В основном речь шла о новой программе политических реформ. Выступление Касым-Жомарта Токаева транслировали в прямом эфире сегодня, 16 марта, республиканские каналы. Кратко о самом главном.
Концептуальные основы новых политических реформ:
— Окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом.
— Практическая реализация формулы «Сильный президент –влиятельный парламент –подотчетное правительство».
— Логическое продолжение предыдущих 4 пакетов политических реформ, направленных на развитие концепции «Слышащего государства».
— Реформы имеют системный комплексный характер. Затрагивают практически все основные политические институты.
— Масштабность реформ предполагает внесение изменений в более 30 статей Конституции, 7 Конституционных законов и более 15 законов.
— В реформах закладываются новые морально-этические планки, как для представителей власти всех уровней, так и для общества.
— В Президентской программе учтены мнения и предложения общественных деятелей, экспертов, НПО. Проведены обсуждения с членами НСОД и в регионах. Учтены рекомендации депутатов Парламента, Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Верховного суда.
Отход от излишней концентрации президентских полномочий:
— Запрет для ближайших родственников Президента на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей квазигосударственных секторов.
— Президент обязан прекратить свое членство в политической партии на срок исполнения президентских полномочий.
— Исключение компетенции Главы государства по отмене или приостановлению актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы.
— Упразднение права Президента снимать с должности акима района, города, сельского округа.
— Сокращение президентской квоты в Сенате с 15 до 10 депутатов.
— Для назначения Президентом Председателя Конституционного суда и Председателя Высшего судебного совета требуется согласие Сената.
— Президент назначает акима области и города республиканского значения исключительно на альтернативной основе с согласия маслихата.
Президент Казахстана также рассказал об усиление Парламента, а именно произойдет сокращение президентской квоты в Сенате с 15 до 10 депутатов (из них 5 депутатов рекомендованных АНК). Передача квоты Ассамблеи народа Казахстана из Мажилиса в Сенат. Сенат не «принимает», а «одобряет/не одобряет» законопроекты, принятые Мажилисом. Сенат дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного суда, Председателя Высшего судебного совета. Мажилис будет формироваться по смешанной системе (пропорционально-мажоритарной) в соотношении 70/30, из них большая часть по партийным спискам, оставшаяся по одномандатным округам. Введение императивного мандата для депутатов, избранных по мажоритарной системе, отменяются квоты АНК в Мажилисе. Счетный комитет становится Высшей Аудиторской палатой. Председатель палаты отчитывается в Мажилисе о своей работе два раза в год.
В Казахстане упростят процедуру регистрации политических партий:
— Снижение регистрационного порога с 20 тыс. до 5тыс. членов;
-Снижение минимальной численности региональных представительств с 600 до 200 чел.;
— Сокращение минимальной численности инициативной группы граждан для создания партии с 1 тыс. до 700 чел.;
— Увеличение срока проведения учредительного съезда с 2 до 3 месяцев;
— Увеличение срока формирования филиалов с 6 месяцев до 1 года;
— Обязательный выход из партии председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Высшей Аудиторской палаты, Конституционного суда;
— Законодательный запрет акимами их заместителям занимать должности в филиалах партии.
Модернизация избирательного процесса:
— Обязательный выход из партии председателей и членов Центральной избирательной комиссии;
-Формирование территориальных избирательных комиссий на постоянной профессиональной основе;
— Законодательное регулирование деятельности наблюдателей;
— Формирование единой электронной базы избирателей;
— Поэтапное расширение форм альтернативных видов голосования;
-Установление предельных размеров пожертвований в избирательные фонды с целью недопустимости влияния отдельных лиц;
-Усиление принципа недопустимости иностранного вмешательства в избирательный процесс.
Местные исполнительные и представительные органы власти
— Введение мажоритарной системы выборов в районных и городских маслихатах и смешанной системы выборов в областных маслихатах всех уровней (пропорционально-мажоритарная -50/50).
— Введение императивного мандата.
— Введение должности Председателя маслихата.
— Президент вносит на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должность акима области для получения согласия маслихатами.
— Укрепление экономической самостоятельности органов местного самоуправления.
— Законодательный запрет акимами их заместителям занимать должности в филиалах партии.
— Ограничение на количество заместителей акимов (не больше трех, в исключительных случаях — четырех).
Совершенствование судебной и правоохранительной систем:
— Трансформация Конституционного совета в Конституционный суд.
— Регламентация статуса и гарантий деятельности Уполномоченного по правам человека в Конституции в отдельной статье (по аналогии с прокуратурой). Наделение Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный Суд.
— Придание законам о Прокуратуре, об Уполномоченном по правам человека статуса конституционных законов.
— Онлайн трансляция заседаний Высшего судебного совета. Публикация разъяснений Высшего судебного совета по итогам конкурса.
— Расширение категории дел с участием суда присяжных. (Сейчас только особо тяжкие).
— Установление исключительной подследственности дел о пытках за Генеральной прокуратурой.
— Исключение из Конституции смертной казни как вида наказания.
Защита фундаментальных прав граждан:
— Регламентация статуса и гарантий деятельности Уполномоченного по правам человека в Конституции в отдельной статье (по аналогии с прокуратурой). Наделение Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный Суд.
-Придание закону об Уполномоченном по правам человека статуса конституционного закона.
— Установление исключительной подследственности дел о пытках за Генеральной прокуратурой.
— Эффективное противодействие правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений.
Усиление роли институтов гражданского общества и СМИ:
- Создание нового института «Ұлттық Құрылтай» с участием представителей общественных советов регионов, руководителей партий, депутатов Парламента, руководства Гражданского Альянса, представителей общественности и экспертов.
2.Общественные обсуждения всех нацпроектов и стратегических документов с участием экспертов, НПО, СМИ.
- Введение обязательной публикации финансовой отчетности, состава учредителей, имущества, источников доходов и расходов всех некоммерческих организаций.
4.Разработка и принятие нового закона о СМИ. Повышение конкурентоспособности отечественных СМИ.
5.Сокращение исключительных функций НПП «Атамекен».