В начале мая два старейших локомотива, преобразованные в памятники истории железнодорожников Приуралья, подверглись очередному разрушению. Хулиганы разбили стекла паровозу и тепловозу. Год назад их же хотели распилить, но вмешавшиеся общественники помешали этому. После очередного причинного памятникам урона руководство Депо обещало привести их в порядок к майским праздникам. Однако они до сих пор пребывают в непрезентабельном виде.
Ксения ГОЛОВИНА
Слетевшая и поблекшая краска, пятна ржавчины и разбитые стекла.
В таком виде сейчас находятся старейшие и редкие, по словам общественников, локомотивы.
Начальник филиала АО Уральское Эксплуатационное Локомотивное Депо Жакен Жаксылыков обещал привести их в порядок еще к майским праздникам покрасить и остеклить окна, так как данные памятники находятся на их балансе.
Но по факту обещание выполнено не было, что и возмутило общественников, собравшихся сегодня, 27 мая, у памятников локомотивам.
«Хорошо, что стекла подобрали! Это историческая память, вот тут даже стоит соответствующая плита. Нам обещали их сохранить. Здесь уже все продали-купили, но руководитель этот ваш он обещал, что здесь наведет порядок, покрасит все, потому что это история нашей области и она важна для подрастающего поколения. Мы сейчас видим, что эти два паровоза вам не нужны. Надо должное внимание на эти паровозы обратить», — возмущался заместитель председателя ассамблеи народов Казахстана по ЗКО и член Общественного совета области Данильбек Саратов.
Попытался объяснить ситуацию заместитель директора по производству локомотивного ДЕПО Бауыржан Бисалиев.
«Это не наша территория! Территория локомотивного депо там далеко. Мы поддерживаем памятники, красим и восстанавливаем. Но порядочность людей, вы видите сами, люди занимаются вандализмом. Мы все это восстанавливали, мы не знаем, кто приходит и ломает. У нас нет людей в штате, чтобы сторожить памятники. Каждую весну мы их красим. Памятники на нашем балансе», — говорит Бисалиев.
Участок, где сейчас расположены памятники действительно выкуплен под бизнес, сейчас эта территория находится в запущенном состоянии, но навести порядок именно здесь, железнодорожники уже не имеют права.
« Смотрите, какой густой лес образовался вдоль забора. Эту лесополосу дикую надо убрать или проредить, или окультурить, ведь за этой стеной люди ничего не видят и вандалы этим пользуются. Мы сейчас ставим этот вопрос перед руководством и города, что эту территорию и памятники привели в порядок, сколько может это продолжаться? Мы не можем пройти мимо, и хотим, чтобы и новый аким города обратил на это внимание! Предыдущий аким Абат Шыныбеков обещал разобраться в этом вопросе!», — негодует член Ассамблеи народов Казахстана и председатель правления ОО «Союз яицких уральских казаков» Вячеслав Солодилов.
Председатель татарского культурного центра Флюра Мерекеева считает, что это не решит проблему. Ведь приедет новый хозяин участка, на котором расположены паровоз и тепловоз, и потребует убрать с его владений ржавеющую историю. Чтобы судьба памятников была под защитой, нужны решительные меры.
«Необходимо чтобы их включили в реестр исторических памятников. Это очень редкие экземпляры, которые нет нигде в нашей стране, а есть в нашей области и в Актюбинской. Их необходимо защитить», — убеждена Мерекеева.
Фото автора