Праздник со слезами на глазах – День Победы предвещает еще одна дата, связанная с Великой Отечественной войной. Больше печальная. Это 11 апреля, когда во всем мире принято отмечать Международный день скорби и памяти узников фашистских лагерей.
Сейчас сложно представить, что пережили сотни тысяч советских граждан, которых угоняли в плен в Германию, использовали как рабочую силу, всевозможно издевались, убивали, сжигали заживо. Картины, представшие очевидцам в гитлеровских фабриках смерти, ужасают: горы обожженных человеческих костей, тюки волос… И самое страшное, что среди узников были дети, пережившие все эти тяжелые испытания. Слушая их рассказы, ком застревает в горле. Как они смогли выдержать все это, выжить, а потом, вернувшись домой, наравне с взрослыми поднимать разрушенную страну, учиться и достойно работать? Разве эти люди – не настоящие Герои, заслуживающие самого высокого внимания и почестей наравне с ветеранами, которым мы низко кланяемся за их невероятную силу духа и мужественность.
11 апреля в СОШ №23 чествовали малолетних узников концлагерей, которые находятся под шефской опекой Группы компаний «Конденсат». В этот день сотрудники консорциума по устоявшейся традиции отдают им дань уважения. Такие патриотические мероприятия проводятся в подшефных школах, ведь биографии узников концлагерей являются настоящими уроками мужества для молодого поколения. В этом году инициатором данного мероприятия стала депутат маслихата ЗКО Дина ГАЛИМЕТДЕНОВА – генеральный директор ТОО «Батыс Энергоресурсы», социального партнера ГК «Конденсат». На встречу пригласили четверых малолетних узников концлагерей, подшефных консорциуму, Ивана Архиповича ДУНЬКО, Веру Петровну ВОРФОЛОМЕЕВУ, Антона Михайловича БИЛОЦКОГО и Виолетту Михайловну БРЕДИХИНУ.
— 74 года назад 11 апреля произошло восстание в известном всем лагере смерти Бухенвальде, эта дата является символом величайшей трагедии и скорби, мужества и стойкости людей разных наций и народностей, оказавшихся в фашистских концлагерях во время Второй мировой войны. В День памяти мы скорбим о тех, кто погиб в плену, желаем долгих лет здравия выжившим и благодарим их за невероятную стойкость, за то, что они достойно вынесли все испытания, выпавшие на их долю еще в детском возрасте, — поблагодарила участников встречи Дина Ерсейтовна, вручив от имени всех коллективов Группы «Конденсат» денежные премии и цветы.
Обращаясь к школьникам, депутат облмаслихата отметила, что сейчас мы живем в мирное время, период процветания нашего государства, его стабильности. И очень важно помнить о таких событиях, о том, какой ценой было завоевано наше с вами безоблачное счастье. Ведь только сохраняя память и отдавая дань уважения погибшим и выжившим в том аду, можно надеяться, что подобное больше никогда не повторится.
За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли более 20 млн человек из 30 стран мира, из них 5 млн – граждане Советского союза. Примерно 12 млн узников так и не дожили до освобождения, среди них – около 2 млн детей.
Каждый из пришедших на встречу узников рассказал свою страшную историю, связанную с фашистским концлагерем.
Антон Билоцкий:
(родился в 1935 году в селе Струцовка Житомирской области Украинской ССР. Узник концлагеря Оберхаузен. Работал в СМУ «Казсвязьстрой» и в автоколонне 2555)
— Летом 1943 года нашу деревню окружили немцы, сжигали дома. Деревянные с соломенными крышами они горели как порох. Людей согнали в конюшню и тоже хотели сжечь, но выполнить задуманное до конца не получилось… В конюшне жеребец яро бился копытами от страха, гитлеровцы никак не могли его вывести, чтобы загнать туда людей. Один из сельчан предложил вывести коня. А потом этот человек все равно на глазах у всех сгорел заживо в колхозной конторе.
Гитлеровцы как-то замешкались, это и спасло нас. Мне тогда было 8 лет, я был с матерью. И взрослых, и детей погрузили в товарные вагоны и отправили в Германию. В плену, в концлагере мы находились два года. В 1945 году всех стали готовить к печам крематория, но ночью нас освободили американцы. Помню, как вернулись с матерью в сожженную деревню и два года жили в погребе, пока потом что-то не построили. Я учился в школе, ходили за 2 км босиком, закончил всего 7 классов… А в 50-е годы по путевке комсомола приехал в Уральск и так тут и остался. Здесь у меня уже внуки, правнуки, здесь теперь моя Родина…
Вера Ворфоломеева:
(родилась в 1936 г. в Харьковской области Украинской ССР. Узница Майданнека, Освенцима, Бухенвальда. Участница освоения целины, работала на племзаводе
«Анкатинский»)
— Я была в трех концлагерях. Это, конечно, страшно. Были штабеля мертвых, которых даже не успевали сжигать, день и ночь горели печи… А что было после войны? Нам, детям, прошедшим концлагеря, досталась разбитая страна, и мы восстанавливали ее. Босые, голые, ходили в латках, сами печи топили, дрова доставали. Очень трудно было. Тогда нам давали по одной тетрадке на четверть — в клетку и в косую линию. А писали, чем попало. К палочке привязывали перья, а вместо чернил — разводили сажу с печки. Но никогда не плакали и не обижались, что нам плохо. Работали наравне со взрослыми ради того, чтобы потом выросли наши дети и внуки, и у них была другая, хорошая жизнь, как сейчас у всех нас.
Иван Дунько:
(родился в 1935 г. в деревне Житковичи Пинской области в Белоруссии. Узник Освенцима и еще двух лагерей. Участник освоения целины в Бурлинском районе. Председатель областного объединения бывших узников фашистских концлагерей, член совета старейшин Ассамблеи народа Казахстана ЗКО)
— В 1942-м фашисты окружили нашу деревню, согнали всех жителей в одну колонну. Потом в товарняке погнали в концлагерь. Там всех раздели догола, стригли, брили, чем-то мазали. Отправили на санобработку в баню, одежду — на пропарку, после чего узников сортировали по цвету кожи. У кого было белое тело, впускали в одни двери, смуглое – в другие, после чего темнокожих мы больше и не видели. Чем-то мазали руку и брали кровь. Мне повезло, у меня была элитная I группа. Потом только я узнал, что с III-ей людей просто уничтожали. Ставили номер на локтевом сгибе и отправляли на смерть. В 1944-м вместе с другими семьями нас неожиданно перегнали в другое место и стали использовать на сельхозработах. В концлагерях меня заразили инфекционным заболеванием — псориазом. Лечили. Кое-как за два года прошло. А освободили нас советские войска…
Виолетта Бредихина:
(родилась в 1940 г. в Полоцке Витебской области Белорусской ССР. Узница лагеря смерти в Лотарингии. Ее разыскали через Международный Красный Крест дедушка и бабушка, проживавшие в Уральске. Закончила естгеофак Уральского пединститута, 37 лет работала учителем в 10-й школе)
— Когда началась война, мне было всего полтора года. Моя мама – лейтенант медицинской службы работала в партизанском отряде в Белоруссии. Первое время я тоже была с ней. Но условия были тяжелые, много раненых привозили. Я начала болеть, и меня решили определить в семью. Жила я там с девочками, даже одну девочку мамой уже называла. А в феврале 1944 года, когда мы вышли на прогулку, попали под облаву. Нас увезли в вагоне, который предназначался для перевозки животных. Было так тесно, что люди задыхались, на остановках выносили мертвых. Так мы попали в Германию, там девочки работали на немцев, выкармливали свиней, а меня прятали, накрывая тряпками. Тайком кормили мелкой картошкой, которую варили для этих животных. Когда американцы открыли второй фронт, ночью во время бомбежки мы сбежали. По дороге я упала в одно большую воронку, а девочку, которая была со мной, убило снарядом… Она накрыла меня своим телом, под которым я пролежала всю ночь. Это была Шурочка, которую я и называла мамой. Ей было всего 14 лет… Потом всех, кто остался живой, собрали и стали вывозить домой… Желаю, чтобы у нынешнего поколения детство было хорошее, не такое суровое, как у нас!
Галина КАРЕНСКИХ,
фото Георгия СЕМЁНОВА