В настоящее время наблюдается тенденция роста цен на продовольственные товары на мировом рынке. Неблагоприятные климатические условия в аграрных странах, в том числе РК, привели к снижению урожайности основных сельскохозяйственных культур. В связи с этим наблюдается рост цен, а также повышенный спрос на сельхозпродукцию со стороны соседних стран. За последние 8 месяцев цены на социально значимые продовольственные товары выросли на 9,7%. Такие данные приводили на совещании в акимате области, где разбирались как дальше жить с такими ценами.
Мирослава ШОНАЛОВА
Нарушают на каждом шагу
Совещание по вопросам регулирования цен на социально-значимые продовольственные товары, которое провел первый зам акима области Арман Утегулов, должно было определить дальнейшие шаги по их сдерживанию.
«Задача сегодняшнего совещания — это стабилизация цен на продовольственные товары производимые в нашей области. Мною было дано поручение по заключению меморандумов между товаропроизводителями и торговыми сетями по реализации продовольственных товаров товаропроизводителей нашей области в торговых сетях с минимальной наценкой — не более 15% от цен производителей», — напомнил Утегулов собравшимся — руководителям различных ведомств.
Насколько это оказалось эффективным, сообщил старший прокурор Управления по защите общественных интересов Прокуратуры ЗКО – Айбек Асылбеков отчитался на совещании о проделанной работе.
«В ходе проверки рынка «Алтын Алма» было выявлено около 30 нарушений: 15 в области пожарной безопасности, четыре в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и шесть в сфере земельного ресурса и градостроительной деятельности. Аналогичные нарушения в количестве 40 нарушений по рынку «Мирлан» и 30 нарушений выявлено в ходе проверки рынка «Ел-Ырысы». Также выявлено ряд других нарушений в сфере трудового, налогового и экологического законодательства. По всем указанным фактам уполномоченные органы внесены в акт прокурорского надзора на основании, которого принимаются соответствующие меры», — отрапортовал прокурор.
Проверки городских рынков, конечно, подтвердили и устойчивый рост розничных цен. Например, при пороговой цене на сахар — 307 тенге, предпринимателями рынка «Алтын-Алма» сахар реализовывался по цене от 600 тенге, на рынке «Мирлан» от 550 тенге, на «Ел-Ырысы» от 650 тенге. Аналогичную ситуацию прокуратура выявила по всем видам социально-значимого товара и обратила внимание на отсутствие у многих оптовиков и розничных продавцов накладных или других документов на реализуемые товары, что, в свою очередь препятствует проверке и возможности проследить обоснованность ценообразования.
«В виду непрозрачности товарооборота невозможно проследить обоснованность товарообразования», — заключил старший прокурор.
И.о. руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО Жанна Беккалиева, сообщила, что ряд предпринимателей отказались подписать трехсторонний меморандум о снижении торговой надбавки.
«Для обеспечения населения области продовольственными товарами по доступным ценам, было предложено заключение трехстороннего меморандума по реализации продовольственных товаров производителей области в торговых сетях с надбавкой не более 15% от цен производителей. То есть, со стороны торговых сетей необходимо предусмотреть прямую поставку товаров местных товаропроизводителей и рассмотреть возможность снижение торговой надбавки на 5-7%.», — уточнила Беккалиева.
По словам Жанны Беккалиевой, на сегодняшний день заключены меморандумы с торговой сетью «Лидер». Меморандум находится на рассмотрении в головных офисах торговых сетей «Анвар» и «Дина». Вместе с тем получен отказ от сети «Алтындар».
«Хочу призвать торговые сети заключить данное соглашение, проявив социальную ответственность и поддержку местных товаропроизводителей», — отметил спикер.
Представителей этих торговых сетей, правда, на совещании не оказалось и соответственно ответить на вопрос замакима, в чем причина отказа от подписания меморандума, было некому.
Неуловимые посредники
На социально значимые продовольственные товары, местными исполнительными органами на еженедельной основе проводится мониторинг цен, по итогам которого были выявлены следующие цены на овощную продукцию: высокие цены на картофель в «Алтындаре» и в «Лидере». По моркови в «Анваре» и «Лидере». По капусте цена примерно одинаковая. Такая разница предполагает, что у оптового поставщика цены в основном варьируются от 160 до 200 тенге по овощным продукциям. Поэтому по некоторым позициям имеются большие расхождения между ценами оптовых реализаторов и ценами в торговых сетях, с учетом НДС и торговой надбавки.
«Картофеля у оптовых реализаторов цена составляет 170 – 175 тенге/кг, а в торговой сети «Алтындар» данная продукция реализуется по цене 308 — 320 тенге/кг. При условиях, что картофель был приобретен по цене 170 тенге НДС (12%) будет составлять минимум 20,4 тенге и торговая надбавка (15%) 28,6 тенге, итоговая сумма будет составлять 219 тенге. Разница между ценой розничной реализации и издержек торговой сети составляет до 89 тенге. Это говорит, что между оптовым реализатором и торговой сетью присутствует посредник, который имеет маржу до 89 тенге на 1 кг продукции. При том, что данная продукция закупается в черте города Уральск и транспортные расходы минимальные», — пояснила Беккалиева.
Эта же продукция, закупленная у местных поставщиков по аналогичной цене, реализуется в других сетях значительно ниже. К примеру, торговая сеть «Анвар» реализует продукцию по 218 тенге/кг, при этом в данную сумму включаются все расходы — НДС, логистика, надбавка и др.. Торговым сетям также предложили закупать социально-значимые товары у местных товаропроизводителей и оптовых поставщиков напрямую, без посредников и организации доставки по своим сетям. Утегулов напомнил о проблеме неуплаты НДС — он уверен, что можно легко определить неплательщиков НДС.
«Посредников не видно, сколько их мы не знаем. Весь НДС и торговая надбавка до максимального 15 %. Цены у оптовых поставщиков 160-170, капуста 110-120,а в реализации они идут по цене 250 тенге. Накрутка по всем овощным продуктам 100 тенге. Каким образом это происходит и что нам надо сделать?», — поинтересовался замакима области.
Жанна Беккалиева ответила: торговые сети отказываются подписывать меморандум, потому что не покрывают своих затрат.
Директор ОЮЛ «Ассоциация Производителей ЗКО «Заман» Айгуль Туркина, в свою очередь считает, что торговые сети «Лидер», «Дина», «Анвар» — это три супермаркета которые зарегистрированы в Актобе и в Атырау, и поставка товара идет напрямую с Атырау и Актобе, поэтому такая разница в цене.
«В «Алтындар» картофель 160-170, я думаю это старая закупочная цена, не может быть такой разницы. Администраторы сказали, что на цены не влияют», — сказала Туркина.
Поставщиков ИП «Мусаева», ИП «Бактыгереева», ИП «Кайыпбергенова», ИП «Ажкеева» в зале тоже не оказалось, поэтому и это обсуждение осталось без комментариев.
«160 цена поставщика и 320 цена реализатора. Между этими цифрами большая разница, а кто имеет эту маржу, никто не знает. И потом – государство выделяет деньги, идеи, инженерные коммуникации предоставляются за счет государства. Зачем мы это делаем? Можно разбогатеть, но не таким же образом!» – возмутился Утегулов.
Айгуль Туркина предложила проводить анализ тут же, в день поступления.
«Сегодня поступил лук капуста в «Алтындар» допустим, в этот же день мониторинговая группа должна проконтролировать цены. Потому цены поставщика тоже варьируются. Мы проехались по всем четырем точкам, в составе нашей группы был представитель городского отдела предпринимательства, представитель ассоциации и депутат областного маслихата. Мы сразу начали с социально-значимых товаров. Первое что бросилось в глаза, это то, что социально-значимый товар разбросан и нет вывески говорящей, что это СЗТ. Только в одном месте, в «Лидере» яркими желтыми буквами указано, что это СЗТ. Затем, в супермаркетах есть ценники, где написано, что товар социально-значимый, но их мало(1-2 штуки). Если по дефициту сахара посмотреть, то получается, что мы сахар увидели только в Лидере 10 штук по килограмму. Далее попав в «Дину» нам администратор сказал, что в принципе сахар у нас проходит где-то по 500 кг в день. Если сказать по ценам, то в принципе они отличались не значительно. То, что цены «прыгают» на это, я думаю, влияют оптовые поступления, которые идут по разным ценам», — сказала Туркина.
А где маркировка «KZ»?
В то же время директор ОЮЛ «Ассоциация Производителей ЗКО «Заман», обратила внимание собравшихся на то, что товаров местного производства под лейблом «КЗ» очень мало.
«На листке А4 перечислен скудный список товаров местных производителей. И складывается ощущение, что мы находимся не в Казахстане», — сказала Туркина.
Директор ОЮЛ «Ассоциация по поддержке малого и среднего бизнеса «АҚ ЖОЛ» Борис Лаврентьев добавил: все меры, которые принимаются, в том числе в виде штрафов, не будут эффективны, пока бизнес не научится быть социально ответственным.
«Не только прибыль и накрутка, но и ответственность должна быть перед своим регионом. К примеру «дачники» которые торгуют овощами ягодами на рынке, так из 30-40 людей только четыре-пять человек являются дачниками на самом деле, остальные перекупщики. Дачникам, конечно, необходимо предоставлять возможность продавать товар, но перекупщики должны платить налоги в бюджет и они должны быть официально зарегистрированы!»,- говорит Лаврентьев.
Руководитель ЦОТ «Алтын Алма» Александр Елькин, следом «успокоил» — предложил не расслабляться: «Из-за того, что мы покупаем сейчас все в России, из-за курсовой разницы продукты будут расти и с этим ничего поделать нельзя. Пока мы не начнем сами все выращивать, не наладим свое собственное производство, ничего не изменится. Нам нужно создать условия для того, чтобы росло собственное производство».
Арман Утегулов возразил: производство есть, оно налажено, но крестьянские хозяйства предпочитают не хранить продукт для своего региона, а тут же его реализовывать в другие области.
«Ежегодно мы получаем около 60 тыс. тонн картофеля по отчетам. Наша потребность где-то 64 тыс. тон, но наши товаропроизводители, продают картофель с поля в соседние области и не закладывают на хранение. Может быть опять перекупщикам. Я обращаюсь к нашим товаропроизводителям уважаемым, если у вас есть овощехранилище, то надо хранить. Давайте наймем механизм, субсидируем, поддержим. Вырастить то мы выращиваем, но они уходят в Атырау, Актау», — отметил замакима.
Надбавку к пенсии «съели»
И.о. заместитель начальника управления по правовой статистике и специальному учету ЗКО Ержан Жумагулов, в свою очередь, рассказал, как проходит процедура проведения проверки ценообразования в торговых точках.
«Процедура, которой мы занимаемся довольно простая, проверка, в том числе ценообразования, как правило, начинается с поступления обращения граждан или государственных органов. Если есть какие-то материалы, они могут передаваться и процедура проведения проверки ценообразования будет возбуждена. После назначения проверки у нас происходит регистрация данных материалов и непосредственно сама проверка. Как ранее докладывали, нами было проведено уже шесть проверок точек реализации, их всего было шесть за месяц. В трех случаях нарушения подтвердились — превышение цен зафиксировано. По данным нарушениям принимаются меры. В двух случаях проверки закрылись без нарушений», — пояснил Ержан Жумагулов.
Член общественного совета Западно-Казахстанской области Данильбек Саратов, следом поставил под сомнение компетентность руководителей ответственных за ценовую политику.
«Мы не раз на общественном совете прослушивали руководителей ответственных заниматься ценовой политикой. Но они неоднократно докладывали и называли смешные цены. Я поехал после проверки в магазин и сравнил цены, то увидел большую разницу в том, что нам докладывали на общественном совете и что происходит на самом деле. Вот сейчас мне скинули цены на овощи: картофель-200 тенге, лук -260 тенге, капуста -150, морковь – 300. Все население не может поехать в «Алтынадр». В городе 300 тыс. население и пока ответственные лица не будут исполнять свою работу, цены будут расти. Бабушки собирают клубнику на своей даче, привозят на рынок, у входа стоят перекупщики и забирают у них товар. Тут тоже нет контроля, сколько можно вести борьбу с перекупщиками. Мясо 2800-3000 цена доходит, но мы же не привозим это мясо с России, с Америки не покупаем на доллары. Это же свое мясо. Вот вы говорите по субсидии, поддерживаете крестьянское хозяйство, а они продавая свое мясо и там и тут получают свои проценты. Контроля нет никакого зачем тогда государству субсидировать, ради того чтоб они обогащались или для того чтоб беспокоились за население?!»,- сказал Данильбек Саратов.
По его словам, овощеводы раньше обеспечивали весь регион морковью и картошкой, а теперь занимаются тем, что зарабатывают на людях, живущих на зарплату в 50-60 тыс. тенге, и у которых дома по несколько детей.
«Пенсия не растет, стипендии тоже. Мы говорим о строительстве нового Казахстана, но нужно каждому нести ответственность. Задуматься над тем, полезны ли мы своему обществу, а не так — если в одном месте коррупция не прошла, мы находим другую лазейку. Надо усилить спрос с тех чиновников, которые бездействуют, видя, что происходит с ценами», — заявил Саратов.
Замакима Утегулов обратился к замакиму города Асхату Кульбаеву — знают ли в горакимте, какой процент населения закупается на рынках, а какой в торговых сетях и есть ли у них такой анализ?
«Если такого анализа нет, сделайте его, — добавил замакима области, — У кого закупаются районные предприниматели? Кто эти оптовики? Если оптовая цена за овощи 160-170 тенге, а в магазинах чуть ли не в два раза она поднимается, тогда кто накручивает маржу? Вот оптовики, которые продают мясо по цене 1800-1900 тенге. Если включить накрутку 15 % , то получится 2100, так? Тогда почему мясо продают по 2800-2900? – пытался понять Утегулов, но никто на его вопрос отвечать опять не решился. – Так нельзя! У каждого человека должна быть ответственность, в сложное время нужно быть человечнее».
Следующую встречу обещали провести в РПП «Атамекен», с участием оптовиков и товаропроизводителей.
«Четырёхсторонний меморандум подписали 127 наших предприятий, что они будут поставлять свою продукцию на 15% ниже своих цен. Большие крестьянские хозяйства тоже готовы поставлять сюда товар без посредников. Нужно скорее прийти к решению проблемы и стабилизировать цены на продовольственные товары, производимые в нашей области», — подытожил замакима области.