Эти люди и в зной, и в холод, и в дождь, и в снег всегда на своем посту с пистолетом в руках… Нет, речь не о пограничниках, военных или полицейских, а об обычных работниках автозаправочных станций. Заправлять машины – дело, казалось бы, не такое уж и мудреное, но, тем не менее, профессия эта очень важная и весьма ответственная. Корреспондент “Н” на себе прочувствовал, каково это быть заправщиком на АЗС. Для этого надеждинцы отправились на одну из лучших в городе автозаправочных станций, принадлежащую ТОО “Конденсат-АЗС”. Смена автозаправщика составляет 11 часов напряженной работы, а вот автора этих строк хватило, максимум, на полдня.
Утро начинается с кофе
Говоря о важности профессии заправщика, я нисколько не лукавлю и не приукрашиваю, потому что в современном мире бензин – это кровь в артерии любого города. И чтобы дать толчок для разгона этой крови с утра, необходим кофе. Входя в просторный и теплый мини-маркет, первое, что можно ощутить, это терпкий аромат этого благородного напитка. Кофемашина здесь работает безостановочно.
«Кофе – неотъемлемая часть жизни водителя, некоторые без него не могут окончательно проснуться», — говорит, улыбаясь, оператор-кассир АЗС №5 Татьяна Горевая.
Татьяна работает с клиентами: принимает оплату, отпускает топливо и продает так называемые сопутствующие товары. К услугам посетителей внутри мини-маркета предусмотрено несколько столиков, где можно перекусить и не спеша выпить этот самый кофе. Сервису, как говорит Татьяна, у них уделяется особое внимание, потому что довольный клиент всегда возвращается снова.
«Я приезжаю сюда два-три раза в неделю, потому что здесь хорошее качество бензина. Это не просто слова. К примеру, когда в силу обстоятельств приходится заливать бензин, скажем так, неконденсатовский, разница сразу ощущается. Я всем своим друзьям и знакомым всегда рекомендую заправляться только в “Конденсате”», — говорит водитель Алишер.
«Лучшего бензина по качеству нигде не найти, только здесь», — соглашается другой респондент – Анна.
«У моего мужа автосервис, и он мне говорит, заправляться только здесь, потому что бензин высокого качества. “Конденсат” ведь реализует свое собственное топливо и поэтому на их заправках относятся к качеству очень строго», — торопясь по делам, мимолетно отвечает Оксана.
К слову, большая часть здешних клиентов относится к категории постоянных. Автозаправка находится на трассе Уральск-Самара и водители из ближайших населенных пунктов обслуживаются здесь. Мой “напарник” Вениамин Чуланкин сам из поселка Махамбет и за смену он встречает массу своих знакомых и друзей. Говорит, привык и дома, и на работе видеть лица односельчан.
Учись, студент!
Вениамин поначалу относился ко мне настороженно и с недоверием, мол, навязали на мою голову «студента». Надо сказать, в огромной рабочей спецовке выглядел я максимально нелепо. И не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы сразу же меня раскусить – не по Сеньке шапка. Это отмечали и водители, с улыбкой наблюдавшие, как я пытаюсь вставить пистолет раздаточной колонки в бензобак автомобиля (у меня нет водительских прав, в машинах я полный профан и даже бензобак без посторонней помощи не смог бы найти). Кроме того Вениамин объяснил, что и тут не все просто. Пистолет необходимо надежно зафиксировать, чтобы его не вырвало напором топлива. Причем свои исключительные особенности есть в некоторых марках машин.
«Многие водители предпочитают сами обслуживать свое авто, — рассказывает Вениамин. – Одновременно может приехать по пять- шесть машин. Естественно, люди не хотят ждать. Но я стараюсь успевать, чтобы не было никаких нареканий в мой адрес».
К тому же, по словам заправщика, особенно нужно быть внимательным с представительницами прекрасного пола. И не только потому, что они женщины, хотя и это само собой тоже. Нередко происходят ситуации, когда автоледи слишком торопятся, и, не дождавшись, забывают об одной важной детали – вынуть пистолет из бензобака после заправки. Расплатившись за бензин, они садятся и спокойно уезжают, вырвав шланг из раздаточной колонки. Ситуация, конечно, анекдотическая, но в итоге не смешно никому – компании приходится устранять последствия ущерба, а клиенту оплачивать собственную оплошность.
По подсчетам Чуланкина, за смену он обслуживает около 270 автомобилей. Но его служебные обязанности этим не ограничиваются. Практически каждый день приезжает бензовоз с топливом, которое необходимо разлить в резервуары. Также в обязанности заправщика входит измерение плотности, температуры продукта, образцы с этой информацией помещают в специальный контейнер. Кроме того заправщики каждый день поддерживают чистоту территории – опрятный вид АЗС тоже немаловажный атрибут качества сервиса, которому в компании, повторюсь, уделяется трепетное внимание.
Все это приходится делать на улице, в любую погоду, но мой “коллега” не жалуется. Он доволен, что работает в “Конденсат-АЗС” и говорит, что особых трудностей не испытывает.
«Вставить пистолет в бензобак или убрать грязь из-под колес машин – это не кувалдой махать. Я до этого работал путейцем на железной дороге – вот там действительно устаешь страшно, по 30-40 километров приходилось по шпалам проходить, а здесь условия труда прекрасные. Утром и вечером в основном бывает большой наплыв клиентов, после обеда — затишье, можно даже посидеть попить чай. С железной дорогой не сравнить», — скромно признается мужчина.
Работа – есть работа
Но и засиживаться долго Вениамин себе не позволяет. Потягивая горячий чай, он задумчиво смотрит в широкое панорамное окно, чтобы не пропустить очередную подъезжающую машину. Как только та появляется, он оставляет бокал на столе и бежит исполнять свои обязанности. Работа – есть работа, и ее нужно выполнять хорошо.
«Я не могу просто сидеть на одном месте, — говорит Вениамин. – Я, наоборот, хочу больше двигаться. Когда двигаешься, что-то делаешь, то и время летит незаметно и ко сну не клонит, когда заступаешь в ночную смену. Многим тяжело бывает именно работать в ночь, а мне нравится».
Чуланкин пришел на АЗС №5 не так давно, в мае этого года, но уже отлично зарекомендовал себя. В коллективе он уже как родной, его ценят за трудолюбие и ответственность.
«На нашей АЗС работает посменно четыре заправщика и четыре оператора-кассира, многие уже больше трех лет, так что, можно сказать, коллектив у нас сложившийся, все друг друга уважают. Вениамин к нам пришел недавно, но всем он сразу понравился, это человек, который не любит сидеть без дела, он скромный, всегда готов выручить своих коллег, если вдруг кто-то заболеет или попросит подмениться, он никому не откажет», — говорит Татьяна.
Сам Вениамин, как и полагается скромному человеку, о себе говорит с неохотой. “Работа – есть работа, не жалуюсь”, — все время повторяет он. Этот человек сразу произвел на автора этих строк приятное впечатление. По его отношению к делу было видно, что работать человек любит и выполняет свою работу на совесть.
«Убирать территорию нужно тщательно, некрасиво оставлять мусор другому сменщику», — попутно объясняет Вениамин.
Воспользовавшись кратковременным затишьем, Вениамин немного рассказал о себе. Увлекается мототехникой, ее ремонтом и даже на работу приезжает на своем мотоцикле “Урал”.
С детства нам знакома фраза: “все профессии нужны, все профессии важны”. Это, конечно же, так, но не все профессии могут прийтись в пору, как та спецодежда, что была на мне в тот день. То, что Вениамин считает плевым делом, мне давалось с большим трудом. Холод на улице мешал сосредоточиться, мысли о теплом мини-маркете с витающим ароматом кофе заполняли каждую клеточку серого вещества моего мозга. Возможно, все дело в привычке, а может быть, просто, как говорили древние, каждому свое. Но, тем не менее, для меня это стало большим опытом, и я очень благодарен руководству ТОО “Конденсат-АЗС” за возможность погрузиться в один день заправщика.