Житель ЗКО, инвалид второй группы Ильяс Юсупов не может выехать в Россию на лечение. Получивший условно-досрочное освобождение в прошлом году и имеющий разрешение органов внутренних дел на пересечение границы он тем не менее никак не может попасть на санаторно-курортное лечение в Кавминводы, поскольку, по его словам, прокуратура по надуманным основаниям не выпускает его из страны.
Ильяс Юсупов был осужден Уральским городским судом в 2006 году. Он вместе с гражданами России Алхазуром Ахметовым и Шарани Абдулкаримовым обвинялся в разбойном нападении на так называемых валютчиков и хищении у них 1,5 млн российских рублей и 14 миллионов тенге. Один из потерпевших после нападения скончался в больнице. В итоге суд приговорил Юсупова, которому в 2006 году было чуть больше 30 лет, к 17 годам лишения свободы, Ахметову (1973 г.р.) дали 13 лет, Абдулкаримову (1972 г.р.) – 16 лет. Для отбывания наказания всем им была определена колония строгого режима.
В 2015 году решением Толебийского районного суда Южно-Казахстанской области Юсупов был условно-досрочно освобожден. Еще в колонии Ильяс получал лечение, поскольку он страдает хронической почечной недостаточностью. После выхода на свободу Ильяс продолжил лечиться в областной больнице, однако врачи сказали ему, что необходимо санаторно-курортное лечение в «Кавминводах» на территории РФ.
— И вот здесь начались проблемы, — рассказывает Ильяс. — В постановлении суда о моем условно-досрочном освобождении сказано, что я имею право выезжать за пределы РК, но пограничники меня не выпускают, объясняя запрет на выезд тем, что есть некая программа «Беркут», где я состою на учете, и для того, чтобы выехать за пределы Казахстана, надо меня снять с этой программы. А вот в ДВД мне говорят, что у них не имеется схемы, как снимать с этого учета. Я обратился в филиал Бюро по правам человека, его директор Павел Кочетков написал обращение в прокуратуру. Однако в прокуратуре мне отказали в выезде, руководствуясь статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса РК, где говорится, что условно-досрочно освобожденный обязан не покидать территорию Республики Казахстан до полного отбывания основного наказания. В то же время в постановлении суда есть ссылка на статью 169 того же Уголовно-исполнительного кодекса, где уточняется, что я не имею права выезжать в другие местности и за пределы территории республики Казахстан без письменного разрешения органов внутренних дел. А такое разрешение у меня имеется. Мне говорят, что я якобы могу сбежать, хотя зачем мне это надо? Я всего лишь хочу на некоторое время попасть на лечение, которое мне рекомендовали врачи областной больницы, и вернуться обратно.
Как говорит наш собеседник, он не ограничился органами прокуратуры и судом и обратился дополнительно к уполномоченному по правам человека Чеченской республики.
Нурди Нурхажиеву, который, в свою очередь, отправил обращение Юсупова Генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову с просьбой разобраться в ситуации. В частности, сайт grozny-inform.ru приводит следующие слова чеченского омбудсмена, адресованные главе Генеральной прокуратуры РК:
— Согласно выписке из истории болезни, заявителю рекомендовано санаторно-курортное лечение в условиях курортов «Кавминводы» РФ. Но Юсупову отказано в разрешении на выезд из Республики Казахстан со ссылкой на требования Уголовно-исполнительного кодекса РК. Однако оснований для запрета на выезд из страны Ильяса Юсупова, в соответствии с действующим законодательством РК, не имеется. Согласно справки старшего инспектора службы пробации 19 февраля 2016 года, Ильяс Юсупов уже снят с учета в связи с окончанием пробационного контроля. Он женат, имеет семью и постоянное место жительства на территории Республики Казахстан. За годы отбывания наказания получал поощрения от руководства исправительного учреждения и не имеет задолженности по гражданским искам. Соответственно, нет никаких оснований для отказа ему во временном выезде из страны на период прохождения санаторно-курортного лечения в РФ.
P.S.
Буквально на днях Ильяс Юсупов попал на прием к прокурору ЗКО Сапарбеку Нурпеисову. По словам нашего собеседника, прокурор внимательно его выслушал и потребовал от подчиненных тщательно разобраться, почему инвалида 2-й группы не выпускают из страны на лечение, хотя видимых причин для запрета не имеется. Ответ Юсупову обещали предоставить в ближайшее время.
Комментарий в тему:
Павел КОЧЕТКОВ, руководитель Западно-Казахстанского филиала Казахстанского Международного Бюро по правам человека:
— В ответах прокуратуры даже не упоминается статья 169 Уголовно-исполнительного кодекса, хотя именно она уточняет, что условно-досрочно освобожденные могут выезжать за пределы Казахстана при письменном разрешении органов внутренних дел. Поскольку у Юсупова такое разрешение имеется, его обязаны выпустить в Россию, тем более есть веская причина – лечение. Однако прокуратура, а вслед за ней и суд, куда обращался Юсупов с обжалованием ее действий, упорно ссылаются на статью 11 УИК, где оговариваются только общие положения. По нашему мнению, в этой ситуации со стороны прокуратуры был неправильно истолкован и применен закон, а опасения, что Юсупов может сбежать, абсолютно беспочвенны. На мой взгляд, полицейские вполне могут снять его с учета, на который они же его и поставили, я не понимаю, почему органы внутренних дел не могут этого сделать. В общем, будем надеяться на нового прокурора области, который пообещал Юсупову разобраться в ситуации.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО