В прошлом номере «Н» от 19 октября была опубликована новость «На те же грабли». В ней сообщалось о том, что министерством финансов РК был составлен перечень объектов государственной собственности, подлежащих приватизации. По Западно-Казахстанской области в него были включены 105 объектов образования. Мы сделали официальный запрос, в котором попросили руководителя управления образования ЗКО Айгул Мынбаеву прокомментировать целесообразность включения учреждений образования в упомянутый список.
Вот что говорится в полученном редакцией ответе заместителя руководителя управления образования ЗКО Н. Гайтпаевой:
«Сообщаем, что действительно Министерством финансов РК предложен перечень объектов государственной собственности в сфере образования, подлежащих приватизации. В настоящее время управлением образования направлены обоснования о нецелесообразности приватизации организаций образования. Данный вопрос находится в стадии рассмотрения».
Говорят, что краткость – сестра таланта. Позиция управления образования в данном вопросе продиктована здравым смыслом. И всё-таки редакции и нашим читателям хотелось бы получить более развернутый и обстоятельный ответ, в частности, почему именно объекты образования нецелесообразно включать в данный перечень. Есть ли надежда, что они в итоге не будут приватизированы?
Напомним, что в перечень вошли детские сады, спортивные, музыкальные школы, центры внешкольной работы, детско-юношеского туризма и экологии, колледж… Такое уже было в эпоху перехода к рынку, и вот история повторяется. Большинство включенных в перечень объектов в случае их приватизации вряд ли будет долго использоваться по прямому назначению.
Вот какой комментарий по нашей просьбе дал ветеран системы образования, бывший директор 7-й школы Василий Баев:
— Приватизация учреждений образования – сложный вопрос, и рассматривать его нужно в контексте современного состояния образования в Казахстане.
Дело в том, что современная школа с качественной подготовкой выпускников не справляется. У нас слабые учебники, в которых много избыточного, ненужного материала, а ведь учебные планы нужно выполнять! Надо улучшать учебники и не бояться использовать образовательный материал других стран.
Вот есть великолепный российский учебник геометрии Л. Атанасяна, грамотно написанный, в нем нет ни одного лишнего слова… А мы часто засоряем наше образование некачественной учебной литературой. Могут возразить, что казахстанские выпускники все-таки поступают в зарубежные вузы. Но происходит это не благодаря качественному преподаванию в школах, а репетиторам, которых нанимают родители выпускников.
Вторая проблема – нехватка и слабая подготовка кадров. Только этих двух проблем уже достаточно, чтобы бить тревогу! И вот в такой очень сложной обстановке предлагается приватизировать объекты образования.
Но зачем?! Кто будет возглавлять приватизированные школы или детские сады? Предприниматели? Но у них нет, за редчайшим, может быть, исключением, педагогического образования! Хозяина приватизированного учебного учреждения будет интересовать только одно: прибыль, которую он будет получать за счет родителей учащихся. А ведь почти половина семей школьников – малообеспеченные… Захочет владелец объекта – будет в нем ресторан или кафе. Обновлять школьное оборудование хозяину тоже невыгодно: за это нужно платить. Репетиторы, кстати, в частную школу не пойдут – они будут зарабатывать сами: сегодня этот вид деятельности практически узаконен.
В Уральске уже действовала одна частная школа, но этот эксперимент закончился неудачно. Вообще с нововведениями в образовании нужно быть крайне осторожными. С какой стати предлагать приватизировать именно 105 объектов? Можно провести эксперимент: приватизировать одну школу и через несколько лет посмотреть, что из этого получится… Необходимо довести до ума учебники и научиться готовить сильные кадры! – подчеркнул Василий Баев.
Как не согласиться с Василием Андреевичем! Здесь надо иметь в виду еще одно важное обстоятельство. В случае приватизации учреждений образования некоторые со временем не будут использоваться по прямому назначению . Значит, придется за государственный счет строить новые школы, детские сады, центры туризма и экологии… Затем кто-то вновь захочет поддержать бизнес и запустит новую волну приватизации этих объектов. И так до бесконечности?
Необходимо высоким ответственным лицам, депутатам Сената и Мажилиса Парламента надежно оградить от «приватизационного» вируса образовательные учреждения.
Александр СУЕТИН