Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-15 C
Уральск
-0.9 C
Аксай
Еще

    Уральцы неожиданно сдали экзамен на добрососедство

    21 сентября осенний Уральск встряхнулся от сна. Сообщения с пограничных постов поступали буквально каждый час: россияне по 300 человек пешком переходят границу. Растет многокилометровая очередь легковушек. 22 сентября автомашин тянулись уже от Большой Черниговки  — а это порядка 60 км до границы.
    Анна ДАШКОВА, Роман ДРОЗДОВ
    Первая волна
    Поток уезжающих из России возрастал. Затор на границе усилил начавшийся 12 сентября ремонт асфальтобетонной дороги на пограничном переходе Маштакова – Россия пропускала через погранпункт только по одной полосе. Он продлится до 25 декабря. Водителям фур рекомендовали пользоваться другими ПП. Поток снизился, но не на много. Шквал критики водителей сыпался на головы налоговиков – мол, всего два человека на посту.

    «Весь серый импорт идет через пост «Сырым», тут «толкачи» работают, поэтому все равно фуры сюда гонят», — сообщали нам дальнобойщики.
    Они считают, что причиной пробок на границе является и спорный бесхозный участок вдребезги разбитой дороги между двумя пограничными переходами двух стран. Ремонтировать дорогу никто не желает, а проехать по ней можно только в одну сторону.

    По данным Департамента госдоходов ЗКО, куда мы обратились с запросом, в прошлом 2021 году 21-22 сентября в ЗКО прибыло 457 грузовых автомашин. В текущем году за 21-22 сентября границу со пересекли 408 большегрузов.
    «Мы до этого полторы тысячи фур пропускали, а сейчас даже 500 нет за два дня. 1,5 тысячи пропускная способность поста «Сырым». В пиковый период работают четыре наших сотрудников — два на импорте и два на экспорте», — ответила на критику дальнобойщиков пресс- секретарь ДГД Айман Куанова.
     На границе
    Но все эти споры как цунами сносил нарастающий поток уклонистов из России. Ситуация на погранпереходах накалялась. К ночи 22 сентября туда выехали военные. Люди пешком переходили границу, очередь легковушек тянулась десятками километров. Официально никто комментировать СМИ происходящее не решался.
    Ситуацией воспользовались спекулянты и мошенники. Цена за довоз до Уральска вырастала до 5-10, а в некоторых случаях до 30 тысяч рублей за одно посадочное место в такси. Казахстанские симки продавали от 1 тысячи рублей. В Уральске резко выросли цены на арендованное жилье. Доверчивых проучивали мошенники. 25 сентября водитель с казахстанскими номерами собрал с четырех россиян по 20 тысяч рублей, пообещав ускоренное оформление на границе. Подвез их и поставил в начало очереди. Как рассказали нам очевидцы, все закончилось потасовкой – очередники вытолкали этих людей, а автомашина с водителем-мошенником и взяткой скрылась за шлагбаумом пограничного перехода РФ в сторону Казахстана. Тем временем, десант из казахстанских журналистов осаждал приезжающих россиян: «мобилизация?». Почти каждый отвечал: «да, мобилизация».

     Волонтеры
    26 сентября стало понятно, что в силу своего географического положения – ЗКО граничит с пятью областями Российской Федерации, после объявления частичной мобилизации в России, Уральск принял на себя основную нагрузку небывалого миграционного потока. По официальным данным областного акимата только за двое суток в область заехало более 16 тысяч российских граждан. По последним данным — более 18 тысяч человек на 27 сентября.
    В понедельник мы объехали самые горячие точки города: площадь железнодорожного вокзала —  отсюда россияне разъезжались по казахстанским городам.
    И побывали в ЦОНе на ул. Жамбыла, 81/2 – там они проходили регистрацию и получали ИИН. С семьями и детьми въезжали единицы.

    Небольшой кусочек площади ждвокзала под дождик согревался запахом горячего чая. С багажника старого автомобиля две пенсионерки — Забира и Загипа, раздавали пирожки, бутерброды, воду и горячий чай. Забира  работает в железнодорожной больнице, а Загипа на ждвокзале.

    Просто взяли и приехали, как же не помочь?, — объяснили они свой порыв. Обе женщины когда-то жили в России, а потом переехали в Казахстан – на историческую родину.

    Едем до Актюбинска. Одно место 10 тысяч тенге. Нужно еще три человека…, зазывали водители такси.
    С нас просили по 7 тысяч рублей.  Один за «пятак» согласился парня посадить, — говорит 37-летний Дмитрий с Самарской области.

    Он уехал один. Семья осталась дома. Из Казахстана планирует ехать в Турцию. Совсем молодая семья рядом наливала ребенку горячий чай. Они с Московской области. Одну ночь уже переночевали – приютил кто-то. Куда дальше двигаться — не знают. Слышали, что можно переночевать в кинотеатре СитиЦентра (Универмаг). Уже на второй день после начала массовой миграции граждан России уральцы в противовес спекулянтам создали волонтерское движение, предприниматели предлагали помещения для ночлега и даже мечеть  — свои территории, где можно передохнуть с дороги.

    Миллион за такси
    Цены на жилье дорогие, конечно. Симку не знаем где купить…,   – говорит Александра, передавая пирожок своей маленькой дочке.
    Все, с кем нам удалось поговорить выехали из дома спонтанно, не задумываясь над тем, что их ждет завтра в чужой стране. Частичная мобилизация испугала людей  — они этого не скрывали, растерянность была почти у всех.
    Принесли бесплатные симки. Девушка предложила пройти в здание ждвокзала и зарегистрировать их.
     — Мы не уклонисты, нам повестки не приходили, но и воевать мы не хотим, — говорит Александр из Самарской области.

    Группа молодых людей рядом договаривается ехать до Алматы. С каждого таксисты просят по 100 тысяч тенге.
    Это недорого, это же 3 тысячи км.. В первый день одно место стоило 1 млн тенге, — сразу ответил на наше немое удивление таксист.
    Набрали две машины — 8 пассажиров.
    — На поезде не можем ехать – он пересекает территорию России, — объяснили парни.
    Страх быть задержанными или депортированными  — почти у всех.
    Подошла пара с Дагестана.
    Мы боимся последствий того, что происходит, поэтому уехали. Тут будем недели две, наверное. Едем в Алматы — там родственники. Но планируем уехать в другую страну, где еще безопаснее, – говорит девушка, но просит не называть имени и не фотографировать ее.
    … Зал кинотеатра Сити Центра был пуст. Ждали начала сеанса. Среди зрителей в фойе мужчины с рюкзаками.  Они же за столиками многочисленных кафешек. Вечером кинозал станет ночлежкой.

    25 сентября было очень много людей, больше 200, наверное, ночевало. Думаем сегодня меньше будет. После сеансов —  после 23.00, можно будет прийти переночевать и до 10 утра покинуть помещение, — сообщила нам администратор кинотеатра по имени  Курмет.

    Дежурный ЦОН
    То, что многие уехали из России надолго, говорил почти каждый.
    —  Мы повестку не получали. Уехали сразу после объявления мобилизации. Сегодня уедем из Уральска в Актобе, потом в Алматы, потом дальше… Возвращаться не будем. Для чего?, — молодые люди из Саратова – маркетологи, менеджеры, финансисты говорят с улыбкой, но не совсем уверено.

    — А патриотизм, долг?, — спрашиваем.
    —  Это политическая история, которая нас не касается. Мы не хотим отдавать свои жизни за это. У нас у всех высшее образование, все в экономику много вкладывались, налоги платили. Мы золотой резерв. Сейчас уезжают все умы. Квартиры, машины… у нас все есть. Обидно, что едем в никуда.  Условие возвращения? Окончание войны в Украине. Если будут преследовать, то не вернемся. А вернуться хочется. Мы любим свою Родину и не хотим уезжать из нее, — по очереди говорили молодые мужчины. — Мы не самым приятным путем добирались — не знаем, как и где осядем. Поэтому привезем семьи потом. Ходят слухи, что приедут сюда и будут депортировать нас.  
    Очень много хороший людей у вас. Большое спасибо за это, — добавили они.
    Зал ЦОНа был переполнен. Люди демонстрировали дисциплину и терпение. Но просили не фотографировать их, не называть имена, и даже не транслировать голоса с диктофона.

     — Грустно, что все это происходит. Я не особо верю в этой войне ни той, ни другой стороне.  Семью вывез в Мексику. Туда, наверное, и сам уеду, —  рассказал 27-летний Алексей с Московской области.
    Поддержка
    —  Мы транзитом. У вас прекрасные люди, — охотно включается в разговор группа мужчин из Самарской области, Иваново, Питера и Воронежа.

    Как относимся к тому что нас называют уклонистами и дезертирами? Воевать никто не хочет. Мы хотим спокойно жить. В мире, — говорят они.
    Мы выехали буквально через несколько часов после объявления о мобилизации. Решили не ждать. Мы не служили в армии. Семьи перевезем позже. Все зависит как будут развиваться события. Возможна смена гражданства. Границу пересекли и остальные проблемы уже не кажутся такими серьезными, — добавил рядом стоящий парень.
    — Очень большое уважение к казахстанскому народу. Не ожидали, что будет такое участие в нашей ситуации. Большое спасибо. Люди нам ничего не должны, а помогают, — искренне говорили они.

    Дмитрий и Андрей приехали как туристы и им необходимо зарегистрироваться, чтобы получить казахстанскую банковскую карту.
    — Мы туристы. Это правда. У нас отпуск, просто мы оказались здесь в неудачное время. Мы должны были лететь в Шри-Ланку, но билеты взлетели в цене, и мы стали рассматривать другие варианты. Решили улететь через Казахстан. Сейчас  должны доехать до какого-то крупного города и оттуда уже рвануть на Шри-Ланку. Теперь переживаем, что у нас там на Родине будет. Ситуация, конечно, очень страшная, неприятная. Мы не рассчитывали на такие сложности. С жильем, слава Богу, пока проблем нет, здесь есть волонтеры, которые помогают”, — говорит Дмитрий.
     В штатном режиме
    Сотрудники ЦОНа заверяют, что с работой в эти дни справляются.
    — Наплыв  огромный. Чтобы больших очередей не создавать мы разделили на две части отдел и тут обслуживаем приезжающих России, но и наших тоже. Россияне обращаются за формированием ИИН  и уведомления о регистрации временного пребывания на территории Казахстана. Проблемных ситуаций нет. Работаем в штатном режиме, — вышла в зал ЦОНа PR-менеджер филиала госкорпорации «Правительство для граждан» по ЗКО Акнур Нургалиева.

    Во вторник ситуация на пограничном переходе «Сырым» оставалась прежней.
    — Вторые сутки стою на таможне. Моя машина под номером 207. Сейчас нам раздавали воду. Ночью было холодно. Но радует, что, возможно, завтра я буду дома!, — написала вечером 27 сентября в группе WhatsApp  жительница Уральска.

     Источник: газета «Надежда».

     

     

     


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В миннауки прокомментировали ситуацию с грантами для пострадавших от паводков

    Вице-министр науки и высшего образования Дархан Ахмед-Заки заявил, что...

    Серьезные недочеты в формировании предельных цен на лекарства выявили в Казахстане

    Агентство по защите и развитию конкуренции провело анализ на...

    Рекомендуем

    В автобусах Уральска отказываются от кондукторов

    С 1 февраля общественный транспорт по некоторым направлениям будет...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл