О проблеме дефицита кадров, об обеспеченности современным оборудованием старейшей областной многопрофильной больницы и о том, почему западноказахстанцам не стоит отправляться в ближнее и дальнее зарубежье, чтобы подлечиться или сделать операцию «Надежде» сегодня рассказывает 37-летний главврач ОМБ, детский и взрослый кардиохирург Арман Байдеуов.
Оксана НАУМОВА
— Арман Нуркайрович, сразу главный вопрос – стоит ехать за пределы области, чтобы вылечиться или сделать сложную операцию?
— Тратить деньги на дорогу, проживание, лечение или операцию… Наверное многие не в курсе, но есть возможность лечиться и дома. Нужно зарегистрироваться на портале и получить бесплатную медпомощь, так же и на платной основе. Конечно, можно получить ее в случаях срочных и экстренных. По офтальмологии, челюстно-лицевой, ЛОР-хиругии, в том числе не только для взрослых, но и для новорожденных. По этим профилям ездить куда-то в другие области или страны не нужно. Мы проводим все операции и лечение на базе областной многопрофильной больницы.
— Но по каким-то направлениям все-таки нет услуг?
— По офтальмологии есть перечень заболеваний, по которым мы не проводим лечение и операции — из-за отсутствия оборудования, но не из-за отсутствия кадров. Кадры есть — обучены и подготовлены. Есть также перечень некоторых заболевания по нейрохирургии. Например, глубинно расположенные опухоли головного мозга — такие операции выполняются только в республиканских центрах, т.к. для этого необходимо дорогостоящее оборудование. В остальном все виды операций нейрохирургического профиля нами выполняются.
— А в чем преимущество, например, нашего офтальмологического корпуса?
— Отделение офтальмологической хирургии работает больше 20 лет. Был период, когда офтальмологическая помощь развивалась в стенах частной клиники — в начале 90-х годов. Но затем, по решению областного управления здравоохранения, полностью была переведена на баланс областной клинической больницы. С этого момента начинается развитие офтальмологической помощи именно государственного уровня, а не частного сектора. Сегодня по этому профилю у нас хорошо развита стационарная помощь — плановая хирургия, экстренное оказание помощи, круглосуточный и дневной стационар, аппаратное лечение для детей, у которых есть проблемы со зрением. Также на хорошем уровне консультативно-диагностическая помощь — мы диагностируем какие-либо заболевания, связанные с органами зрения. Кабинет диагностики есть как на уровне стационара, так и на базе Диагностического корпуса (в районе ТЭЦ). Сегодня отделение возглавляет Тулеген Ищанов — главный внештатный офтальмолог нашей области. В его введении детская и взрослая офтальмология. Оперируем мы практически каждый день – это экстренные и плановые операции. Широкий спектр оперативных вмешательств у нас при глаукоме, катаракте. У офтальмологического отделения в нашей области есть прекрасные перспективы в развитии. В прошлом году мы обновили офтальмологический микроскоп. Это позволило расширить спектр оказания помощи. Планируем закупить оптический когерентный томограф — диагностический аппарат. Есть потребность в оборудовании, которое является неотъемлемой частью офтальмологической хирургии. С помощью него сможем оперировать пациентов с осложнениями — диабетические глаукомы, изменения сетчатки глаз у пациентов с сахарным диабетом и так далее. То есть сейчас мы расширяем спектр. В прошлом году, несмотря на коронавирусные ограничения, двое наших сотрудников офтальмохирургов были отправлены в Москву в Центр офтальмологической хирургии – там прошли обучение и сейчас они готовы для работы на новом оборудовании.
— Врачи ОМБ проводят лазерную коррекцию зрения?
— Мы провели анализ, который показал — отток пациентов за рубеж или в республиканские центры происходит чаще по коррекции зрения. Есть пациенты, у которых нет экстренной патологии, но им необходима плановая операция по коррекции зрения и они уезжают в республиканские центры, Самару или Саратов. Отделение больше рассчитано на лечение патологий органов зрения. Сейчас коррекцию органов зрения в приоритет мы не ставим — таких пациентов немного. Свой спектр услуг мы расширяем по оказанию именно неотложной экстренной медпомощи — повреждения органов зрения, осложнения серьезных заболеваний, врожденные патологии. Коррекцию зрения не проводим, но делаем акцент на оздоровлении.
— На каком уровне у нас медуслуги по ЛОР и челюстно-лицевой хирургии?
— ЛОР и челюстно-лицевая хирургии разделены на два самостоятельных отделения. ЧЛХ в Западном регионе – практически единственное отделение. К нам приезжают пациенты с Атырау, Актау, Актобе. В этих городах оказывается помощь в данном направление, но у наших специалистов больше опыта в неотложной медицинской помощи, в более сложных пластических операции, связанных с повреждением челюстно-лицевого скелета. ЛОР-отделение функционирует давно и занимает не последнюю позицию в республике. Наши специалисты — ЧЛХ хирурги, ЛОР, офтальмологи ежегодно посещают симпозиумы, семинары. Стараемся, чтобы наши врачи знали о новшествах в медицине, поэтому отправляем их как в ближние, так и в дальнее зарубежье на обучение.
— Отделение нейрохирургии более сложный участок ОМБ. Как тут обстоят дела?
— В этом отделении выполняются операции на позвоночно-двигательном сегменте, то есть при повреждениях позвоночника или спинного мозга, а также на головном мозге. На сегодняшний день их пациенты если и уезжают в республиканские центры или в другие государства, то на те операции, которые мы не можем делать из-за отсутствия оборудования. Мы поднимаем сейчас вопрос по закупу данного оборудования. В остальном все виды операции нейрохирургического профиля нами выполняются. К слову, это наше отделение считается третьим в республике, перед нами только Нур-Султан и Караганда. Также нейрохирургическая помощь оказывается в нашей области не только в ОМБ, но и в городской многопрофильной больнице, у которой есть ангиограф. Поэтому инсультные проблемы, связанные с головным мозгом, решают там. Можно сказать: покрытие по нашему региону в оказание медпомощи по нейрохирургии, полное.
— А отделения терапевтической линии?
— К примеру, гастроэнтерологическое отделение у нас терапевтическое — все виды помощи, лекарственные препараты есть. Оказываем высокотехнологичные медицинские услуги – это неспецифические язвенный колит и болезни Крона, такие заболевания при которых необходима биоинженерная технология, то есть дорогостоящие лекарственные препараты. По урологическому и травматологическому отделению также нет никакой необходимости уезжать куда-то за лечением или операциями, все медпомощь по этим направлениям можно получить в стенах нашей больнице.
— А в каком оборудовании сегодня нуждается областная больница?
— В каждой нашей службе есть прорывные проекты. Хотелось бы закупить новое оборудование для отделения нейрохирургии, офтальмологии, сердечно-сосудистой патологии. Также необходим ангиограф — малоинвазивный доступ к органам, чтобы сократить время восстановления и реабилитации пациентов. Есть отделения, где необходимо обновить морально устаревшее оборудование. Наша больница функционирует долго, в этом году ей исполняется 155 лет, медицина совершенствуется каждый день, однако крупное оборудование закупается у нас раз в десять лет — официально износ оборудования происходит в течение 10-11 лет. Сейчас некоторые виды техники нужно уже обновлять. Есть и то, что нужно преумножить — больница расширяется и двух-трех лапароскопических стоек уже мало. Врачи оперируют больше, население города растет, поэтому двух больниц для области недостаточно. Ежедневно в приемный покой и травмпункт обращаются порядка 200 пациентов, из которых процентов сорок мы точно госпитализируем, и среди них есть экстренные пациенты — не считая плановых, которые поступают по порталу. В отделение урологии хотелось бы обновить дистанционный литотриптер, который позволяет дробить камни без инвазивного вмешательства. Это оборудование у нас есть, но оно морально устарело.
— А сколько средств ежегодно выделяется на обновление оборудования?
— В прошлом году мы закупили оборудования более чем на 350 млн тенге из областного бюджета – шесть единиц, которое активно используем в урологическом, терапевтическом, диагностическом отделениях и операционных.
— Сегодня остро стоит проблем дефицита врачей. Каких специалистов не хватает Вам?
— Дефицит кадров всегда был, есть и будет в сфере здравоохранения. Естественно мы стараемся всеми силами этот дефицит закрыть. Есть такие профили, где проблема стоит остро и нам хотелось бы, например, увеличить количество нефрологов — он у нас один на всю область. Увеличить количество ревматологов — у нас их только два, и они работают внештатно, а хотелось бы сотрудника на полную ставку.
Всегда был дефицит реаниматологов и анестезиологов, а период пандемии четко показал, как мы сильно нуждаемся в таких специалистах. Терапевты также стали сегодня остро недостающими специалистами. Их мало выпускают медВУЗы, и огромная их часть уходит в частную медицину. У нас на всю область только один аллерголог. На этих специалистов ложится колоссальная нагрузка. Есть в планах развить аллергологическую службу, но здесь стоит вопрос не только в наличии специалистов, но и в необходимости создания мощной лаборатории. На сегодняшний день штат нашей больницы входят 954 сотрудника.
— Какие новые виды лечения сегодня практикуют врачи ОБМ?
— Идет рост болезней толстого кишечника и прямой кишки — люди ведут малоподвижный образ жизни, у многих сидячая работа, все это даёт свои печальные плоды. Заведующий отделением 10-й хирургии Сатыбалды Шукулов сейчас развивает не только колопроктологию, но и гнойную хирургию. В прошлом году мы внедрили аллотрансплантацию кожи при серьезных ожоговых повреждениях, деформации кожи или пролежнях с применением фибробластов из эмбриональных клеток кожи. Мы одними из первых в Казахстане стали использовать клетки для трансплантации кожи в своей фракции. Я не говорю, что этой проблемой в нашей стране занимаемся только мы — ею занимаются и в других регионах, но есть свои виды и подвиды, и в одном из них мы единственные в стране начали работать и развиваться.
— Какие еще заболевание пополняют ряды самых распространенных?
— Бичи 21 века — сахарный диабет, аллергии, желчнокаменная, мочекаменная болезни. Врожденная ретинопатия — тяжелое заболевание глаз у детей, также часто проявляется. Если вовремя не диагностировать это заболевание, оно может привести к полной потери зрения. Специалисты нашего офтальмологического отделения консультируют по этому вопросу, своевременно ставят вопрос о дальнейшей тактике лечения.
— Болезни также стремительно «молодеют»?
— Молодеет инфаркт миокарда, инсульт – болезни системы кровообращения. Молодеет, к сожалению, и онкология. Сейчас она выявляется у довольно молодых людей, поэтому враг в виде болезни наступает очень активно. А наша задача противостоять этому.
Фото автора и ОМБ