С 1 января стоимость проезда на общественном транспорте в Уральске была повышена до 100 тенге при безналичной форме оплаты и до 200 тенге наличными деньгами. В акимате города заявляли, что данная мера позволит пассажироперевозчикам повысить их доходы и, соответственно, улучшить качество обслуживания. А качество это, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Грязные автобусы, в которых летом душно, а зимой холодно, несоблюдаемый интервал движения, ранний сход транспортных средств с рейса и давка в часы пик – эти проблемы давно стали восприниматься как неизбежное зло в норме жизни. Не замерзнуть насмерть на остановке в ожидании автобуса и не превратиться в кильку, находясь в его салоне, попытался корреспондент «Н», проехавшись на наиболее популярных маршрутах города.
Роман ДРОЗДОВ
На остановке
Маршрутная сеть общественного транспорта Уральска состоит из 26 маршрутов, которые обслуживают шесть частных перевозчиков. Ежегодно автобусами Уральска пользуется более 54 млн пассажиров.
Многие жалуются, что утром и вечером, когда большинство людей едет на работу, учебу или обратно, в автобусах не протолкнуться. По собственному опыту могу сказать, что раз на раз не приходится: в какие-то дни, особенно при непогоде, автобусы набиваются «под завязку», некоторые даже не могут залезть в салон, хотя радушные кондукторы пытаются их всеми силами туда втиснуть. Со стороны 6-го микрорайона самый пик приходится на утро после восьми часов, из центра города проблематично уехать ближе к шести вечера. Однако уже полседьмого народу значительно меньше. Удивительно, но в это время в салоне довольно свободно, если повезет, можно даже доехать до дома сидя. Утром до восьми часов такая же ситуация – пассажиров не очень много.
7.40. На остановке «Салтанат Сарайы» в сторону центра стоят три человека и четыре собаки. Подъезжает 22-й маршрут, в салоне просторно. Следом вереницей едут маршрут №1 и №5. Народа внутри немного, даже в маленькой «единичке», которая полчаса спустя уже не может вместить в себя всех желающих, есть сидячие места.
Проходит десять минут, и на остановке уже пять человек, собаки разбежались по своим делам. Подъехала «четверка» и 35-й. Только что уехали 22-й и «единичка». Подъезжает «пятерка» и 52-й, который, кстати, дождаться – большая удача.
С 8.00 народа становится все больше. Автобусы постепенно наполняются, но в салонах еще относительно комфортно. Бойкие кондукторы торопят сонных и замерзших людей проходить дальше и не задерживаться у входа.
Примерно через 15-20 минут начинается «веселье». Количество народа на остановках увеличивается. Автобусы маршрута №1, хотя и ходят чаще остальных, подъезжают уже заполненные, и если пассажиры не выходят на этой остановке, то маршрутки просто не останавливаются. Желающих воспользоваться именно этим маршрутом очень много. Повезет тому, кто ближе всех окажется к двери автобуса, либо тому, кто проворнее и наглее остальных. Автобус маловместительный, в чем тоже есть преимущество – на нем можно быстрее всего доехать до своего пункта назначения. В этот раз везунчиками оказались два человека, остальные будут испытывать удачу еще минут через 5-7 или выберут альтернативу попроще – например, 22-й или 5-й маршрут.
Впихнуть невпихуемое
«Пятерка», кстати, пользуется наибольшей популярностью. Интервал ее движения превышает положенные пять минут согласно графику, вывешенному на каждой остановке, и составляет в среднем 10 минут. Именно на этом маршруте примерно в 8.20 я выехал в сторону центра. Автобус новый, чистый. В салоне уже полно людей, протиснуться дальше входа не удается, но знаю, что это временно, через две остановки, на «Жигулях» выходит много народа – в основном, это школьники. Удается встать в проходе между сиденьями – самые удобные места, потому что ни сзади, ни спереди тебя никто не теснит, в отличие от пространства у центрального входа. Здесь иногда могут так зажать, что невозможно ни пошевелиться, ни вздохнуть. Всегда удивляла способность некоторых людей в этом положении залипать в телефоне: листать инстаграм или переписываться в ватсапе.
Кстати, за места в проходе иной раз идет настоящая война. Недавно наблюдал инцидент, спровоцированный женщиной с ребенком. Она хотела пройти ближе к сидячим местам в надежде, что кто-то уступит место, в проходе стояла другая женщина, которая пыталась объяснить ей, что дальше не пройти. Но упорство «мамочки» не знало границ, разгорелся словесный конфликт, а затем, когда аргументы закончились, в ход пошли кулаки.
Такие случаи не единичны. Требуя от водителей и кондукторов повышенного сервиса, сами пассажиры зачастую забывают о взаимовежливости и элементарных правилах этикета. Это касается школьников с огромными рюкзаками за спиной, бабушек, устраивающих в салоне автобуса видеоконференции с любимыми внуками и, конечно же, «мамочек», которые позволяют своим деткам любые капризы. Любители горячительных напитков, жаждущие поговорить о политике, индивиды, прижимающиеся к девушкам во время давки, и прочие подобные уникумы – вообще отдельная тема.
Сами водители и кондукторы, к слову, тоже далеко не эталоны воспитанности. Буквально на днях в автобусе №22 разгорелся спор между водителем и одним из пассажиров. Не совсем понятна суть претензии водителя, но он требовал от молодого человека, чтобы он встал то в одном месте, то в другом, тот не выдержал – громкая ругань раздалась на весь салон. К счастью, итогом ее стало лишь взаимное пожелание пойти по известному адресу.
Очень много возмущения у горожан вызывает плохое отопление в автобусах. В эти морозы люди неоднократно жаловались в социальных сетях на данную проблему. Особенно холодно в старых «ПАЗиках», это и понятно, срок их службы, вероятно, истек еще в прошлом веке. Сами перевозчики не отрицают, что техника, особенно зимой, довольно часто ломается. Это также сказывается на интервале движения автобусов и их ранних сходах с рейса.
Но вернемся к нашей поездке. До остановки «Саяхат» на пр. Назарбаева я доехал приблизительно за 35 минут. Отмечу, что это гораздо быстрее, чем вечером с этого же места до 6 микрорайона – пробки тоже одна из проблем нашего, да и, наверное, любого города.
Ради полноты эксперимента я также решил проверить интервал движения маршрута №2. Не рассчитывая на что-то новое, приготовился провести на морозе как минимум минут 20, потому что уже имел такой опыт, правда, летом. Каково же было мое удивление, когда следующая «двойка» подъехала буквально спустя 5 минут.
Стало хуже
Между тем в инстаграме мы провели опрос, видят ли горожане изменения в сфере пассажирских перевозок? Из почти 200 респондентов практически все ответили, что качество обслуживания наших автопарков не только не улучшилось, но стало даже хуже. Люди в основном жаловались на неработающие печки, большой интервал движения, грубость кондукторов и водителей, переполненность автобусов.
— Утром с 7 до 10 вообще нереально влезть в 22 и 5-ку! Это просто издевательство! По 4-5 автобусов приходится пропускать, потому что просто двери еле закрываются в этих маршрутах.
— 33 автобус, печки нет.
— 2-ки, в основном, без отопления ходят.
— Все хуже и хуже. Автобусы холодные, все также переполнены, на одной ноге стоишь.
— Вчера в обед 13-й ждали почти полчаса.
— Улучшений нет. 43 маршрут в 20.30 нет на линии ни одного автобуса.
Шило на мыло
На главный вопрос – повлияет ли повышение стоимости проезда до 100 тенге на благополучие перевозчиков, само руководство автопарков отвечает без лишнего оптимизма.
– Многие думают, что при повышении стоимости проезда, повысятся доходы автопарков. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что при стоимости тарифа 80 тенге, акимат должен был платить определенную сумму субсидий, но в бюджете этих денег не хватало, как и не хватает сейчас при 100 тенге, поэтому просто уменьшился дефицит средств, которые должны были получить перевозчики в виде субсидий. Частично этот дефицит в идеале они должны были закрывать за счет повышения тарифа. Но тут есть нюансы. Дело в том, что, повысив тариф на 20 тенге, мы, по сути, не закрыли ту финансовую брешь, которая была, потому что в мае прошлого года подорожало дизтопливо. Кроме того, как вы знаете, при повышении тарифа был расширен перечень лиц, которые имеют льготы при проезде, туда были добавлены пенсионеры. И сейчас мы наблюдаем такую картину, что только лишь за счет пенсионеров, которые пользуются транспортом на наших маршрутах, мы теряем в среднем где-то 150 тыс. тенге в день и это еще при том, что не все получили карты – их получили только 30-40% пенсионеров, которые проживают в нашем городе. Так вот, если бы они платили полную стоимость, а не 50%, то мы бы не испытывали эти убытки. Поэтому те 20 тенге, на которые повысился тариф, просто съедаются за счет двух факторов – повышения стоимости дизтоплива и добавления новых категорий льготников. Таким образом, чисто с экономической точки зрения мы сильный эффект не получили, – прокомментировал руководитель ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» Дияс Джанибеков.
По данным акимата города, в целях возмещения убытков перевозчиков при обслуживании социально-значимых маршрутов в бюджете на 2023 год было предусмотрено 5,3 млрд тенге. Перевозчиками выполнены объемы работ на сумму 7,5 млрд, сумма недоплаченных субсидий составила 2,6 млрд тенге. За два года перевозчики недополучили более 4 млрд тенге.
Новые автобусы и старые проблемы
Стоит отметить, что «ЗКАП» – один из крупнейших автопарков в городе, который обслуживает такие значимые маршруты, как 2, 22, 4, 19, 30Д, 52. И один из немногих, где ежегодно обновляется техника. В прошлом году предприятие закупило 23 автобуса почти на 1 млрд тенге. Кстати, закуп транспорта производится только за счет собственных средств и кредитов, акимат на это деньги не выделяет. Однако автобусов на линиях больше не становится из-за нехватки водительских кадров.
– Мы вывели на линию новые автобусы взамен старых. Та техника, что сейчас простаивает, полностью на ходу, но мы не можем выпустить все автобусы, потому что водителей не хватает. У нас на маршруте №22 выходит 23-24 автобуса, могли бы выпускать и больше, чтобы сократить интервал движения, но сейчас такой возможности нет. Поэтому старые автобусы мы держим в резерве, на случай благополучного разрешения вопроса с водителями, – сказал Джанибеков.
По его словам, проблема переполненности автобусов решается корректировкой графика движения. В утренние и вечерние часы пик автопарк старается выпускать автобусы с меньшим интервалом.
Также руководитель «ЗКАП» отметил, что в зимнее время работники предприятия стараются максимально подготовить технику к условиям сильных морозов, однако, опять же, из-за дефицита субсидий сделать это в полной мере не всегда получается.
– У нас были сложности с приобретением запчастей, зимней солярки и т.д. В течение всего года и особенно осенью мы поднимали этот вопрос, что впереди зима, нам нужно готовиться, ремонтировать автобусы, где-то печи неисправные, котлы и т.д. В силу тех возможностей, что у нас были, мы технику подготовили, арендовали дополнительно утепленный бокс, для того чтобы автобусы в мороз не стояли на улице, и благодаря этому мы более или менее выдерживаем тот показатель по выходу, который минимально требуется, – отметил Дияс Джанибеков.
Совести нет
Еще одна проблема, с которой сегодня сталкивается руководство пассажироперевозчиков, это нечестность водителей и кондукторов, которые скрывают определенную часть выручки при оплате наличными деньгами.
– Мы периодически проводим мониторинг. Вообще, в идеале, когда мы заключали договор об электронной системе оплаты проезда с компанией «Смарт Кала Орал», то по его условиям предусматривалось создание контрольно-ревизионной службы. Это контролеры, которые находятся в течение дня на линии движения автобусов и проверяют оплату не только пассажиров, но и кондукторов на предмет того, что при оплате наличными деньгами, кондуктор должен пробить электронный билет. Мы стремимся к тому, чтобы все это было прозрачно, чтобы каждая транзакция отображалась, чтобы с этих транзакций мы платили налоги, зарплату и т.д. Однако пока в нормальном режиме контрольно-ревизионная служба не работает. Поэтому мы своими силами пытаемся этот процесс контролировать и, понятно, что в силу масштабности это не всегда получается. Да, к сожалению, факты нечестности имеют место быть, – сказал Джанибеков.
Кроме того, спикер отметил, что нечестность встречается и среди пассажиров. Ежедневно работники предприятия фиксируют факты использования именной карты пенсионера другими лицами. В таких случаях, карты изымаются безвозвратно.
– Я хотел бы обратиться к людям, которые имеют льготные карты, чтобы они не передавали их своим родственникам, детям, внукам и т.д. При выявлении таких случаев, карты будут изыматься и не будут выдаваться повторно, – напомнил руководитель автопарка.
Весна покажет…
В свою очередь, в акимате города пояснили, что пока делать какие-то выводы рано.
– Тариф начал действовать с 1 января, до 15 января был мертвый сезон, во-вторых, мы только начали реализовывать карты пенсионеров, поэтому общую картину в плане увеличения или уменьшения доходов перевозчиков можно будут увидеть только в марте-апреле. Кроме того, как мы обещали, будем ежемесячно представлять акты выполненных работ перевозчиков, публиковать данные об их доходах и объемах субсидий, которые мы платим, – сказал заместитель акима города Уральска Асхат Кульбаев.
Он отметил, что падение доходов перевозчиков с начала года вполне закономерно. Расширение категории льготников, безусловно, должно было отрицательно повлиять на выручку предприятий. В городе проживает 47-48 тыс. пенсионеров, которые являются активными пользователями общественного транспорта, и естественно, что теперь нужно учитывать минус половину обычных доходов перевозчиков. Однако, еще раз подчеркнул Кульбаев, это не показатель, нужно дождаться весны и делать выводы, основываясь на общих тенденциях.
Заместитель акима города также озвучил наиболее болезненный вопрос пассажироперевозчиков – дефицит водительских кадров. Сдвигов в работе в этом направлении пока не наблюдается, но ситуация, по его словам, поправимая.
Над качеством услуг перевозчики работают, задача по обновлению автотранспорта является основой тех изменений, что ожидается от повышения тарифа на услуги городских пассажирских перевозок.
– Дефицит кадров плохо сказывается на отношении водителей к работе, этим обусловлен и ранний сход автобусов, и недостаточный интервал движения и т.д. Если проехаться по автопаркам, можно увидеть, сколько автобусов сейчас простаивает, которые могли бы быть на рейсе. Эту проблему мы стараемся решить, для этого у нас разработан комплекс мер, которые в этом году будем реализовывать. В целом уже проделана немалая работа, мы подняли заработную плату водителей, люди уже не бегут, как было раньше, потому что, как известно, сам переход на электронную систему оплаты был в первую очередь болезненный для персонала, – сказал Асхат Кульбаев.
По поводу недостатка в работе контрольно-ревизионной службы компании «Smart Qala Oral» замакима города отметил, что со стороны акимата будет обращение к оператору, чтобы они усилили работу в этом плане.
– Это недоработка компании, мы сейчас обсуждаем этот вопрос, контролеров должно быть больше. Однако вместе с тем жители города требуют повышения качества обслуживания, но забывают, что ответственность должна быть взаимной. Сегодня мы видим, что льготные карточки используются не теми людьми, для которых они были предназначены, очень много «зайцев» и людей, козыряющих различными удостоверениями. Это все незаконно, и бороться с такими людьми непросто, потому что, как правило, они ведут себя агрессивно, и не все могут с этим справиться. Работа контролера – не из самых приятных, люди не выдерживают психологическое давление и уходят. Однако эта работа необходима, потому что сегодня единственный способ поднять выручку у предприятий – это заставить всех пассажиров платить, – сказал Кульбаев.
Подводя итог, можно сказать, что о каких-то существенных переменах в сервисе общественного транспорта говорить еще рано, но, несмотря на повсеместную критику горожан, дефицит водительских кадров и нехватку финансирования, автопарки все же работают и пытаются как-то развязать этот гордиев узел проблем, копившихся годами.
Фото автора