Чиновников ЗКО могут привлечь к ответственности за плачевное состояние дорог и большое число ДТП, в которых погибли или пострадали люди. Об этом говорилось на заседании коллегии в прокуратуре Западно-Казахстанской области 23 сентября.
Ксения ГОЛОВИНА
На заседании рассмотрели результаты состояния законности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Прокурор области Жандос Умиралиев признал: высокий уровень аварийности на дорогах –одна из серьезных социальных и экономических проблем области.
«Это следствие многолетнего недостаточного финансирования текущего содержания дорого: лишь 22-46% от утвержденных нормативов. Например, на текущий ремонт и содержание автодорог областного значения (протяженность 1620 км) в 2021 году вместо положенных 3,5 млрд тенге, выделено 800 млн тенге. На содержание автодорог республиканского значения (протяженность 1414 км) выделено 1,306 млрд тенге от положенных 2,8 млрд тенге. В Западно-Казахстанской области 70% дорог требуют ремонта — это результат ежегодного недофинансирования. Наша область, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, имеет самое низкое качество дорог в республике. Что приводит к трагическим последствиям. Практически на всех автодорогах есть участки в стадии полного разрушения. Их протяженность более 800 км. На дорогах недостает более 400 дорожных знаков, около 1,5 тыс. направляющих устройств и 500 км разметки, предназначенных для предотвращения съездов с дороги. Большинство дорожных знаков изношены и не отвечают стандартам. …Дорожным ведомствам выдаются предписания, руководители привлекаются к административной ответственности. Но этого недостаточно. Последние, как правило, ссылаются на недостаточное финансирование и нехватку техники. Если рассматривать вопрос в правовой плоскости, все эти недостатки означают несоблюдение нормативов, то есть это прямое нарушение закона. Поэтому нами внесены представления об устранении нарушений законности в акимат и ДВД области», — заявил прокурор Западно-Казахстанской области Жандос Умиралиев.
Он также отметил, что в городе постоянно срываются сроки дорожных работ. Погода позволяет приступить к делу весной, в апреле, а начинают их в июне. Еще одной причиной ДТП, стали животные. На протяжении длительного времени не находит своего разрешения проблема наезда транспортных средств на оставленных без присмотра животных.
«Работа местных исполнительных, уполномоченных органов, и полиции не эффективна, — критикует прокурор области. — Владельцы домашних животных требования законодательства не выполняют. 17 мая этого года на 75 км автодороги «Уральск-Атырау» автомашиной марки «Лада 2112» совершен наезд на 2-х лошадей. В результате три человека погибли, двое ранены. Эти животные не идентифицированы и не внесены в базу ИСЖ (идентификация сельскохозяйственных животных)».
Более 90% ДТП происходит по вине самих водителей, которые зачастую умышленно нарушают ПДД. Это относится и к организациям, которые занимаются перевозкой пассажиров.
«Безответственность и небрежность водителей, их лихачество. Тому подтверждение не только официальная статистика, но и мнение населения. Есть факты выпуска на линию технически неисправного транспорта. Только в текущем году, к административной ответственности привлечено 15 должностных лиц (по три руководителя в ТОО «Батыс Дилижанс», ТОО «ОралАвтотранс» и ТОО «Алый парус», по два в ТОО «Уралтехсервис», ТОО «ЗапКаз автобусный парк» и ТОО «Акжол Авто)», — перечислил Умиралиев.
Завершая доклад прокурор напомнил: на аварийность серьезно влияет и деятельность нелегальных перевозчиков.
В коллегии приняли участие руководители государственных и правоохранительных органов, общественных объединений и дорожных ведомств.
По количеству смертей на дорогах на 100 тысяч населения, ЗКО занимает 5-е место по Казахстану, опережая в антирейтинге крупные регионы и мегаполисы.
Только за последние два ковидных года в области произошло 500 ДТП, в которых погибли 143 человека, в том числе 37 женщин и 6 детей. 19 человек получили травмы, из них женщины – 292, дети — 91.