В конце 1980-х годов ветры перестройки подули со скоростью урагана, и один мой знакомый совершенно искренне возмутился: «Кому нужны эти партийно-комсомольские песни, эта слащавая эстрада со статичными певцами и ансамблями? А эти худсоветы? Чушь собачья! Долой их, да здравствует свобода творчества!» И пошло-поехало.
Страна поэтов
Вот цитаты из песен современных поп-кумиров: «Любовь повернулась ко мне задом», «Будет лентой пулеметной красоваться поцелуй», «Я так тебя любил, что стены падали от твоего дыханья в темноте». А Валерий Леонтьев выдал такое, что просто оторопь берет: «У меня от любви по колено руки в крови (?!) По этому поводу известный сатирик Михаил Задорнов задается на концертах вопросом: «Откуда у Леонтьева, собственно, растут руки?» Зараза полной бездуховности, наплевательского отношения к русскому языку поразила и некоторых рок-музыкантов: «Я шел по мокрым лужам…» (группа «Ю-Питер» Вячеслава Бутусова, «Песенка идущего домой»). Любопытно. А что, лужи бывают сухими? И все это слушают наши дети. Ничего не изменилось и сегодня. В недавних новогодних программах звучали такие же ляпы.
Далек от мысли петь дифирамбы Союзу композиторов СССР или худсоветам. Всякое бывало. Например, группу «Круиз» много лет не пускали на большую сцену. Ребята подготовили отличную программу на смысловые стихи. Худсовет из известных композиторов высоко ее оценил, но вынес вердикт: музыканты «Круиза» еще молодые, пусть подождут год-другой…» А тут пришел к власти Генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко и началась настоящая вакханалия по преследованию рок-музыкантов. Многие группы ушли в подполье, в том числе и действительно талантливые. Конечно, это был перегиб.
С другой стороны, во многом благодаря худсоветам был поставлен надежный заслон похабщине и бездуховности. Как же отделить зерна от плевел и найти золотую середину?
Вдвойне обидно и странно, что полнейшее презрение к поэтическому слову началось еще в бывшем Союзе, унаследовавшем богатые поэтические традиции как дореволюционной России (А Пушкин, В. Брюсов), так и первых десятилетий советского периода (В. Маяковский, М. Цветаева, С. Есенин).
В 1950-60-е годы в Советском Союзе начался настоящий поэтический бум. Выступления таких поэтов, как Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Дементьев собирают целые стадионы, многомиллионными тиражами издаются их книги. Огромную популярность приобретает бардовская песня, в которой стихи несут главную смысловую нагрузку. Во всем Союзе культивировалось уважительное отношение к поэзии, пропагандировалась духовность.
Группа «Песняры» в 1975 году исполнила рок-оперу своего лидера Владимира Мулявина на стихи классика белорусской поэзии Янки Купалы «Песнь о доле». К творчеству Сергея Есенина обратилась группа «Ариэль». В 1978 году в Москве состоялась премьера рок-оперы руководителя этого ансамбля Валерия Ярушина «Сказание о Емельяне Пугачеве», написанной по поэме С. Есенина «Пугачев». Лучшие образцы народной поэзии пропагандировали в своем творчестве ансамбли «Орэра», «Дос-Мукасан», «Ялла», «Кобза», «Гунеш».
Ярчайшим образцом бережного отношения к поэзии стало творчество композитора и рок-музыканта Александра Градского – исполнителя хита всех времен и народов «Как молоды мы были» Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова. Градский, обладающий сильным голосом с большим, в четыре октавы, диапазоном, написал рок-оперы на стихи Поля Элюара и отечественных поэтов.
Все это оказывало положительное влияние на слушателей, особенно молодых, которые через рок-музыку и эстраду приобщались к лучшим образцам поэзии всех республик СССР. Тогда невозможно было появление в эфире или на концертах поп-жвачек вроде «М-м, м-м, мне это надо, надо…» (Катя Лель).
Что и говорить, хорошие традиции – великая вещь. Давно, однако, известно, что общество в СССР и в нынешнем СНГ живет по принципу маятника. То гайки завернут так, что люди гибнут (сталинские репрессии), то допускают полную вседозволенность в духе М. Горбачева, называя это демократией. Нет, казалось бы, здравому смыслу в такой «мясорубке». И все-таки он есть.
Песни о главном
Когда поток бездуховности и пошлости достиг критической величины, народ не выдержал. Произошло событие, давшее начало воистину всенародному движению к старым, профессионально написанным песням.
В 1996 году возрожденная из небытия московская группа «Самоцветы» под руководством Юрия Маликова почти всю концертную программу посвятила своим старым песням в современной обработке. Выступление имело фантастический успех – так родился суперпроект «Старые песни о главном». Ретро 1960-1980-х годов мощнейшим потоком выплеснулось в эфир и на концертные подмостки бывших союзных республик.
С репертуаром прошлых лет успешно выступают возрожденные ВИА 70-х «Синяя птица», «Добры молодцы», «Красные маки», «Дос-Мукасан», «Лейся, песня!», «Ялла», «Сябры»…
Идея и принципы движения «Старые песни о главном» приобрели международный размах. В Москве с начала 2000-х годов и до нынешнего времени с огромным успехом проходят концерты «Авторадио»- «Дискотека 80-х» с ведущими Сергеем Минаевым и Владимиром Маркиным. В переполненном спорткомплексе «Олимпийский» выступали и выступают наши и западные звезды. «Земляне», «Круиз», Наталья Гулькина, Дмитрий Маликов, Алексей Глызин и другие дарят зрителям встречу с их детством и юностью.
Моя коллега с восторгом рассказывала о том, как ее сын, тогда еще подросток, попросил дать ему возможность посмотреть «одну очень важную передачу». «Какую?» — спросила мама. – «Старые песни о главном!» Значит, зацепила мальчишку «старая нафталиновая эстрада», над которой смеялись его сверстники. Значит, надоело ему «двигать попой» на дискотеках, захотелось послушать хорошие, чистые песни, песни о главном!
Вот сейчас снова сетуют, что не та пошла молодежь. Она, в абсолютном смысле, не может быть плохой, такой можем сделать ее мы, взрослые. Надо больше заниматься воспитанием юношей и девушек на положительных примерах из литературы, кино, музыкального творчества, тогда вырастут достойные, образованные граждане своей страны. Вот и вся философия!
Где современные авторы, сочиняющие что-нибудь добротное? Ау! Наверное, они где-то есть. Назовите, читатель, если сможете. А я назову настоящих мастеров, оказавших огромное влияние на наше поколение, сформировавших его вкусы.
Это композиторы Давид Тухманов, Александра Пахмутова, Серафим Туликов, Вячеслав Добрынин, Юрий Антонов, Игорь Лученок, Раймонд Паулс, Александр Морозов, Эдуард Ханок, Оскар Фельцман, Владимир Ивасюк (автор песни «Червона рута»), Марк Минков, Владимир Мигуля (автор хита «Землян» — «Трава у дома»)…
Это поэты Роберт Рождественский, Михаил Пляцковский, Евгений Евтушенко, Андрей Дементьев, Андрей Вознесенский, Михаил Танич, Владимир Харитонов (автор стихов песни «День Победы»), Юрий Левитанский, Анатолий Поперечный, Владимир Солоухин, Маргарита Пушкина (пишет для групп «Ария», «Кипелов», «Мастер», «Автограф»), Семен Кирсанов… Какие имена!
Как-то среди нас, учеников 17-й школы, прошел слух, будто в магазине «Мелодия» продают диск Д. Тухманова «По волне моей памяти». Кто-то даже сбежал с уроков: не дай Бог, раскупит народ долгожданный альбом! На чьи же стихи написаны вошедшие в него песни? Ш. Бодлера, Сафо, М. Волошина, из вагантов 11-13 вв. (Помните: «На французской стороне, на чужой планете…»?)
Нас приобщали к хорошей, умной поэзии, формировали достойные вкусы. Вот как было! А какие вкусы формируют у детей и молодежи нынешние безголосые певцы и певички, выступающие под фонограмму?!
Разлад
Есть на «Радио России» уникальная передача «Встреча с песней», которую более 40 лет ведет журналист Виктор Татарский. Он начинал с популярного в 70-х годах проекта «На всех широтах», а количество выпусков «Встречи» перевалило за 1100.
Татарский обращается к эстраде дореволюционного периода, 30-50-х годов, творчеству Ивана Козловского, Петра Лещенко, Александра Вертинского, Леонида Утесова, выполняет заявки слушателей. Пошли к Татарскому письма и от молодежи. Послушал, пишет один юноша, вашу передачу – как, оказывается, интересно. Отец и дедушка упоминали в беседах со мной имя Козловского. Расскажите о нем. И Татарский рассказывает, включает уникальнейшие записи. Касается это и Виктора Цоя. Так впервые в эфире прозвучала «Песня танкистов», записанная и исполненная в кочегарке, где работал Цой, им и рок-музыкантом Александром Башлачевым.
В прежние времена в журналах «Ровесник», «Мелодия», «Клуб и художественная самодеятельность», «Студенческий меридиан», «Новое время», газетах «Советская культура» и «Комсомольская правда» публиковались обширные информационные и аналитические материалы Л. Переверзева, А. Троицкого, Д. Ухова о творчестве рок- и поп-исполнителей. Сегодня пресса наводнена пикантными подробностями личной жизни звезд: кто в кого влюбился, где летом отдыхал Ф. Киркоров, сколько собак и кошек у Ю. Антонова (говорят, больше 20), какими материалами отделан новый замок М. Галкина… А где же творчество, где воспитание достойных вкусов?!
Вот и возникает в вопросе о таком воспитании, талантах истинных и мнимых ситуация из композиции группы «Песняры» «Разлад» на стихи Янки Купалы:
«Осел копытом золоченым закованного льва лягает, могилы вторят вдовьим стонам и реки кровью набухают. Добро ли зло – одно мерило, на сердце гадят, думы душат, везде суют свиное рыло и самое святое рушат».
Только активная пропаганда лучших образцов литературы, музыки, поэзии может дать молодежи правильные нравственные ориентиры. В таких случаях, вопреки общепринятому представлению, о вкусах спорить надо. Иначе духовный вакуум быстро заполнится бездуховностью.
Александр СУЕТИН