Сегодня, 7 апреля, представители 15-и компаний, обслуживающих субподрядную организацию при строительстве дороги «Казталовка – Жанибек – граница Российской Федерации», собрались возле областного акимата, с требованием добиться оплаты работ, которые они осуществляли все это время за свой счет.
Мирослава ШОНАЛОВА
Жители Казталовского, Жанибекского и Бокейординского районов ЗКО на дорогу до областного центра тратят по 12-14 часов. Главная причина – плохое состояние дорог. Добираться по которым в весенне-осеннее бездорожье становится особенно сложно. Об этом заявил сенатор Нариман Турегалиев в своем депутатском запросе на имя Премьер-Министра страны. Депутат обратил внимание на то, что Президент страны еще в 2019 году дал поручение решить данную проблему, но оно до сих пор не исполнено.
«В 2019 году была разработана проектно-сметная документация на 145 км участка «Казталовка — Жанибек — граница Российской Федерации» и 103 км автодороги «Бисен — Онеге — Сайхин», всего 248 км, определены 4 подрядчика на строительство. Стоимость проектов составила 57 млрд тенге. Сроки реализации проектов увеличены с 21 до 23 месяцев, за исключением зимних месяцев. При своевременном выделении соответствующих средств, к концу 2021 года все строительные работы должны были быть завершены. К сожалению, все пошло не так, как планировалось, за три года построено всего 55 км из 248 км дорог, и если так будет продолжаться, то на строительство этих участков уйдет не менее 4-5 лет», — сказал депутат.
По мнению сенатора, негативное влияние на несвоевременное завершение строительства дороги оказывают несколько факторов. Это отсутствие полного финансирования на каждый год, резкое удорожание строительных материалов, трудности с поставками инертных материалов, а именно острый дефицит грузовых вагонов.
Запутанную историю прояснили отчаявшиеся бизнесмены, которые собрались возле акимата Западно-Казахстанской области для того, чтобы встретиться с вице-министром индустрии и инфраструктурного развития РК Бериком Камалиевым, прибывшим в Уральск на открытие нового терминала аэропорта. Их встреча не состоялась, но причина почему дорога «Казталовка – Жанибек — граница Российской Федерации» до сих пор не построена, стала ясна.
«В 2019 — 2020 годах мы работали над участком «Казталовка – Жанибек», генеральным подрядчиком которого выступал ТОО «Теміржол жөндеу», он нанял субподрядчика «ADF Stroy+» с которым мы заключили договора на поставку ГСМ, аренды спецтехники, питания и прочих услуг. На протяжении 2020 года мы оказывали свои услуги и на начальном этапе оплата от них поступала, но в какой-то момент прекратилась. Мы остановили работу, и нам начали поступать звонки от руководства «Теміржол жөндеу», с просьбой продолжать свое дело. Таким образом, мы осенью 2020 года продолжили работу. На сегодняшний момент, в совокупности всех 15-ти компаний, их долг составляет 236 млн тенге. Лично мне должны 25 млн тенге. Я предоставлял ГСМ. С 2019 года мы не можем получить свои деньги. Неоднократно обращались в акимат области, писали письма руководству компании «ҚазАвтоЖол» и «Теміржол жөндеу», но получали в ответ только отписку: «Обращайтесь в правовом порядке в суд»», — рассказал директор ТОО «АБУ-ГРУПП» Ерлан Актау.
По словам предпринимателя, часть компаний уже обращались в суд и выиграли дело, однако взыскать с компании «ADF Stroy+» нечего. Счета у них арестованы, на балансе компании нет имущества. Все 15 компаний собрались у областного акимата с просьбой им посодействовать и взыскать долг с неплательщиков.
«Мы подрядчики 15-и разных компаний. Каждый из нас поставляли, кто солярку, кто технику, кто питанием обеспечивал. Мы проложили 4 км 800 м асфальта по дороге «Казталовка – Жанибек». С 2020 года нас начали кормить завтраками. Они нам задолжали за эти годы — 236 млн тенге. В тот момент, когда мы хотели прервать работу с «ADF Stroy+» директор компании «Теміржол жөндеу» не дал нам этого сделать, уверял что оплатит наши расходы. Я уверен, что «Теміржол жөндеу», «ҚазАвтоЖол» и «ADF Stroy+» находятся в сговоре. Если б они не были в сговоре, то давно рассчитались бы. Лично мне они должны 92 млн тенге. И у нас есть все подтверждающие документы», — возмущается директор ТОО «АРДАУЛЕТ» Болат Кайырсапа.
Заместитель акима Западно-Казахстанской области Темирхан Мендыгалиев пообещал помочь предпринимателям и организовать встречу с руководством компании «Теміржол жөндеу».
«Всем известно, что с 2019 года образовалась дебиторская и кредиторская задолженность компании «ADF Stroy+» более чем на 200 млн денег. Но компания стала не ликвидной. Она являлась субподрядной организацией, а «Теміржол жөндеу» не несет своих обязательств за своего субподрядчика. Он ему свои деньги выплатил своевременно, оплатил за поставку дорожно-строительного материала. Если мы, как акимат будем в эти дела вмешиваться, то нарушим закон. Государство не должно вмешиваться в такие вопросы, это один из коррупционных факторов. Я готов помогать, я на вашей стороне! Но поймите, проверку организовывать мы не имеем права. Мы со своей стороны поговорим с компанией «Теміржол жөндеу», если вы хотите встретиться, мы организуем вам встречу! Если они кому-то, что–то должны и у вас имеются прямые документы, акт сверки, то мы будем разбираться. А на «ADF Stroy+» подайте в суд!» – ответил заместитель акима области Темирхан Мендыгалиев.
Однако, не вполне ясно одно: почему исполнительные органы не проверяют перед заключением тендеров финансовую устойчивость организации.