В преддверие новогодних праздников люди совершают невероятное количество покупок для того, что праздник был полноценным и незабываемым. Это и подарки родным и близким, и наряды для праздника, и продукты питания и многое-многое другое. Но, к сожалению, не всегда удается с первого раза купить тот самый наряд по размеру, или качественно сделанный подарок, да и продукты на полках магазинов иногда попадаются просроченные. Чтобы не омрачить праздник и не потерять лишних денег, необходимо помнить о правах, которые есть у каждого потребителя. На основе прошлых интервью с руководителем департамента торговли и защиты прав потребителей ЗКО Эльмирой Киматовой «Н» подготовила напоминание о том, как отстоять свои права.
Жанна Акылбаева
Если не съедобно
Покупатель имеет права вернуть деньги или обменять товар с истекшим сроком годности или испорченный товар согласно нормам закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». Обменять товар или вернуть за него деньги можно даже в том случае, если у вас нет документа, подтверждающего факт его покупки именно в этом месте. В качестве доказательства можно использовать фото, видео, аудиофиксацию того, что товар был приобретен именно там, а также сообщения в приложениях банков второго уровня о том, что товар был оплачен посредством перевода или QR. Тоже самое относится и к приобретенным товарам на распродаже или по скидкам.
Обращаем внимание на ценники
В соответствии со ст. 24 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта. Вы должны попросить продавца или администрацию вернуть вам разницу, если этого не было сделано. Также вы в магазине напишите претензию в двух экземплярах и попросите сотрудников магазина расписаться в получении. У продавца есть десять дней на рассмотрение, и этот срок установлен законом. Если возврат не произведен можно обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей или местный исполнительный орган.
Кто в ответе за некачественный товар
Помните, что потребитель при приобретении товара несоответствующего качества либо если здоровью и имуществу потребителя был причинен вред вследствие несоответствия качества товара вправе предъявить претензии как к продавцу, так и к производителю товара, на выбор. Ответственность при этом должны нести как изготовитель, так и продавец.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Cогласно нормам законодательства, а именно ст.14 Закона РК «О защите прав потребителей», потребитель вправе в течение 14 дней произвести возврат товара или замену, если у товара были сохранены пломбы, ярлыки, упаковка и т.д. То есть, если товар был приобретен надлежащего качества, но по каким-то причинам товар не понравился, но он не был в применении, можно произвести его возврат. Если же речь идет о несоответствующем качестве товара, то здесь уже применим не 14-дневный срок, а гарантийный срок и срок службы товара. Эти сроки устанавливаются изготовителем. Если производителем этот срок не установлен, тогда его должен установить продавец.
Сломали или разбили товар в магазине
Пока покупатель не расплатился за товар, этот товар является собственностью продавца. Поэтому риск за порчу или повреждение имущества несет сам продавец. Это риск субъекта предпринимательства при реализации данного вида товара. Если потребитель нечаянно нанес такой ущерб имуществу продавца, он имеет право не оплачивать разбитую банку, бутылку, так как товар не является вашей собственностью, и за него вы не несете ответственности. В таких случаях администрация магазина или охрана не имеют право задерживать покупателей или принуждать произвести оплату. Единственное, что может сделать руководство – запросить данные покупателя и в гражданском порядке через обращение в суд обязать возместить ущерб.
Покупки с маркетплейсов
Возврат денежных средств за некачественный товар или за товар, который не соответствует описанию, приобретенный в интернет-магазинах, производится точно так же, как на стационарном объекте розничной торговли, то есть алгоритм действий потребителя тот же: вы обращаетесь с досудебной претензией, если направление претензии не привело к разрешению вопроса, обращаетесь в госорган, затем в суд.
Куда обращаться потребителю за защитой прав
Каждый потребитель, если есть факт нарушения его прав, может обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей по адресу: ул. Сарайшык, 44/2, 3 этаж. Есть телефон горячей линии: 50-00-44. Также каждый потребитель вправе получить консультативную правовую помощь у специалистов департамента. Направить обращение в адрес департамента можно и удаленно посредством платформы «E-otinish».
Иллюстративное фото из архива «Н»
Читайте также: