В комментариях СМИ, да и в частных разговорах, нередко можно прочитать и услышать о том, что сотрудники коммунальных предприятий-монополистов получают баснословные зарплаты, а руководство разъезжает только на дорогих автомобилях премиум класса. Например, что ТОО «Батыс Энергоресурсы» повышает тарифы, исходя из сугубо личных интересов, а статьи расходов предприятия сильно раздуты. На прошедших в августе общественных слушаниях по вопросу повышения тарифа электроэнергии, уральцы попросили руководство ТОО «БатысЭнергоРесурсы» развеять их сомнения и раскрыть информацию по всем затратам. Речь идет о снабженческой надбавке, о суммах, которые необходимы для осуществления деятельности компании.
Про зарплаты сотрудникам, дорогие автомобили и о том, куда энергоснабжающая компания тратит деньги, «Надежде» рассказал новый генеральный директор ТОО «БатысЭнергоРесурсы» («БЭР») Роман ОСМАНОВ.
Алексей ГРАЧЕВ
Куда «БЭР» тратит деньги?
— Роман Энварович, сегодня, в связи с пандемией коронавируса, роста уровня безработицы, тема повышения тарифов обсуждается достаточно горячо и требует серьезного обоснования. В чем причина последнего, сентябрьского повышения тарифа на электроэнергию?
— Действующий тариф энергоснабжающей организации, гарантирующего поставщика электрической энергии ТОО «БЭР» состоит из четырх элементов. Мы подготовили таблицу, где наглядно все показали (см. таблицу №1 – ред.).
Рост тарифа был вызван тем, что с 1 июля 2020 года Министерство энергетики РК утвердило новые тарифы для электростанций, и четыре станции, поставляющие для потребителей области 56% всей необходимой электроэнергии, увеличили тариф на производимую электроэнергию. Обо всем этом мы подробно рассказывали на общественных слушаниях. Прошу обратить внимание на то, что все суммы, тарифы и затраты подтверждаются документально, на каждый полученный и выплаченный тенге, БЭР предоставляет пакет документов, которые в последующем проверяются департаментом Комитета по регулированию естественных монополий.
— Исходя из цифр таблицы, следует что 97% затрат – это покупка, транспортировка электроэнергии, а также рынок мощности. Все эти услуги и их тарифы также регулируются уполномоченными органами? Это те средства, которые Вы направляете непосредственным поставщикам, станциям-производителям электроэнергии и РЭК?
— Да, 97% или 18,94 тенге/кВтч — это те средства, за которые мы купили у поставщиков по их тарифам электрическую энергию и, соответственно, собрав оплату электроэнергии от покупателей, рассчитываемся с поставщиками.
— А что входит в оставшиеся 3%? Сколько это в денежном выражении и куда, на что эти деньги тратит БЭР?
— 3% в утверждённом тарифе «БЭР» или 0,68 тенге, составляет снабженческая надбавка. Это те средства, которые необходимы для организации работы предприятия (см. таблицу №2 – ред.).
Снабженческая надбавка, также как и остальные статьи расходов, полностью утверждаются департаментом Комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) и, согласно правилам тарифообразования, ее уровень может быть пересмотрен раз в год и не более чем на процент инфляции по Казахстану.
Для примера, последний раз снабженческая надбавка повышалась в декабре 2019 года. Соответственно, при увеличении тарифа в сентябре 2020 года, уровень снабженческой надбавки остался прежним, и не повышался.
Развеем мифы
— Сколько зарабатывают Ваши сотрудники? Многие полагают — в «БЭР» очень хорошие заработки.
— Средняя зарплата наших сотрудников 77 тысяч тенге, и является одной из самых низких в отрасли. Понятно, что в целом этот уровень утверждаемых расходов по оплате труда неприемлемо низкий. Штатная численность «БЭР» — 194 сотрудника, при норме 280 человек.
— Получается, только раз в год зарплата сотрудников может вырасти всего на 5 — 5,5%?
— Да. Правильная формулировка — «может». А может и не вырасти. В истории компании есть случаи, когда надбавку не повышали несколько лет подряд. Также нужно учесть, что 5% это рост всей снабженческой надбавки, в которой оплата труда составляет лишь 46%. Чтобы при росте в 5% в год, средняя зарплата в БЭР достигла нынешней среднестатистической зарплаты по ЗКО – а это 153 тысячи тенге, потребуется 14 лет.
Следующая статья расхода, которую также можно отнести к расходам по оплате труда, это наши внештатные сотрудники — сборщики. Их доходы напрямую зависят от сумм денежных средств, которые они собирают. Помимо города «БЭР» обслуживает потребителей в 12 районах области – это 16 районных групп энергоснабжения. Некоторые сельские округа находятся вдали от районного центра — от 1 км до 200 км. Учитывая состояние сельских дорог, невозможно осуществлять сбор денег ежемесячно четырьмя сотрудниками районной группы, чем и обусловлен прием на работу сборщиков по сельским округам.
По 16 районным группам по договору оказания возмездных услуг работают 226 сборщиков в 144 сельских округах — это 366 поселков и сёл. Работа сборщиков включает в себя сбор денежных средств за потребленную электроэнергию, доставку счет — извещений каждому потребителю, счетов — фактур юридическим лицам и предупреждений должникам.
— Практически в каждом сельском округе есть потребители, проживающие на животноводческих — чабанских точках. Как туда добираетесь?
— Если говорить точно — это 535 точек по 16 РГЭ, где сборщиками ежемесячно производится сбор денежных средств и разноска счетов. Конечно, проблематично зимой или в осенне-весеннюю распутицу добираться до этих потребителей, не только из райцентра, но и из близлежащего сельского округа. Например, Бокейординский район – село Саралжын находится в 226 км от райцентра, Тайпакская РГЭ – по обе стороны Урала, Зеленовская РГЭ — на противоположных от Уральска территориях, Сырымская РГЭ — энергоснабжение п. Жарсай Актюбинской области. В среднем доход одного внештатного сотрудника составляет 21 тысяча тенге. Далее, расходы по аренде – а это 16 касс, расчетно-кассовый центр и офис компании на территории Уральска, и 16 отделений в районных группах электроснабжения в области.
Следующая статья расходов — услуги банка. Всем понятно, что банки берут проценты за прием платежей и за обслуживание, также оплачивается инкассация наличных денег и их пересчет. При этом затраты по услугам банка можно уменьшить, если потребители перейдут на безналичный расчет или оплату посредством терминалов, интернет-банкинга и т.д.
Услуги по поддержке программного обеспечения. Это наш биллинг, та программа, которая позволяет обрабатывать миллионы цифр, сохранять и учитывать миллионы киловатт часов по более 215 тыс. приборам учета.
Про «джипы» и чабанские точки
— Роман Энварович, и последний вопрос: хотелось бы узнать и про автотранспорт компании, так называемого «премиум» класса. Сколько в «БЭР» автомашин, и какой они марки?
— В компании пять автомашин и все они, так сказать, не первой свежести.
Это Тайота Авенсис – 2013 года, Киа РИО – 2016 года, Лифан х60 – 2015 года, Рено Дастер – 2016 года и УАЗ (буханка) – 2014 года.
Из-за интенсивной эксплуатации — выезды по должникам, доставка счетов и т.п., этот автотранспорт находится в состоянии повышенного износа. А в районах отсутствует собственный транспорт, да и его содержание обходилось бы дороже. Поэтому, чтобы оперативно взыскать дебиторскую задолженность для нас экономически целесообразнее арендовать автотранспорт для 16 районных групп.
А в целом, замечу: сегодня мало кто вдается в суть современной экономики и истинного положения вещей, предпочитают говорить на языке эмоций, популизма, игнорируя трезвый анализ и реальные цифры. Могу сказать без преувеличения: мы, как энергоснабжающая компания, добросовестно выполняем свои функции как по продаже электроэнергии в необходимых объемах, так и по взиманию платы за эту услугу. На рынке электроэнергии «БЭР» является своего рода магазином, где розничный потребитель покупает электроэнергию. Согласитесь, никто не идет за хлебом на хлебозавод — мы покупаем его в магазине. И каждая наша статья затрат является обоснованной и подтверждается документально. Тем не менее, коллектив компании все равно постоянно работает над оптимизацией затрат и повышением качества обслуживания населения города и области.
Справка «Н»:
Османов Роман Энварович, 1988 года рождения, образование высшее.
В 2006 г. закончил Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова по специальности «Учет и Аудит».
С 2008 по 2011 годы работал бухгалтером в нефтегазовой отрасли.
С 2011 года работал в ТОО «Батыс Энергоресурсы» бухгалтером, затем, с 2013 года — руководителем группы по коммерческим вопросам.
С 2014 по 2015 год занимал должности главного бухгалтера, генерального директора в компаниях сферы электроэнергетики.
С 2015 по 2019 год — менеджер по коммерческим вопросам в энергопроизводящей организации.
С марта 2019 по 6 сентября 2020 года — директор по сбыту ТОО «Батыс Энергоресурсы».
С 7.9.2020 года — Генеральный директор ТОО «Батыс Энергоресурсы».