Коварство онкологических заболеваний в том, что раковая опухоль и её метастазы могут развиваться бессимптомно. Прогноз лучше в тех случаях, когда заболевание обнаружено на ранней стадии, и вовремя начато лечение. Именно поэтому важную роль играет регулярное наблюдение у врача и прохождение профилактических осмотров. Главный внештатный хирург-онколог по ЗКО, кандидат медицинских наук и автор собственного метода наложения швов Тайман Аманов рассказал, что 70% больных онкологией – это люди в возрасте от 50 лет.
Альбина КАЛЕНОВА
– Расскажите, почему Вы выбрали профессию врача и стали именно онкологом?
– Когда в 1984 году закончил школу, то очень хотел быть инженером и поступить в Карагандинский политехнический университет. Но в тот же год, у меня заболел отец. Инсульт. Он пролежал почти три месяца без сознания, отказала правая рука и нога. В этот момент я резко изменил своё мнение о будущей профессии и решил поступать в медицинский институт. Поступил я не сразу, конкурс был большой. На третьем экзамене меня завалили. Приехал домой, к тому времени отец начал немного вставать. Работал механизатором-чабаном, параллельно учился в СПТУ. Чтобы поступить повторно, надо было иметь направление с комсомольской бригады, либо с отличием окончить техническое училище, что я и сделал, и уже через год после окончания школы поступил в ВУЗ, стал учиться на хирурга. Но после первого курса меня забрали в армию. Два года отслужил на Семипалатинском полигоне. После армии продолжил обучение, и в 93-м году закончил. Устроиться работать в областную больницу хирургом было сложно. Но, чтобы остаться в городе, я согласился на должность анестезиолога-реаниматолога. Как раз в онкологии открывалось реанимационное отделение. Так я начал здесь свою работу. Через год в хирургии освободилось место, и мне предложили занять его. С этого момента прошло 29 лет.
– Онкология – страшный диагноз, и, сообщая его пациентам, подготавливая их к лечению и операции, необходимо быть ещё хорошим психологом, опорой и поддержкой родных. Как Вы справляетесь с эмоциями пациентов и их близких, со своими чувствами? Есть ли универсальный метод настроить человека не опускать руки и бороться?
– Онкология действительно очень тяжелая область медицины, и не только в плане лечения, но и в психологическом аспекте. Во всем мире почти каждая пятая семья сталкивается с этой болезнью. Отмечу, что ежегодно заболеваемость растёт. Когда я только начал работать, из 3500 человек выявляли 800 больных в год. Сейчас же цифра изменилась до 1400-1500 больных ежегодно. Почти за 30 лет увеличение заболеваемости идёт на 30-40%. Когда люди заболевают и обращаются к специалистам, главное в этой ситуации – уметь сочувствовать. Поставить себя на место больного, вот тогда ты и чувствуешь, что это действительно сострадание, и какая человеку нужна помощь и поддержка. В общении с людьми, в основном, я вижу веру, и если честно, лечить их легче, когда они верят в твои и свои силы. Поэтому нужно сделать так, чтобы тебе поверили, и ни в коем случаи нельзя проявлять грубость. Всех врачей учат психологии отношений между пациентом и доктором. Во-первых, нужно всегда уважительно относиться к своим пациентам. Во-вторых, всегда есть надежда, нельзя, чтобы пациент падал духом, ведь рак – не приговор.
– Какие есть основные причины, факторы, повышающие риск онкозаболеваний? Какой вид онкологии считается самым распространенным в ЗКО?
– На первом месте рак молочной железы и рак лёгких. Ежегодно выявляется около 250 случаев данных заболеваний. Отмечу, рак лёгких всегда был на первом месте по всему миру. Для раннего выявления рака молочной железы у женщин в возрасте от 50 до 60 лет в течение последних 15-20 лет проводится скрининг с интервалом в 2 года. Так как именно в этом возрасте чаще выявляется рак молочной железы. Благодаря ранней диагностике до 80% таких случаев обнаруживается на ранней стадии. В данное время также проводится скрининг шейки матки у женщин от 30-35 лет. Также в этом году в Казахстане планируется провести вакцинацию против рака шейки матки у девушек подросткового возраста. Учёные говорят, что вакцинация значительно уменьшает риск данного заболевания. Основных причин возникновения онкологии в настоящее время никто ещё не выявил, но пусковым механизмом могут стать стрессовые ситуации и такие факторы, как радиация, травмы. Например, молочная железа – очень сложный орган, и травмировать его нельзя ни в коем случае. К тому же, сейчас много химических веществ, кто-то выпивает, употребляет табак и т.д. Если проблему с радиацией должно решать Правительство, то при предрасполагающих медицинских факторах – врачи. У человека могут быть доброкачественные опухоли, они бывают облигатными и факультативными. Их необходимо лечить до конца. В пример возьмём язву желудка, если её не лечить, то есть большой риск возникновения злокачественных процессов. Представим, что в поликлинике на учёте с язвенной болезнью стоят 20 человек. Если язва до двух сантиметров, человека надо отправлять к гастроэнтерологу, чтобы провести необходимое лечение. Если при повторном контроле, её уже нет, снимать с учёта. В случае если язва 3-5 сантиметров отправлять надо к хирургу, чтобы её вырезать. И уже если есть какие-то подозрения, отправлять пациента к онкологу. Вот таким образом, по такой схеме в течение года мы должны вылечить 20 больных язвой, чтобы не допустить рак.
– Почему принципиально важна ранняя диагностика? Можно ли предотвратить рак и как это сделать?
– У врачей есть такое выражение: «Нет рака без предрака» , не каждый предрак переходит в рак, но лечить его всегда надо до конца. Поэтому нужно помнить про возраст, 50-летние чаще заболевают онкологией, нежели молодые. Есть, конечно, у молодых такие болезни, как рак крови, лимфатической системы, различные опухоли мозга. У старшего поколения больше страдает желудок, кишечник и лёгкие. Людям старше 50 лет рекомендую проводить регулярное самообследование, сдавать кровь на онкомаркеры. Проведение скрининга, детального обследования позволяет выявить предраковые болезни, установить, возможен ли переход в рак, и при необходимости определить подходящие методы лечения. Сейчас во всех поликлиниках по нашему приказу дан «зелёный коридор». По нему, если у человека подозревают опухолевые процессы, то поликлиника обязана в течение десяти дней провести необходимое обследование. Какие симптомы преобладают, к тому специалисту отправляют, чтобы тщательно обследовать орган.
– Есть ли генетическая предрасположенность к тому или иному виду рака?
– Да, есть. Сейчас много встречается таких случаев, у кого-то болел отец или мать. А позже у их детей диагностировали рак. Поэтому в онкологическом плане генетическая предрасположенность есть, но не на 100%.
– Какое лечение может помочь?
– Всё зависит от стадии болезни. На первых стадиях опухоль необходимо удалять с помощью хирургического вмешательства. Далее одним из видов лечения является облучение. Если после операции есть распространение на другие органы, мы проводим дополнительное комбинированное лечение в виде химиолучевой терапии. Во всем мире диагностика и противоопухолевое лечение шагнуло далёко вперёд. После удаления мы не только определяем структуру опухоли, но и генетическое строение злокачественного образования. После изучения подключаются таргетные препараты, которые действуют более предельно и убивают опухолевые клетки.
– Вы являетесь автором методики наложения швов при операциях на пищеводе и желудке, расскажите в чем уникальность этой методики, как Вы ее разработали?
– Рак пищевода и желудка – это краевая патология. Ежегодно мы выявляем около 120-150 больных с раком пищевода. ЗКО является лидером по данным заболеваниям. В северном Казахстане, например, много случаев рака кожи. Поэтому в течение своей работы в сфере онкологии я искал, чем можно помочь больным онкологией. Рак пищевода быстро возникает, и человек умирает от элементарного не прохождения пищи. 25 лет назад в год мы оперировали 12-15 больных, сейчас же в год оперируем около 50 человек только с раком пищевода плюс 35 больных с раком желудка. На основе различных мировых методов и имеющегося практического опыта у нас возникла идея сделать свой метод лечения. Сделав операции 80 больным, применив нашу усовершенствованную методику наложения швов, увидели хороший результат. Основа наложения наших швов – это удобство, быстрота и снижение послеоперационных осложнений.
– Что Вы как врач хотели бы донести до обывателей о проблеме рака? Рак – это приговор?
– Я хочу сказать нашим жителям области, что бороться можно, главное, не опускать руки. Не надо бояться онкологов. Многие не приходят к нам в онкологический диспансер сюда именно из-за страха. Этого как раз не надо делать. На онкологию надо смотреть, например, как на туберкулез или другую болезнь. Если вовремя приходит человек, победить рак можно. Главное настрой, надо всегда бороться.