нашем центре он может находиться круглосуточно до года. За это время мы восстанавливаем документы, направляем на лечение, если нужно, содействуем через отдел занятости в трудоустройстве, — говорит Сарина.
Центр адаптации рассчитан на 60 коек. Сейчас здесь постоянно находится 29 человек. Ночевать летом приходит ещё до 15 человек. Зимой количество ночующих увеличивается больше чем в два раза. Ночлежка рассчитана всего на 25 мест.
Пока мы беседуем с замдиректора, Александр сидит на лавочке и молча, наблюдает.
43-летний Александр СЕЙТЕНОВ уже 3,5 года живет на улице. Выпускник детдома «Шанырак» 1990 года. Выучился на портного во 2-ом училище. Работал на фабрике, шил шубы. Попал под сокращение. Затем работал на пилораме в хозрасчетном ремонтно-строительном управлении (ХРСУ). Затем уехал в Оренбургскую область на заработки. Через пару лет вернулся в Уральск, зарабатывал разнорабочим, работал в местных пекарнях, автосервисах, сторожил гаражи, пас скот. Жил у работодателей и в бесхозных домах. Но отовсюду его гнала полиция.
— Семьи у меня нет. Родственники все в России, я с ними не общаюсь. Прогоняли меня, так и не заплатив. И вот черная полоса пошла. Начал бутылки собирать. Кушать-то надо, — рассказал Александр.
25 мая прошлого года в районе кинотеатра «Казахстан» четверо пьяных парней сильно избили Александра бейсбольной битой. Отбили левое колено, выбили челюсть ради забавы.
— С тех пор с ногой мучаюсь. Встану, два шага сделаю, падаю. Так и жил на улице. Друзья-бродяги едой делились. Раньше пил, сейчас не пью вообще. Как сейчас пить-то на одной ноге. Подлечиться бы мне, чтобы ходить. Хочу потом документы восстановить, чтобы на работу выйти. Уже надоело мне ходить вот так вот. Я много чего умею делать. Шаровые меняю на машинах, шпаклюю, пособничать могу, — говорит Александр.
Через пару дней с «Н» связалась Анаргуль.
«Добрый день! Александра обследовали, заразного заболевания не нашли. Его из ночлежки подняли на второй этаж к остальным», — сообщила радостно она.
Справка «Н»
По данным начальника отдела занятости и соцпрограмм Уральска Талгата КАЙРЕКЕЕВА, по городу зарегистрировано 300 человек без определенного места жительства. В 2016 году их было 320, 2015году – 456.
Санат Урналиев, фото автора