Наверное наш читатель удивится, если мы скажем: Спасо-Преображенское кладбище в Уральске, в народе «старое», — это уникальная историческая и архитектурная достопримечательность города, которую вполне можно сравнить с такими сооружениями, как Пер-Лашез во Франции или Хайгейтское кладбище в Лондоне. Но здесь не снимают фильмы и сюда не водят на экскурсии, хотя исторические факты свидетельствуют об уникальности этого места.
Галина САМОЙЛОВА
Сменяя поколения
Начнем с истории. Спасо-Преображенское кладбище появилось в Уральске в 1880-х годах, после консервации прежнего Пророко-Ильинского кладбища. В повседневном обиходе уральцев называли его Ильинским, а еще чаще «Ильинкой». Согласно историческим данным, это пятое или шестое по счету кладбище, появившееся в Уральске за всю историю существования города.
До этого, помимо Ильинского, существовали также Петропавловское (на месте, где сейчас стоит памятник А.С. Пушкину, стояла церковь Петра и Павла, а рядом с ней хоронили погибших казаков), Успенское (старообрядческое кладбище на Старичке свое название получило от Успенской церкви, которая была взорвана в годы борьбы с религией) и другие. Сохранились исторические сведения, что первое в Уральске кладбище располагалось на берегу Урала по Бухарской стороне — его уничтожило бурное половодье.
По словам известного уральского краеведа, писателя и историка Владимира Кутищева, город разрастался по берегу, следовательно, местоположение городского кладбища постоянно менялось. Оно располагалось за крепостным валом, а когда переносились границы города, соответственно, переносилось и место захоронений.
О самом Ильинском кладбище сохранилось немало интересных исторических фактов. К примеру, известно, что оно занимало территорию на расстоянии, примерно, как от СОШ №3 до завода «Зенит», что там был захоронен знаменитый уральский писатель и исследователь Иоасаф Игнатьевич Железнов. Примечателен и тот факт, что Пророко-Ильинская церковь, по которой получило свое название кладбище, была возведена на уже законсервированных захоронениях, хотя обычно происходило наоборот – сначала строилась церковь или часовня, а затем рядом разрасталось кладбище.
«Земля под Ильинское кладбище была выделена в 1830-1831 году, когда в Уральске началась эпидемия холеры. Возле Успенской церкви кладбище было переполнено, и было решено выделить место за пределами города, на пустыре. Очевидцы тех событий вспоминают, что по Большой Михайловской улице возы с трупами умерших от болезни шли непрерывно. Вообще, эпидемии посещали Уральск периодичностью раз в 3-5 лет – холера, дизентерия, чума и др.. Сказывались, в первую очередь, отсутствие медицины, санитарных норм. Поэтому Ильинское кладбище заполнилось быстро, примерно лет за 50», – говорит Кутищев.
Кстати, Ильинская церковь, построенная на этом кладбище, – единственное из уничтоженных в Уральске православных архитектурных сооружений, чье изображение не сохранилось до наших дней. Но краеведы считают, что, поскольку Пророко-Ильинская церковь строилась по типовому проекту, то, скорее всего, она идентична Спасо-Преображенской церкви.
Нужна помощь властей
Старое кладбище считалось действующим до начала 80-х годов прошлого ХХ века. Самые древние могилы расположены ровными рядами. Более поздние захоронения – хаотично. Это объясняется тем, что пик захоронений пришелся на 60-80-е годы ХХ столетия, отсюда и хаотичное расположение могил. Есть здесь и семейные захоронения.
Сегодня в Спасо-Преображенская церкви совершаются богослужения, люди, посещающие могилы своих близких, могут зайти сюда, помолиться и заказать требы.
«Спасо-Преображенскую церковь изначально строили как часовню, – рассказал Владимир Кутищев. – Но город рос, прихожан становилось больше, соответственно, церковь тоже нуждалась в расширении. Таким образом, под фундаментом церкви оказались некоторые могилы, в том числе и членов старинной уральской семьи – купцов Рахмановых. Сейчас памятники их стоят за церковными стенами. А внутри церкви, с правой стороны, можно увидеть таблички, повествующие о том, что здесь покоится прах семьи Рахмановых».
Еще недавно кладбище находилось в запущенном состоянии. Хаотичное расположение могил дополняли разросшиеся деревья и кустарники и сухостой. Довершало картину запустения плачевное состояние братского захоронения, где сорная трава пробивалась сквозь плиты, уложенные вокруг монумента воинам, павшим в Великой Отечественной войне.
В 2015 году старое кладбище передали в доверительное управление общественной организации «Союз Яицких (Уральских) казаков» под руководством известного в Уральске общественного деятеля, члена Ассамблеи народа Казахстана Вячеслава Солодилова.
Вячеслав Юрьевич близко к сердцу принимает состояние старого кладбища. Не удивительно, что вскоре началась активная работа по его санитарной очистке и благоустройству. На кладбище систематически проводят субботники, срезается сухостой, убирается опавшая листва и мусор, который оставляют после себя посетители.
«В этом году благоустроили кладбище со стороны улицы им. Сдыкова, — там протяженность один километр с небольшим. Вычистили полностью пространство вдоль забора и там теперь можно пройти. Также огородили территорию кладбища со стороны телецентра — поставили новый забор. Установили 18 ворот и калиток по периметру кладбища. Но в единичных случаях, когда устанавливают памятники или производят работы по благоустройству захоронений, естественно, люди просят, и мы эти ворота и калитки открываем, чтобы людям не идти через все кладбище с центрального входа», – рассказывает Вячеслав Солодилов.
К сожалению, буквально на днях несколько профлистов, из новой ограды кладбища, оказались непоправимо повреждены, их необходимо будет заменить. Но виновных нельзя установить — на этом участке нет камер видеонаблюдения.
«Видеонаблюдение и освещение здесь необходимы, чтобы защитить святое место от вандалов. Пока не будет принято мер по охране кладбища, мы будем сталкиваться с актами вандализма. Очень надеемся, что местные власти пойдут нам навстречу в этом деле», – говорит он.
«Не по-человечески это…»
Представители «Союза Яицких (Уральских) казаков» не только занимаются благоустройством и очисткой старого кладбища от мусора, но и проводят профилактическую работу с жителями города — чтобы не оставляли на кладбище отходы и обветшавшую ритуальную атрибутику. Такие обращения размещены по всему периметру кладбища на внутренней стороне ограды.
«Есть сознательные люди, которые внимают призыву. Но есть и такие, кто продолжает превращать кладбище в мусорную свалку. А это и не по-человечески, не по-православному. Мы ставим цель достучаться до каждого. Соблюдать порядок в святом месте – нравственная необходимость и обязанность каждого культурного и думающего человека. Поэтому мы просим всех, кто приходит облагораживать места захоронения своих усопших, убирать за собой мусор и выносить его за территорию кладбища, в мусорные баки», — продолжает Солодилов.
Активисты объединения взяли на себя труд и по уборке сухостоя на территории кладбища. Заметим, это нелегко — нужно оборудование и соответствующая техника, тем не менее подвижки в этом деле есть. Площадь кладбища, как отметил председатель «Союза Яицких (Уральских) казаков» составляет порядка 15 гектаров. В этом году, в честь Дня Победы на старом кладбище были посажены молодые сосны. Участие в высадке саженцев приняли представители акимата области, областной Ассамблеи народа Казахстана, ветераны войны в Афганистане.
Мероприятие состоялось благодаря спонсорской помощи. За саженцами затем обеспечили уход, полив — прошлое лето выдалось аномально жарким.
«Посмотрим, как сосны будут чувствовать себя на следующий год, и в высадку хвойных саженцев продолжим, – говорит Вячеслав Юрьевич. – Это работа не одного года. 15 гектаров – большая территория. Зато через десяток-другой лет в центре города будет настоящий сосновый бор! А это очень благоприятно для нашей экологии, для жителей, которые будут дышать свежим воздухом».
Незабвенные имена
По разным данным, на старом кладбище насчитывается свыше 100 тысяч захоронений. Здесь нашли последнее пристанище многие именитые и значимые люди города, купцы, меценаты, попечители строительства храмов и больниц, писатели, поэты. Побродив среди надгробий старого кладбища, можно встретить немало старинных фамилий, здесь лежат представители многих именитых и славных семей Уральска.
Помимо уже упомянутой выше купеческой семьи Рахмановых, на Спасо-Преображенском кладбище нашел свой последний приют знаменитый купец Александр Карев — создатель Доходного дома, который не только является одним из красивейших исторических зданий города, но и источником многих легенд и былей. Памятник на могиле Карева до сих пор выглядит, как новый, и даже украшен искусственными цветами – дань уважения и памяти от посетителей.
Недалеко от него упокоился другой выдающийся уралец – генерал-лейтенант Лонгин Лукьянович Аничхин. Члены этой фамилии всю жизнь посвящали военной службе на благо Отечества. Генерал Аничхин служил в Петербурге в лейб-гвардии при императоре, не раз получал награды за отличную стрельбу. Имел шикарный, по тем меркам, дом в Уральске – сейчас это кинотеатр им. Гагарина. Его сын Владимир был расстрелян большевиками во время Гражданской войны, а из внуков выжил только один – Глеб. Он жил в Москве, воевал на полях Великой Отечественной войны. Сейчас в Москве проживают и другие потомки уральца Аничхина.
«Сейчас мы ведем работу по созданию учетного реестра захоронений, чтобы людям было легче находить своих близких на старом кладбище. Здесь покоятся многие уральцы, внесшие существенный вклад в развитие города, его историю и культуру, – говорит Вячеслав Солодилов. – Уже нашли, где похоронен Нестор Малеча, автор знаменитого четырехтомного «Словаря говора уральских (яицких) казаков». Нашли могилы и других наших деятелей. Кого не нашли, найдем обязательно, работа продолжается».
«Старое» кладбище стало местом последнего упокоения таких выдающихся деятелей культуры родного края, как Борис Пышкин, Николай Чесноков, Татьяна Азовская, белорусский детский писатель Плавник, и многих других. Здесь также были перезахоронены останки жертв Гражданской войны, которые в 2018 году нашел уральский ученый, профессор Мурат Сдыков.
Этот знак доброй воли говорит о том, что Гражданская война стала трагедией для нашего народа, где не было победивших. В Советское время, как говорят краеведы, многие каменные памятники с захоронений Спасо-Преображенского кладбища разбивались и вывозились из Уральска. Этот камень использовали при строительстве моста через Волгу в городе Энгельс – около Саратова. Поэтому установить, кто похоронен на том или ином месте, особенно если это захоронение старинное, задача трудновыполнимая.
Краеведческие сведения рассказывают нам и об уникальности постройки Спасо-Преображенской церкви на кладбище. Строений такой архитектуры за всю историю церковного православного зодчества сохранилось всего три. Одно находится в России, второе– в Японии, третье – в Уральске.
Ведут активисты и работу по благоустройству братского захоронения — на его территории выпалывается сорняк, ведётся очистка от мусора. В мемориальном комплексе на Спасо-Преображенском кладбище покоится прах защитников Сталинграда, умерших в госпиталях нашего города. В мемориальном комплексе увековечены 132 фамилии, а в целом это место стало последним пристанищем для более чем тысячи солдат. Поэтому, как говорит Вячеслав Солодилов, облагородить это братское захоронение – дело особой чести.
«Хотелось бы, чтобы местные власти оказали содействие и в установлении освещения и видеонаблюдения на территории мемориального комплекса», – надеется он.
Явление старца Даниила
В работе общественного объединения не обошлось без мистики – а мистическим началом, как известно, пропитана церковная атмосфера. Вячеслав Солодилов рассказывает: с той поры, когда представители «Союза Яицких (Уральских) казаков» взялись за благоустройство старого кладбища, начали происходить чудеса, которые в самые тяжелые минуты укрепляли людей в том, что их труд не напрасен и просвет в их деле обязательно будет.
Например, одному из неравнодушных уральцев, участвующих в благоустройстве кладбища было видение Оптинского старца Даниила (Фомина). Из Оптиной пустыни он был сослан в Уральск в годы войны и служил в нашей Спасо-Преображенской церкви четыре года. Но не суждено ему было спокойно дожить свой век в Уральске, проводя дни в молитвах Богу.
По злому навету старца сослали сначала в с. Джамбейта (ныне село Жымпиты Сырымского района), а затем и в Кызылорду. В 1952 году старец отошел ко Господу, а похоронили его в Оренбургской области. Во сне старец Даниил сказал одному из людей, которые занимаются благоустройством кладбища, о том, что стена, которая ограждает старое кладбище – стена плача. Уральск — старинный город, история которого хранит много страшных, кровопролитных событий, многие страдали и подвергались здесь испытаниям за веру. В городе проживало много молитвенников и подвижников, поэтому город он назвал святым. А у каждого святого города своя стена плача.
Старец, якобы, предрек — от этой стены будут исцеляться больные и страждущие люди, они будут приезжать и с других городов. Также старец указал места на кладбище, которые нельзя трогать – там покоятся останки умерших от холеры (эпидемия холеры в 30-х годах 19 века – реальный исторический факт, умерших было так много, что действующее в то время Ильинское кладбище не справлялось с потоком захоронений). Кроме этого иеромонах Даниил сказал, что покажет места, где покоятся святые старцы.
После необычного сновидения человек обратился за советом к священнику. Выслушав его, святой отец поехал на старое кладбище совершить молебен. Но и тут не обошлось без мистики. Пока ехали, начался сильный ливень, но как только люди оказались на месте, непогода улеглась и ничто не мешало совершить богослужение. Как только молитвы закончились, и делегация расселась по своим автомашинам, дождь хлынул с новой силой.
«Думаю, старец Даниил Оптинский тому человеку явился не просто так, а чтобы укрепить веру, дать нам почувствовать, что дело небезнадежно, – уверен Вячеслав Солодилов. – Никто не может знать Божий промысел, но у меня нет сомнений в реальности этого факта. Поэтому наши работы по благоустройству кладбища будем продолжать. У нас много хороших планов. Спасо-Преображенское кладбище – единственное из существовавших в Уральске в прежние годы, которое сохранилось до наших дней. Оно имеет не только мемориальное, но и культурное, историческое значение. Само название «Спасо-Преображенское» говорит о том, что эту землю необходимо спасти и преобразить, сохранить память и святыни, которые помогут нашим потомкам помнить историю своей родной земли и с уважением относиться к тем событиям, которые происходили здесь. Поэтому в наших интересах сохранить его и способствовать благоустройству этого сакрального места».
«Мы ставим цель достучаться до каждого. Соблюдать порядок в святом месте – нравственная необходимость и обязанность каждого культурного и думающего человека»