Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-8.6 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    На «Дороге жизни» – шофер из Приуралья

    К 110-летию нашего героического земляка Рахимжана Укасова

    Рахимжан Нугманович Укасов был единственным в Приуралье шофером с легендарной «Дороги жизни». В суровые дни блокады Ленинграда он, ежедневно рискуя собой, доставлял грузы в осажденный город, а оттуда эвакуировал детей. Дань уважения и памяти герою из Западного Казахстана отдали в ходе мероприятия, прошедшего в мемориальном музее Михаила Шолохова в селе Дарьинском и посвященного 80-летию полного снятия фашистской блокады с Ленинграда (1944).

    Галина САМОЙЛОВА

    И по сей день в мемориальном музее М.А. Шолохова хранится портрет Рахимжана Укасова, нарисованный углем на куске танкового брезента. Автор этой работы, к сожалению, неизвестен, сохранилась только дата создания портрета, вышитая белыми нитками – май 1945 года.

    Почтить память выдающегося приуральца в этот день в музее собрались дети Рахимжана Нугмановича – сын Нуржан Ражимжанович и дочь Хамида Рахимжановна, внуки – Болат, Айгуль, Марат и шесть правнуков, а также вице-консул РФ в Уральске Хаджимурат Атмурзаев, председатель ОО «Центр русской культуры» АНК ЗКО Сергей Быков, преподаватели и учащиеся Дарьинской ОШ, школы-гимназии-интерната имени Абая, Рубёжинской школы. Мероприятие было организовано при поддержке Генерального консульства РФ и Русского дома в Уральске.

    Как рассказала заведующая мемориальным музеем М.А. Шолохова Антонина Пудова, в армию юный Рахимжан попал осенью предвоенного 1940-го года, служил в автобатальоне в Литве. От его части до границы с Германией было всего несколько десятков километров. Воскресный день 22 июня 1941 года перевернул жизнь Ражимжана Укасова и его сослуживцев. Ничто не предвещало беды, солдаты отдыхали, готовились к спортивным соревнованиям. Ражимжан Укасов спозаранку проводил техническое обслуживание своего «ЗИС-5». Он очень любил технику и всегда содержал ее достойно. В этот день солдат из Казахстана и еще один шофер из автобатальона получили первое боевое задание: отвезти на передовую противогазы. Остальной батальон в спешном порядке был передислоцирован. Сказать, что дорога была сложной – значит не сказать ничего. Советские войска отступали, повсюду была неразбериха, трудно было понять, где свои, а где вражеские части. Тем не менее, Рахимжан Нугманович боевое задание выполнил.

    В дни блокады Ленинграда он служил в 851-м батальоне, включённом в специальное автомобильное формирование. На льду Ладожского озера по «Дороге жизни» в день проезжало около 600 машин, каждый водитель ежеминутно рисковал своей жизнью. На грузовичке-полуторке «ЗИС-5» с номерным знаком «50-52» Укасов привозил в блокадный Ленинград продукты, а из осажденного города вывозил детей.

    Уже в послевоенное время в письме Рахимжану Нугмановичу его ротный командир, капитан Степан Лыско написал: «На первое января 1942 года в Ленинграде при пайке 150 граммов на человека оставалось запасов всего на два дня. К нам обратился секретарь ЦК и Ленинградского обкома А. Жданов с просьбой – делать по 2–3 рейса, чтобы увеличить перевозки продуктов. Ты у меня первым поддержал эту инициативу. И с этой задачей справлялся в труднейших условиях, под бомбежками и артобстрелами противника».

    А сам Рахимжан Нугманович более всего из своей военной биографии запомнил такой эпизод. Стояла весна 1942 года. Лед на Ладоге уже подтаял, поверх него выступала вода. Нашему земляку предстояло выполнить очередное боевое задание, совершить рейс по «Дороге жизни». Перед выездом ему объяснили, что по льду пойдет автоколонна, а его машина будет первой. Ориентироваться в пути, чтобы не сбиться, нужно было на солдат с флажками, которые были расставлены на табуретах через каждый километр ледовой трассы. Почти на середине дороги Рахимжан Нугманович оглянулся – а за ним никого! Солдат понял: по почти безнадежному льду послали лишь его одного, практически на разведку. С величайшей осторожностью добрался он до спасительного берега – помогло отличное знание дороги, немалый опыт, а также особое чутье водителя, не раз его выручавшее. На берегу, на вопрос, смогут ли проехать другие машины, Рахимжан Укасов ответил, что это слишком опасно. Несмотря на невероятные сложности, боевое задание он выполнил. За этот рейс шофер из Приуралья был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги».

    18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду и установили связь с осажденным городом. Защитники и жители Ленинграда обрели возможность бесперебойно получать продовольствие и медикаменты.

    После снятия блокады Рахимжан Укасов еще некоторое время курсировал между тыловыми складами и передовой. Все это время, по отзывам сослуживцев, он содержал свою полуторку в идеальном состоянии, заботился о машине, как о боевом друге. И когда пришлось сдать отработавший свой срок грузовик для отправки в народное хозяйство, расставался с ним, как с родным. В то же время по совету армейских товарищей Рахимжан Нугманович написал «биографию» боевого автомобиля и положил листок под сидение «ЗИС-5». И когда в дальнейшем на Ладожском озере открылся музей «Дорога жизни», а машина стала памятником всем водителям ледовой трассы, шофера Рахимжана Нугмановича Укасова нашли именно благодаря этой рукописной «биографии». Машина «ЗИС-5», на которой наш героический земляк преодолевал километр за километром по «Дороге жизни» ради спасения людей, и поныне находится в действующей экспозиции музея. Сам Рахимжан Нугманович тоже побывал в том музее, встретился со своей боевой машиной, и память об этой встрече пронес через всю свою жизнь.

    Фронтовая газета «Удар по врагу» в победном мае 1945 года писала: «С 1940 года ефрейтор Р. Укасов работал на одной машине, которую содержал в образцовом порядке. Только за три года службы в Н-ском полку преодолел на ней почти 140 тысяч километров и перевез 7,5 тысячи тонн грузов».

    После Победы Рахимжан Нугманович вернулся в Приуральный район (ныне территория Байтерекского района ЗКО – прим.авт.) в село Январцево. В мирное время он совместил ремесло шофера с трудом хлебороба. Растить хлеб для него было особой, почетной миссией – цену каждого его кусочка он познал именно там, на «Дороге жизни», рискуя собой ради ленинградцев. Выйдя на заслуженный отдых, Рахимжан Нугманович продолжал активно участвовать в общественной жизни, в воспитании подрастающего поколения. Многие эпизоды из своей боевой биографии он рассказывал в ходе встреч с подрастающим поколением, призывал беречь и ценить мир, который был завоеван высокой ценой.

    Он был награжден орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени, а среди многих медалей особенно дорожил медалью «За оборону Ленинграда». Судьба наградила Рахимжана Нугмановича Укасова долгой жизнью – он дожил до преклонных лет, вырастил троих сыновей и троих дочерей, воспитал внуков и правнуков. Мы благодарны потомкам героя, которые сегодня приняли участие в мероприятии, поделившись воспоминаниями о своём легендарном предке, – сказала заведующая музеем М.А.Шолохова Антонина Пудова.

    Приглашённые на мероприятие учащиеся Дарьинской ОШ, школы-гимназии-интерната имени Абая, Рубёжинской школы с интересом слушали об истории блокадного Ленинграда и вкладе в Победу легендарного шофера Рахимжана Укасова.

    В ходе встречи дети читали трогательные стихи о блокаде и об освобождении Ленинграда. Особенно запомнилось исполнение известной поэмы Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои!», отрывки из которой прочитали ученики школы-гимназии-интерната имени Абая Қамбар Исмайыл, Қамбар Бекнұр, Қамбар Кәусар, Айтмағамбет Айбар.

    Снятие блокады Ленинграда считается символом героизма и стойкости жителей города. Оно было важным поворотным моментом во Второй мировой войне и стало символом победы над фашистской Германией. Большой вклад в Победу внесли казахстанцы, в том числе и жители Западного Казахстана. Вместе с воинами всех национальностей воины-казахи отстаивали Ленинград. В е боях за Приладожье, в обороне и прорыве блокады Ленинграда активное участие приняли казахстанские 310-я и 314-я стрелковые дивизии. А всего под Ленинградом воевала треть казахстанских формирований. Здесь казахстанцы воевали не только на суше, но и на море, и только на крейсере «Киров» их было 156 человек. Наша благодарность за это – безмерна! Пусть стойкость и мужество поколения победителей, их стремление к мирной жизни станут примером для подрастающего поколения, чтобы мир, единство народа и общественное согласие всегда были не только на земле Казахстана, но и во всех уголках нашей планеты! – сказал вице-консул РФ, руководитель Русского дома в Уральске Хаджимурат Атмурзаев.

    Большая благодарность от семьи Укасовых за это мероприятие, за память о нашем дедушке. Мы не ожидали, что земляки и Российское консульство в Уральске на таком уровне все организуют. Это была общая Победа, и память о наших Героях должна передаваться через года, через века. Горжусь своим дедом и вот такими людьми с большой буквы, с которыми живу в одно время, и для которых ветераны Великой Отечественной войны всегда в почёте! – сказала Айгуль Логашкина (Укасова).


     

    1 КОММЕНТАРИЙ

    1. Большое спасибо за эту замечательную работу. Читала с большим трепетом и благодарностью и гордостью, что рядом с нами жил такой Герой Великой Отечественной войны. Впервые о нем узнала из этой статьи. Как жаль, что его нет с нами. Вечная ему память! А Надежде и Галине Самойловой благодарность за
      продолжение традиции в газете и ГК «Конденсат» по освещению Великой Отечественной войны и ее Героев, фронтовиков.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В Уральске не будет церемонии зажжения ёлки

    В этом году в Уральске, как и в других...

    1900 км электрических сетей было отремонтировано в ЗКО в этом году

    Однако это позволило сократить количество изношенных линий лишь на...

    Рекомендуем

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    7,2 млрд тенге на три года просит ТОО «Зап-Каз РЭК» для уменьшения износа сетей в Уральске

    Такая цифра была озвучена руководством Городских электрических сетей на...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл