Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
35 C
Уральск
28.1 C
Аксай
Еще

    Никита Говоров: «Оркестр – это универсальный инструмент с безграничными возможностями»

    Тишина, полумрак… и по взмаху палочки оживает гигантский организм, который начинает вещать разными голосами, то поочередно, то сливающимися воедино. Нет, это не практические занятия по некромантии и не сюжет мрачной истории Лавкрафта про Ктулху. Все проще, но не менее захватывающе. Речь о концерте симфонической музыки, да и палочка вовсе не волшебная, потому что всё волшебство – в мастерстве и умении того, кто руководит этой громадной махиной под названием оркестр. О тонкостях профессии, ее особенностях, а также о музыкальных планах и проектах рассказал в интервью корреспонденту «Н» главный дирижер Эстрадно-симфонического оркестра акима ЗКО Никита Говоров.

    Роман ДРОЗДОВ

    — Никита, давайте начнем с традиционного – кем Вы мечтали быть в детстве? Музыка – это любовь оттуда или более зрелый выбор?

    — В детстве я мечтал быть явно не дирижером и даже не музыкантом. Я увлекался баскетболом, хотел сделать спортивную карьеру, а музыка – это в какой-то степени навязанное родителями увлечение. Хотя мне это нравилось до определенного этапа, потом разонравилось. Это происходило такими волнами – сначала люблю, потом становится скучно, неинтересно. Уже в более сознательном возрасте, лет в 16, я побывал на одном концерте – и там классическая музыка меня моментально увлекла. Я окончательно решил связать свое будущее с музыкой, и в итоге в 17 лет поступил в Рудненский музыкальный колледж по классу аккордеон, к одному из лучших на тот момент преподавателей в Казахстане – Василию Леонидовичу Макарову. На дирижера ведь сразу сложно поступить в вуз. Это обычно второе высшее образование. Человек должен сначала накопить какой-то музыкальный и жизненный опыт, чтобы руководить музыкантами, которые могут быть гораздо старше и в чем-то мудрее и опытнее. И, если двадцатилетний молодой человек выходит за дирижерский пульт, его просто не воспринимают. Поэтому профессия дирижера всегда была для людей уже за тридцать, с каким-то багажом накопленного авторитета, знаний, образования.

    — Где учат на дирижеров?

    — Я учился на кафедре оперно-симфонического дирижирования в Казахском национальном университете искусств в городе Астана. Затем поехал в Москву, где окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных, уже магистратуру и ассистентуру-стажировку. Получается, четыре года я учился в Астане, и четыре года – в Москве. Плюс четыре года колледжа и пять лет музыкальной школы. Это стандартный образовательный цикл дирижера.

    Какие важные аспекты профессии Вы можете выделить?

    — Один великий педагог по дирижированию – Илья Мусин – сказал: «Не каждый дирижер, кто дирижирует». Это тоже, к сожалению, болезнь нашей профессии, что люди без специального образования, например, какие-то известные музыканты, считают, что их музыкального авторитета вполне достаточно, чтобы выходить за дирижерский пульт. Конечно, это создает проблемы коллективу, которому тяжело играть с таким дирижером без ремесла, техники. Ты можешь быть гениальным пианистом, но совершенно никаким дирижером, потому что это отдельное ремесло, отдельный дар. Помимо прочего, дирижер должен еще обладать безупречным вкусом, художественным и музыкальным. Потому что, когда ты выходишь к оркестру, там сидят 80-100 человек, и зачастую эти люди могут знать в два-три раза больше тебя, а ты их должен чему-то учить, условно говоря. И любая твоя ошибка, любая твоя оговорка может стать, как сейчас говорят, мемом. И поэтому человек должен иметь моральное право делать замечания людям, которые старше в два-три раза. Второй немаловажный аспект – быть психологом, потому что каждый музыкант по-своему уникален, со своим характером, восприятием. Это напрямую влияет на качество исполнения, на итоговый результат. Если у музыканта будут некомфортные условия работы, то и качество будет не то, не та отдача и не тот эффект. Люди приходят на концерт, в первую очередь, за эмоциями, а если музыкант на сцене этого не дает, то и зритель в зале ничего не почувствует. Поэтому задача дирижера – еще создать определенную психологическую атмосферу, чтобы музыкант мог как-то раскрепоститься, а иногда и, наоборот, от расслабленного состояния перейти к собранному, заинтересоваться, отдать часть своей энергии.

    — Кто ни в коем случае не может быть дирижером?

    — Все индивидуально. Есть дирижеры с мировым именем, но которые лучше бы дирижерами не становились. Потому что из-за очень скверного характера и отсутствия того самого ремесла их буквально ненавидят все – и оркестранты, и импресарио. Также, как я уже отмечал, дирижером не может быть человек, у которого нет вкуса, – это один из самых больших критериев, помимо, конечно, самого ремесла, которое априори должно быть. Если у человека нет вкуса, он неправильно формирует программу, он не может воспитывать публику, потому что, если мы говорим о классической музыке, то в ней очень важен просветительский аспект. Как слепой не может написать картину, так и дирижер с плохим вкусом не может дать правильных художественных ориентиров ни музыкантам, ни публике.

    — Вы дирижер эстрадно-симфонического оркестра. Какую музыку Вы любите, помимо классики?

    — Как я уже говорил, у меня это зависит от периодов жизни и общего настроения. Тут разброс может быть большой – от Pink Floyd до французского рэпа. Я открыт к разным жанрам.

    — Каких композиторов Вы бы назвали эталонными для себя?

    — У меня есть, как патроны в обойме, около десятка композиторов, которые нравятся в любое время суток, в любой жизненный период. Это Брамс, Рахманинов, Чайковский, Шостакович – список большой.

    — Музыка из кино, танго и другие проекты, которые недавно мы могли видеть и слышать, – это все Ваши идеи?

    — Да, идеи мои. В этом году наш эстрадно-симфонический оркестр реализовал очень много новых и интересных проектов. Начали мы год с литературно-музыкального перформанса «Метель» – это было первое событие для нашего города, когда так активно соединились музыка и литературное чтение актеров из театра. Потом в апреле мы впервые поставили музыкальную сказку «Петя и Волк» Сергея Прокофьева на двух языках с двумя разными чтецами – Русланом Джумахметовым и Ермеком Кали. Было исполнено четыре концерта, сказку посмотрели более двух тысяч детей. И для оркестра это тоже было новое событие, новая форма общения с публикой. Осенью прошел концерт «Hello from Hollywood» с музыкой из кино – тоже оказался очень удачный опыт, был даже повтор программы, и на оба исполнения билеты были раскуплены за две-три недели до концерта. Интересный проект про музыку танго, хотя там звучало не только танго. С баянистом из Астаны Дамиром Султановым давно были планы сыграть концерт, но пандемия планы испортила, и все никак не получалось состыковаться графиками. Но, слава Богу, 1 декабря все срослось, и концерт прошел на очень высоком уровне, публика была довольна, да и сами музыканты камерного оркестра, получившие опыт общения с таким именитым музыкантом. Это всегда дает оркестрантам дополнительный импульс для их развития. Еще есть идея сделать концерт, посвященный только музыке танго, и не только с участием оркестра. Скорее всего, это будет весной. Сейчас проект в разработке. Больше пока ничего не могу сказать, следите за афишами.

    — Какой Ваш любимый музыкальный инструмент?

    — Оркестр, конечно же.

    — Выделяете ли Вы любимчиков в коллективе?

    — Это не про дирижеров – выделять любимчиков среди музыкантов, среди композиторов или среди инструментов. Сейчас ты готовишь программу, в которой будут звучать сочинения Брамса и Шостаковича – поэтому любишь больше всего этих авторов, потом готовишь музыку Вивальди и Генделя – и, соответственно, уже любишь барокко и всё, что с ним связано. У дирижеров любовь очень ветрена. А оркестр – сам универсальный инструмент, у него безграничные возможности, и ни один инструмент в отдельности не может выразить тот спектр эмоций и чувств, дать в целом такое мощное звучание.

    — Различается ли техника дирижирования у разных дирижеров?

    — Бесспорно. Это как отпечатки пальцев у человека. Есть, конечно же, школы, благодаря которым можно отличить одну технику от другой визуально, но, даже если дирижеры относятся к одной школе, то все равно все зависит в какой-то степени от темперамента дирижера, и даже физиология влияет и на манеру, и на технику, и на возможности дирижирования. Кроме того, кто-то ограничивается тем, чему его научили, а у кого-то есть потенциал, и он переходит от той базы, которую он получил, на новую ступень развития, вырабатывает свою индивидуальность.

    — Помимо того, что Вы дирижер, Вы еще и композитор. Как Вы пришли к сочинению музыки?

    — Мои первые попытки были еще в музыкальной школе, затем – в колледже. Момент, когда я этим заинтересовался всерьез, не совсем отложился у меня в памяти. Это все время происходило в процессе занятий на инструменте. Более системно я начал сочинять уже на третьем курсе колледжа, брал факультативы по композиции. Композиторского системного образования у меня нет, но дирижерское образование во многом пересекается с композиторским. И даже многим дирижерам рекомендуется сочинять музыку, потому что это улучшает процесс понимания партитур, когда ты с ними работаешь. Поэтому многие дирижеры параллельно увлекаются композицией. У кого-то это хорошо получается, а кто-то просто пишет в стол.

    — Сколько у Вас опусов? Какими своими вещами Вы особенно гордитесь?

    — У меня есть большая симфония, два концерта для баяна и струнного оркестра, несколько романсов и пара миниатюр. Это же не основная моя профессия, и поэтому я не могу сочинять регулярно. Бывает по два-три года перерыва, когда я вообще ничего не пишу, просто некогда. Одним из последних ярких проектов была музыка для спектакля «Конёк-Горбунок» театра Островского. На счет того, какими вещами горжусь больше, не знаю. Все мои сочинения, как дети. Нельзя сказать, что одним ребенком я горжусь, а другим – нет, родители обычно любят всех своих детей.

    — Чем Вы вдохновляетесь в процессе сочинения музыки?

    — Это такое распространенное заблуждение, что для того, чтобы писать, нужно вдохновение. Чайковский говорил, что гений – это 99% работы, и 1% таланта. Если нет этих 99%, то каким бы ты талантливым ни был, все бесполезно. Также, если не хватает того самого 1% таланта, то ты хоть часами работай, у тебя будет выходить мертвая музыка, не имеющая никакой художественной ценности.

    — Кто оказал на Вас наибольшее влияние как на композитора?

    — В любом случае мы все на каком-то этапе творчества кому-то подражаем. Это естественно, это нормально. Но в определенный момент нужно все же отказываться от подражания, поэтому, если видишь, что вот этот кусочек, например, в стиле Шостаковича, – его надо убрать. Нужно искать что-то свое – свое звучание, свою интонацию, свою гармонию, свои ритмы, то, благодаря чему композитора будут узнавать. На меня очень сильно повлияли Шостакович, Стравинский и Рахманинов, но сейчас от подражания стараешься отходить. Я, в принципе, старался не подражать, но это может происходить самопроизвольно, потому что, когда слушаешь много музыки, сам дирижируешь, хочешь ты этого или нет, информация откладывается на уровне подсознания.

    — Какие жанры музыки, по Вашему наблюдению, наиболее востребованы у уральской публики?

    — Вокальная музыка у нас, конечно, воспринимается лучше, чем инструментальная. Связано это, в первую очередь, с тем, что наш народ очень певучий, любит петь, что казахи, что русские, – в наших культурах песня занимает очень важное место. Но, по моим наблюдениям, в последнее время как раз больше к академической музыке стал просыпаться интерес. Возможно, это связано с перенасыщением эстрадной музыкой, которой очень много, и которая не очень высокого качества. У людей начинает вырабатываться своеобразный защитный рефлекс, они хотят чего-то другого. Поэтому публика начинает потихоньку разворачиваться лицом к классике. В последнее время несколько раз приезжали к нам оркестры из других городов, и билеты продаются очень хорошо. Это показывает, что у людей есть запрос не только на попсу, но и на что-то более серьезное, что не может не радовать. И я со своей стороны стараюсь дополнительно развивать такие стремления и давать качественный, как сейчас говорят, контент, чтобы волна, которая появилась, не ослабла.

    — В работе Вы руководствуетесь музой или строгой техникой и прагматизмом? Какое значение имеют эмоции и вдохновение в дирижерском процессе?

    — Здесь нельзя отделять одно от другого. И лирика, и физика должны быть в одном лице. Вспоминаются строчки Пушкина:

    “Музыку я разъял, как труп. Поверил
    Я алгеброй гармонию. Тогда
    Уже дерзнул, в науке искушенный,
    Предаться неге творческой мечты.”

    Потому что, если убрать эмоции, не будет души. А без души это скучно, рутинно, а в этом деле не должно быть рутины. Какие-то моменты должны приносить удовольствие, иначе это будет просто неинтересно делать. Обычно во время репетиции ты немного прибираешь эмоции, но добавляешь больше технологии, больше ремесла. А во время концерта, наоборот, добавляешь эмоции, и ремесло чуть-чуть убираешь, потому что публике важнее дать эмоциональный заряд.

    — Поговорим о ближайших Ваших планах и проектах. Что еще интересного ждать уральским меломанам?

    — В следующем году есть идея сделать концерт, посвящённый танго, я уже об этом говорил. Также есть идея сделать что-то наподобие венского бала – это традиционное европейское мероприятие, которое проходит в ноябре. Но в ноябре у нас был юбилейный концерт нашего Молодежного творческого центра, поэтому решили отложить. Это будет праздничный концерт, состоящий из популярной классики, танцевальной музыки – вальсов, полек, полонезов. Остальные планы еще очень зыбкие, их пока лучше не озвучивать.

    — Спасибо за интервью!

     


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Общественный транспорт Уральска пополнился новыми автобусами

    По информации пресс-службы акимата города, сеть общественного транспорта города...

    В ЗКО только на двух пляжах разрешено купаться

    На площадке РСК временно исполняющий обязанности начальника управления гражданской...

    Рекомендуем

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл