На площадке в РСК прошла пресс-конференция, на которой руководитель Департамента комитета по регулированию естественных монополий министерства национальной экономики РК по ЗКО Гульжас Казбекова рассказала о новой реформе в тарифной политике.
Динара ЕРМЕК
В Послании главы государства К.К. Токаева к народу Казахстана «Справедливое Государство. Единая нация. Благополучное общество» отмечено, что «важно соблюсти баланс между необходимостью ограничения прибыли монополий и обеспечения инвестиций в инфраструктуру. Реальность такова, что в стране изношены две трети сетей электроснабжения, 57% тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей». По мнению главы государства, искусственное сдерживание тарифов чревато веерными отключениями, авариями, и, как итог, угрозой здоровью и жизни граждан. На монопольных рынках необходимо перейти к новой тарифной политике «Тариф в обмен на инвестиции».
— Тариф будет предоставляться в обмен на вложения в инфраструктуру и участие в системе госмониторинга для обеспечения прозрачности. Весомое участие в инвестициях собственник должен вести из своих средств, а не за счет тарифа. Следует разработать действенные стимулы для внедрения инноваций, разрешить перераспределять часть затрат внутри тарифной сметы и сохранять определенную долю дохода, — отметил президент.
В рамках совершенствования тарифной политики по принципу «Тариф в обмен на инвестиции» 30 декабря 2022 года главой государства подписан закон о внесении изменений в Законодательство РК «О естественных монополиях», в котором обозначен ряд нововведений.
Гульжас Казбекова отметила, что в текущие годы в Западно-Казахстанской области в целом значительного роста тарифов на коммунальные услуги не было. Так, к примеру, при годовой инфляции порядка 20% рост цен на платные услуги составил 14,1%. При этом, тарифы в Западно-Казахстанской области в динамике за последние годы не поднимались выше минимальных уровней индекса инфляции, а это порядка 4-6%. Рост был, но незначительный, поскольку в первом полугодии 2022 года действовал мораторий на рост тарифов для населения.
К примеру, тарифы на отопление не менялись с 2019 года, рост тарифа на холодную воду составлял 3,69%, на канализацию — 4,98%, на электроэнергию — 10%, тариф на газоснабжение для населения был снижен на 1%, а для прочих потребителей рост тарифа составил 5,38%.
— И все-таки рост тарифов в коммунальной сфере неизбежен, — отмечает руководитель ДКРЕМ, — учитывая уровень фактической инфляции, а также износ инженерных инфраструктур в области, что требует привлечение значительных инвестиций.
На сегодняшний день, уровень износа коммунальных сетей по Западно-Казахстанской области в среднем составляет около 60%, из них по городу Уральск износ сетей теплоснабжения составил 50,7% (износ оборудования ТЭЦ 87,8%), водоснабжения — 61,5%, водоотведения — 60%, электролинии — 82%.
Таким образом, становится ясно, что в АО «Жайыктеплоэнерго», оказывающем услуги теплоснабжения в городе Уральск, уровень износа тепловых сетей и сооружений превышает критический уровень.
А чтобы улучшить состояние всех сетей и качества оказания регулируемых услуг, по словам Казбековой, разрабатываются изменения в законодательства РК. И если раньше основаниями для изменения утвержденного тарифа могли послужить изменение стоимости стратегических товаров, увеличение объемов предоставляемых регулируемых услуг, изменение ставок налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с налоговым законодательством РК, то теперь условия упростились.
Субъекты дополнительно могут обращаться по таким основаниям, как изменение среднемесячной номинальной заработной платы одного работника по видам экономической деятельности в регионе (городе), получение на баланс и (или) в доверительное управление имущества, увеличение утвержденной инвестиционной программы.
— В настоящее время ведется работа по улучшению инвестиционной привлекательности сектора коммунальных услуг. Данная программа предполагает снижение уровня износа инженерных инфраструктур за счет роста тарифов, в том числе средне отпускных. Мы понимаем, что существенный рост уровня тарифов приведет к росту социальной напряженности. В этой связи, уполномоченным органом на сегодняшний день разрабатываются методы реализации данного поручения путем достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Одним из вариантов, предлагается разделить объем инвестиции путем распределения нагрузки на конечные тарифы на несколько лет, то есть до 2030 года и в итоге снизить уровень износа на 15%, — пояснила Казбекова.
В ДКРЕМ также отметили, что уровень тарифа будет зависеть от подаваемой субъектами естественных монополий (СЕМ) заявки, которая будет рассмотрена тщательно, индивидуально с привлечением общественности, экспертов и т.д. Пока уровень неизвестен, но рост тарифов будет поэтапный.
— Хотелось бы выделить, что в уровень тарифа включаются не только инвестиции направленные на снижение износа сетей, но и затраты на повышение заработной платы работников СЕМ, также содержание и обслуживание бесхозных сетей в случае передачи на баланс субъектам, — сказала Казбекова.
А для того, чтобы обеспечить доступность регулируемых услуг для потребителей, обеспечить гласность и прозрачность процедур государственного регулирования деятельности в сферах естественных монополий, уполномоченным органом проводятся цифровизация сервисов.
По мнению руководителя ДКРЕМ, один из примеров успешной цифровизации сервисов, позитивно сказавшейся на прозрачности процедур и процесса тарифообразования в РК это — запуск в 2019 году электронной базы данных «Монополист». Данная база является общедоступной, что обеспечивает прозрачность принимаемых решений. База призвана оцифровать всю деятельность субъектов естественных монополий и субъектов общественно значимого рынка (СОЗР).
Процесс утверждения тарифов и инвестиционных программ, будет защищаться уполномоченным органом публично перед потребителями. В состав совета созданного при ведомстве уполномоченного органа и имеющего право давать экспертные советы, включены депутаты, представители общественных объединений, представители МИО и другие лица, что, по мнению руководителя ведомства, обеспечивает гласность принимаемых решений.
Только после проведения всех процедур, уполномоченным органом будет утверждаться тарифы.