Теневой оборот в Казахстане не сокращается, несмотря на инициативы по улучшению налогового администрирования. Таким выводом сегодня с премьер-министром страны поделился сенатор Сергей Плотников, передает корреспондент Zakon.kz.
«Проблема теневой экономики является одной из наиболее острых. В проектах республиканского бюджета за счет улучшения налогового администрирования планировалось увеличение поступлений. В 2017 году на 72,8 млрд тенге, в 2018 году — на 82,3 млрд тенге, в данном проекте на 92,8 млрд тенге. Улучшение налогового администрирования подразумевает вывод из тени неучтенного оборота, а ежегодное плановое увеличение поступлений позволяет делать вывод о том, что теневой оборот, как минимум, не сокращается», — сказал сенатор.
Он привел пример: дополнительных налоговых поступлений в 2019 году планировалось больше, чем годовой бюджет МИДа или Минюста. Но вопрос достижения этих планов остается открытым. В связи с этим он спросил Бакытжана Сагинтаева о том, какие меры предпринимаются правительством по сокращению теневого оборота? Какие есть результаты по уже принятым мерам сокращения теневого оборота? И будут ли в дальнейшем планироваться столь значительные резервы налоговых поступлений за счет улучшения администрирования и какие предполагаемые прогнозу по объему теневого оборота в ближайшей перспективе?
Премьер-министр ответил, что правительством принят план мероприятий на 2018-2020 годы. И привел статистику:
«Начиная с 2013 года и на сегодня, идет уменьшение (теневого оборота – от авт.) с 28 до 25%. Приняты некоторые законодательные изменения стимулирующего ограничительного, а также административного характера, чтобы снизить теневую составляющую теневой экономики. К примеру, сейчас будут запрещены платежи в безналичной форме между предприятиями, которые работают на основе патента или индивидуальные предприниматели, между юрлицами в рамках тысячекратного размера МРП. Или мы говорим о том, что необходимо с 2020 года переходить на массовое применение онлайн кассовых аппаратов».
По его словам, эту работу планировалось начать совместно с НПП «Атамекен» только с 2024 года, но уже с 2018 года онлайн кассовые аппараты применяются по 17 видам товаров. С 2019 года планируется распространить практику на компании работающих на открытых рынках. То есть с 2020 года все предприятия МСБ будут обеспечены и перейдут на онлайн кассовые аппараты.
«Здесь, чтобы не было нагрузки на бизнес, применяют стимулирующие меры со стороны правительства. Мы уменьшаем на 60 тыс. тенге налоги, тем самым за счет такой операции малый бизнес может закупить себе кассовые аппараты. Также есть вопросы в части работы наших торговых рынков. С 2020 года все торговые рынки страны должны перейти на стационарный формат работы», — сообщил Сагинтаев.
В рамках проекта «Цифровой Казахстан» на границах проверяют и выдают электронные счета-фактуры. Полтора года назад открыт пропускной пункт «Нур Жолы», оснащенный новейшими видами техники и оборудования.
«И, безусловно, все это приводит к положительным результатам мы посмотрели и уже за 9 месяцев работы этих программ наши службы дополнительно выявили нарушения со стороны участников внешнеэкономической деятельности, которые снижают объем импорта тем самым снижают стоимость завозимого товара и были направлены к ним уведомления о нарушениях», — добавил премьер-министр.
Выявлено нарушений на 44 млрд тенге и по итогам 9 месяцев, которые были перечислены в бюджет. А в 2019 году благодаря этой работе планируется дополнительных поступлений в размере 520 млрд тенге. И именно эта цифра отражена в принятом трехлетнем бюджете.
Татьяна Ковалева, Астана