О грядущей премьере, всемирном успехе и казахстанских корнях оперная дива впервые рассказывает «Н».
Досье «Н» — Тамар Ивери
Оперная певица. Дочь известного советского баритона Автандила Джавахишвили.
Стала известной в 1998 году, получив второй приз на оперном конкурсе имени Дж. Верди «VociVerdianeCompetition». После была приглашена Мстиславом Ростроповичем на фестиваль во Франции. Обладательница первой премии конкурса вокалистов имени Моцарта в Зальцбурге.
Выступала в Венском государственном театре оперы, Королевском оперном театре в Ковент-Гардене, Ла Скала и Метрополитен-Опера.
Обладательница австрийской медали Эберхарда Вехтера и национальной премии Грузии.
Эта сцена достойна фильма. Она впархивает в ресторан, поправляет копну тяжелых черных волос и, перехватив взгляд официанта, улыбается: «Да, приятно познакомиться, я – Тамар Ивери». Все. Так просто. Хотя с другой стороны, имя Тамар Ивери действительно не нуждается в представлении. Знаменитую оперную певицу, выступившую на лучших площадках мира, от Ла Скала до Метрополитен, узнают все.
В ресторане немноголюдно – Тбилиси отходит от Нового Года, но Тамар Ивери не до отдыха. 30 января мировое оперное сообщество с нетерпением ждет грандиозной премьеры. После 6 лет ремонта один из красивейших театров мира, грузинский Театр оперы и балета имени композитора Захария Палиашвили наконец-то распахнет свои двери. По традиции театра сезон открывает самая известная опера Палиашвили – «Абесалом и Этери», основанная на поэзии Шота Руставели, о любви грузинского царя и простой девушки. Партию Этери исполняет Тамар, и эту роль она называет одной из самых важных для себя. Неудивительно: на сцене этого театра когда-то пел ее отец – известный баритон Автандил Джавахишвили.
К слову, мало кто знает, что жизнь Автандила Джавахишвили была тесно связана с Казахстаном, более того, он прекрасно говорил на казахском языке.
— Тамар, я представляю казахстанское издание, а потому не могу не спросить: откуда ваш отец знал казахский?
— О, мой отец очень любил Казахстан, считал его второй Родиной. Дело в том, что мой дед Вано Джавахишвили был известным журналистом. Он выпускал свою газету и, видимо, какой-то неугодный цензуре материал там промелькнул, потому что на его семью напали в три ночи и отправили товарным вагоном в Казахстан. Папа не раз рассказывал мне, как их просто бросили в полях, как они пытались выжить, прокормиться… Но все равно рассказывал об этом так тепло! Потому что от людей они видели лишь хорошее, прониклись атмосферой, дедушка и бабушка даже выучили казахский язык, папа тоже говорил на нем прекрасно – и даже в Грузии его не забыл. Однажды увидел казахов – кажется, в троллейбусе. И говорят они между собой, папа слушает-слушает – и вдруг как вставляет в их диалог что-то на казахском! Они, конечно, были в шоке — так неожиданно, тем более, внешне папа был настоящий грузин. А папе весело: он казахский народ любил, все рвался туда на гастроли, казахстанский арбуз для него был лучшим в мире! (смеется)
— Вы были типичным театральным ребенком? На гастроли с отцом ездили?
— Да, я выросла в театральной среде, с четырех лет пела в детском хоре театра, так что музыка правда моя жизнь. Потом отец перешел в филармонию и много гастролировал по ее линии с концертами. Меня, маленькую, он часто брал с собой – мы вообще были очень близки, обожали друг друга так, что все говорили: «Где Автандил, там и Тамар». И правда, даже на концертах я была с ним. Иногда конферансье объявлял: «А сейчас выступит маленький сюрприз, дочь Автандила Джавахишвили» — и я пела. Ох, что я пела! Все же знают мультфильм «Ну, погоди»? Так я пела голосом зайца: «О соле, о соле мио!» До сих пор вспомню – смеюсь. Такая обстановка серьезная: отец поет, его коллеги – и тут я. Зал хохотал, а в этом и была моя задача – повеселить публику.(смеется)
— Прекрасный старт, если учесть, что с ним вы дошли до Ла Скала. Сейчас же вы вернулись в Грузию и поете партию Этери. Это символично, ведь свою первую роль вы сыграли именно в опере «Абесалом и Этери», только тогда вы пели за сестру Абесалома.
— Я училась на третьем курсе консерватории, когда открылся Батумский оперный театр. Попасть в тбилисскую оперу тогдабыло невозможно – для этого за плечами должны были быть и диплом, и сценический опыт. А вот в Батуми у меня был шанс, там только набирали труппу, и директор сказал мне: «Ты еще маленькая девочка, но я все же доверю тебе какую-нибудь роль». Я получила роль сестры Абесалома. Это был мой дебют – и довольно успешный, потому что в этой опере мой голос так окреп, что после нее я уже пела партию Дездемоны в «Отелло». А вскоре меня пригласили на фестиваль с участием звезд оперы, и так получилось, что одна певица не смогла приехать. А именно она играла Дездемону. Меня срочно поставили на замену, и потом ко мне подошел знаменитый итальянский баритон РенатоБрузон. Он был не в курсе происходящего и думал, что я тоже приглашенная звезда. Спрашивает: «Где вы поете? В какой стране Европы?» А я: «Что вы, это вообще моя первая большая роль…» Он удивился и предложил попробовать себя на конкурсе имени Джузеппе Верди. Я подавала заявку, прошла, победила – и так началась моя карьера.
Конечно, я радовалась происходящему, но одного было жаль – спеть в Тбилиси, в театре, где я выросла, я так и не успела! Сейчас у меня эта возможность появилась, и я, хоть немало спела, очень волнуюсь. Но это, наверное, нормально для артиста, более того, на премьеру придут друзья и коллеги моего отца, самого папы давно не стало, его уход был большим ударом для меня… Но знаете, я всегда представляю, что где-то наверху он слушает меня. И эту оперу он тоже услышит. Так что на мне огромная ответственность.
— Как проходит подготовка сейчас, когда до премьеры осталось всего ничего?
— Уже более-менее, музыкальная сторона отработана, все готово, остались лишь кое-какие технические моменты. Разбираемся с костюмами, вносим последние штрихи – какое освещение более выгодно для такого-то платья, ну и все в таком духе. Скажу вам по секрету, что костюмы потрясающие, все сделаны вручную.
— Помимо оперы, вы развиваете и собственный благотворительный фонд.
— Да, он называется «Защищенное общество» и не имеет четкой направленности – мы просто рассматриваем проблемы нуждающихся, устраиваем концерты и собираем с их помощью средства.
— Вас наверняка спрашивали: зачем вам это? У вас ведь и без того много дел.
— Пусть банально прозвучит, но я хочу быть полезной людям. Да, я пою в опере, это жанр не для всех, но сама я часть народа, часть того, что каждый день творится вокруг нас. Мне важно, что с помощью таких проектов находится больше людей неравнодушных. Я устраивала после наводнения гала-концерт, и мои друзья, мировые артисты, приехали безвозмездно. Мы собирали деньги на помощь пяти семьям, где люди погибли от наводнения и остались маленькие дети. Подготовили ролики, там был пронзительный момент – когда сами дети рассказывают о том, что пережили. И вдруг в зале встал мужчина. Он оказался директором строительной фирмы и сказал, что дарит этим семьям квартиры. Мы все были в шоке, но очень приятном, конечно же.
— Меж тем, все в приятном шоке от вас, Тамар. Вы не только состоявшаяся певица, но и счастливая жена, мама двоих детей, личным примером разрушающая стереотип о том, что сцена отнимает у творческих людей личную жизнь.
— Конечно, я творческий человек и на сцене обязана себя преподнести. Что касается личной жизни, то весь секрет в том, что тут этого делать не нужно! Важно не навязывать себя со своим творчеством, когда опустился занавес. Ну и странно это будет: представьте, надо погулять с детьми, а я все сижу, говорю о нотах, об ариях… Да я бы через десять минут сама себе надоела!(улыбается) Всему свое время и место. Карьера – это прекрасно, но жизнь не должна вертеться только вокруг нее.
У меня дети – близнецы, мальчик и девочка, я их называю своими главными премьерами. Мне повезло с семьей. Муж – бывший борец, чемпион Тосканы, Вены, а сейчас после травмы оставил профессию, открыл свое дело, и я расслабилась. Каждый раз, когда он выходил на бой, переживала, к этому нельзя привыкнуть. А еще у меня хорошая свекровь, она всячески помогает нам с детьми, так что я могу готовиться к премьере. В этом суть семьи – когда близкие уважают и помогают друг другу, а не сваливают все обязанности на кого-то одного. Тогда все смогут жить полноценной жизнью.
— Каким проектом вы планируете заняться после оперы «Абесалом и Этери»?
— Не хочу забегать вперед. Кстати, не так давно я познакомилась с дирекцией «Астана Опера», говорили, что неплохо бы сделать что-то вместе. Я не была в Астане, но слышала, что город новый и просто прекрасный, хочу посетить его, так что посмотрим. Но только в теплое время года, о ваших морозах я наслышана.(смеется)
Данара КУРМАНОВА