В Уральске продолжают наполняться, так называемые, дачные микрорайоны. В поисках лучшей жизни и работы в город едут сельчане – с семьями, с детьми. Недорогие дачные домики и городская прописка придает процессу миграции еще больший импульс, а городским властям еще больше головной боли. На дачных массивах отсутствует инфраструктура, дороги, нет школьных автобусов для детей… Как решаются эти и многие другие проблемы жителей дачных массивов и самих дачников, мы попросили рассказать председателя Уральского городского общественного объединения садоводов Андрея ЗАОЗЕРОВА.
— Андрей Николаевич, как выживают люди, которые находятся на своих дачных участках круглый год?
— Я называю их «новыми дачниками». Кто-то построил там жилье и живет постоянно. Сначала все складывается удачно: недорогой по стоимости участок земли, при строительстве не нужны какие-либо разрешения. Построили, казалось, можно и вздохнуть свободно, но тут люди начинают видеть и проблемы. Это отсутствие дорог, проблема с вывозом мусора, с электроснабжением и т. д. . Для этой категории новых горожан комуслуги предоставляются на условиях, отличающихся от тех, на которых их получают жители, например, уральских многоэтажек. Для дачников эти блага цивилизации обходятся дороже.
— Начнем с дорог, точнее с их отсутствия. Зимой при большом снегопаде с дач не выбраться, а весной и осенью – распутица и грязь. Какие у дачников перспективы?
— Да, после зимы, дороги превращаются просто в месиво. Потому что все пути к садоводческим товариществам проложены вдоль дамбовых укреплений. Это насыпь, где осенью или весной, после таяния снега, образуются глубокие колеи. Ежегодно их нужно грейдировать. Прежде всего, эта работа проводится по маршрутам дачных автобусов. В этом нам помогает городской отдел ЖКХ. Мы со своей стороны, конечно, максимально готовы к сотрудничеству с ними — лично участвуем в обследовании и прокладывании маршрутов. Ездим, показываем, где вести расчистку. Этой весной мы полностью отработали этот вопрос. Что касается строительства дорог, то это, понятно, большая мечта всех дачников. Проблему эту мы постоянно озвучиваем на встречах в акимате. Тут нужны большие деньги и это вопрос в процессе рассмотрения.
— На месте дач сейчас «выросли» целые жилые микрорайоны. Понятно, что земельные участки используются там не по назначению. Занимаются ли эти «новые дачники» дачным делом?
— Например, в садоводческом товариществе «Зачаганск» насчитывается 1600 домов, в которых люди живут круглый год. Это уже, в общем-то, и не дачи. Это, по сути, мини-поселок с мусорными свалками и детскими самодельными площадками. В таком же формате «разрастаются» и другие дачные массивы. Возводя дома, люди вырубают деревья и практически не занимаются садоводством и огородами. Нам приходится проводить разъяснительную работу, убеждать людей сажать саженцы плодоягодных деревьев. Нас понимают и начинают сажать — единицы. Между тем, законом предусмотрено, что «дачные участки – для садоводства». Есть даже организация, которая контролирует целевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Собственники земельных участков должны помнить об этом.
— Разве не выгодно иметь свои овощи и фрукты?
— Времена изменились. Дума, многие считают, что проще и дешевле купить свежие огурцы и помидоры. Для тех, кто стремится попасть в город, на повестке дня в первую очередь стоит жилищный вопрос.
— Значит, процесс урбанизации не остановить и рост таких дачных массивов продолжится. Но ведь эти жители должны быть обеспечены коммунальными услугами, электроэнергией, газом и т. п. . Почему, например, тариф на электроэнергию для дачников выше, чем для жителей центра Уральска?
— Электроэнергию в дачные массивы поставляют на трансформатор — это общий прибор учета, по показаниям которого и производится оплата. При этом у каждого дачника есть индивидуальный прибор учета электроэнергии, но он больше для внутреннего пользования. Фактическая оплата производится именно по показаниям общего счетчика. Причем, независимо от того, много потребитель потратил киловатт-часов или мало. А может и вовсе не пользовался электроэнергией, но все равно должен платить. В случае большой задолженности предприятие – услугодатель может прекратить поставку электричества, но тогда пострадают те, кто аккуратно платил. Это одна несправедливость. Дальше – сам тариф на электроэнергию выше, чем для остальной категории потребителей. А высокий он потому, что в него заложены потери на трансформаторе, на линиях электропередач. В каком-то садоводческом товариществе эти линии могут быть длиннее, в каком-то короче, где- то эти линии очень изношены, отчего и потери большие.
С учетом всех этих обстоятельств отпускной тариф на электроэнергию во всех садоводческих товариществах разный. Но принцип один: дачники несут расходы за все эти потери. Закономерен вопрос: почему жители уральских многоэтажек платят за электроэнергию по показаниям своих индивидуальных счетчиков и по более низкому тарифу, в котором не заложены затраты за внутридомовые потери и такие же потери на линиях, а для дачников – другая тарифная политика? Нам объясняют: «таковы внутренние правила пользования электрической энергией внутри садоводческого товарищества».
Мы не раз ставили этот вопрос перед городскими властями, но пока в этом плане без перемен. С учетом последнего повышения отпускной тариф на электроэнергию для дачников составляет 17 тенге с лишним. Дальше в каждом садоводческом товариществе свои расценки — все зависит, как я сказал, от трансформатора, протяженности и состояния электролиний в том или ином дачном массиве. По этому показателю мы практически приравниваемся к юридическим лицам, для которых тариф составляет 26 тенге.
Когда я сам задался этим вопросом, меня «отослали» к приказу министра энергетики РК, согласно которому «владельцы территорий земель сельхозназначения могут пользоваться электроэнергией только коллективно». В связи с этим договор на поставку электроэнергии АО «ЗапКаз РЭК» заключает не индивидуально с каждым дачником, а с целым садоводческим товариществом в лице его председателя.
— А кто занимается содержанием трансформаторов?
— Содержание трансформатора тоже на плечах дачников. Так как среди них нет профессиональных электриков, приходится нанимать специалистов, которым нужно оплачивать эту работу. Эти затраты заложены в ежемесячные членские взносы, обязательные для каждого дачника. В вопросе электроснабжения есть еще один нюанс. В построенных домах система отопления «завязана» на электроэнергии — в современных конструкциях газового оборудования применяется уже не железо, а металопластик. Поэтому периодические перебои с поставкой электроэнергии, которые происходят из-за перегрузки линий и их ветхости, автоматически приводят к отключению отопления. Мы ставим этот вопрос перед предприятием-услугодателем и городским акиматом. С нами соглашаются — это серьезная проблема. Ее намечено решать в рамках государственных программ развития и реконструкции электросетей. Остается ждать, когда они реально заработают.
— Вывоз мусора – такая же масштабная проблема?
— По закону договор на вывоз мусора ТОО « Жайык Таза кала» должно заключать с председателями садоводческих товариществ. Но ТОО не торопится этого делать, поскольку не получает оплату за свою работу. Почему не получает оплату? Люди не платят членские взносы — отказываются платить. Никто не захочет заключать договора с теми, кто не платит. Поэтому на сегодняшний день из имеющихся 160-ти садоводческих обществ в ЗКО только с шестью из них заключены договора на вывоз мусора. В этих условиях мы настаиваем на том, чтобы коммунальное предприятие заключало договора не с председателем того или иного садоводческого товарищества, а с каждым его членом, потребителем отдельно. Тогда бы каждый владелец приусадебного участка был ответственен за порядок на своей территории.
— А еще многие дачники не довольны работой председателей своих садоводческих товариществ…
— Да, есть такие моменты. В 2020 году был случай, когда члены садового товарищества «Зачаганск» жаловались на своего председателя, и пришлось проверять его работу. В итоге никаких нарушений в его деятельности выявлено не было. Напротив, мы убедились, какой большой объем работы там проводится: стабильно подается электричество, есть газ, вода, установлены мусорные контейнеры, в том числе за счет самого товарищества, есть даже детские площадки! Вывод: это не председатель «плохой», а та система координат, в которую поставлены дачники «хромает». Для них все обходится дороже, оттого и недовольны.
— Какие траты еще заложены в членские взносы садоводческих товариществ?
— Помимо содержания трансформатора, оплаты за вывоз мусора, туда заложены траты на поливную систему, без чего дачи не могут обойтись, расчистку дорог в зимнее время, содержание казначеев, которые собирают оплату и ведут бухгалтерию. По сути, членские взносы стали для дачников тяжелым бременем. Изначально они не предполагали, что столкнуться с такими тратами и проблемами.
— А по какому принципу производится газоснабжение дачных массивов, здесь тоже действует правило общего договора?
— Нет, снабжение газом производится по индивидуальным договорам.
— Почему же тогда газифицированы не все дома в садоводческих товариществах?
— Не газифицирована почти половина дачных массивов. Причина в том, что ко многим из них не определены подъездные пути. Зимой найти и расчистить дороги от снега не может даже ДЭП. А там, где нет дорог, сложно говорить о каком-либо развитии территорий. Еще одна причина — отсутствие техпаспорта, без чего газовики не дают свое «добро» на установку индивидуальных приборов учета. Техпаспорт, в свою очередь, как и все остальные документы на дачные участки, сейчас невозможно получить из-за действующего моратория на все процедуры оформления земель сельхозназначения.
— Получается туго закрученный клубок проблем. Городские власти помогают его «распутать»?
— К такому «тугому узлу» привели стремительные застройки — когда дачники стали и не совсем дачниками, а постоянными жителями на своих земельных участках. К такому наплыву горожан оказалась не готова ни инженерная инфраструктура, ни коммунальные службы. Многие проблемы невозможно решить из-за отсутствия в Казахстане законодательной базы по садоводству. В Уральском городском обществе садоводов есть определенные наработки и если бы на правительственном уровне прислушались к нашим предложениям, какие-то шаги в раскручивании этого клубка проблем были бы сделаны. Мы работаем в тесном контакте с городским акиматом. Руководство города помогает в прокладке и определении подъездных путей, установке мусорных контейнеров, детских площадок. Но развитие территорий, где живут сотни людей, конечно, требует комплексного подхода, принятия мер на законодательном уровне.