Местные предприниматели неоднократно заявляли о различных препонах на пути получения земельных участков. По их словам, в Уральске практически невозможно получить участок земли под ведение бизнеса при том, что большое их количество стоит неосвоенным. И вот на днях на площадке ПП ЗКО состоялась встреча с бизнес-сообществом региона, на которой были детально обсуждены земельные вопросы и вводимые в этой сфере новшества.
Мероприятие было организовано Национальной Палатой предпринимателей РК «Атамекен» совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан. Заметим, что такие встречи уже прошли в пяти регионах страны, ведь работа по совершенствованию земельного законодательства, оптимизации и автоматизации всех процедур этой сферы занимает лидирующее место в списке проблем, поднимаемых субъектами предпринимательства.
Главный эксперт управления развития земельных отношений и землеустройства Комитента по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства РК Самал ЕСКАЛИЕВА подробно остановилась на каждом изменении, ответив на все вопросы заседавших.
Что предусмотрено новым законодательством?
Как известно, главой государства 4 мая 2018 года был подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования земельных отношений. Данным Законом предусматривается расширение действия Моратория, ранее объявленного на предоставление сельхозземель, где не допускается их предоставление казахстанским юридическим лицам хоть с 1% иностранного участия.
Что касается основных норм Закона, то во-первых, сохранив институт аренды сельхозземель казахстанцам, предусмотрено установление отдельного порядка их предоставления на конкурсной основе. Согласно указанному порядку, предоставление теперь будет осуществляться по утвержденному акиматом перечню выставляемых на конкурс земель, согласованных с общественными советами и неправительственными организациями.
Для обеспечения прозрачности проведения конкурса в состав комиссии предусмотрено включение представителей общественных советов и организаций не менее 50% от общего числа членов комиссии.
В целях обеспечения гласности и равного доступа к конкурсу всех его потенциальных участников новый порядок будет предусматривать опубликование извещения о проведении конкурса в СМИ и на официальном интернет-ресурсе акимата и МСХ, а также одновременное направление его всем акиматам районов в пределах области для размещения на своих информационных стендах и официальных сайтах.
Во-вторых, в целях исключения предоставления больших площадей сельхозземель в «одни руки», предусмотрено установление максимальных размеров участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в аренде у казахстанцев в пределах административных районов (городов) каждой области по видам угодий. Размеры их будут утверждены Правительством по предложению местных представительных и исполнительных органов.
Для определения максимальных размеров сельхозземель Министерством сельского хозяйства разработана соответствующая методика.
В-третьих, земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в пределах пограничной полосы Государственной границы, не предоставляются в собственность и землепользование. На указанных территориях допускается только использование земельных участков сельскохозяйственного назначения для нужд местного населения (выпас скота, сенокошения).
Кстати, устанавливается запрет на предоставление земельных участков, расположенных в пограничной полосе и пограничной зоне, иностранцам, лицам без гражданства, гражданам Казахстана, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, иностранным юридическим лицам и юридическим лицам РК с иностранным участием.
Земельные участки сельхозназначения, расположенные на указанных территориях будут предоставлены только казахстанцам и только в аренду.
В-четвертых, для решения проблем с нехваткой пастбищных угодий для выпаса скота личного подворья, предусмотрены нормы, согласно которым вокруг населенных пунктов будут определены площади пастбищ, необходимые для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья.
На данных территориях устанавливается запрет на их предоставление в аренду. Кроме того, учитывая, что на сегодняшний день большая часть пастбищ вокруг населенных пунктов находится в собственности и землепользовании отдельных лиц, акимам будет предоставлена возможность их изъятия, путем отнесения нужд населения в пастбищных угодьях к государственным нуждам.
— Предполагается, что все новшества окажут положительный эффект для рационального и целевого использования земельных участков, в том числе предоставленных для нужд сельскохозяйственного производства, сокращении фактов неиспользования либо использования земельного участка с нарушением законодательства, создании прозрачных условий для получения земельных участков, — отметила Самал ЕСКАЛИЕВА.
Как известно, что для того, чтобы не было проблем с получением земельных участков, давно было принято решение о создании электронной карты, где были бы указаны все свободные земельные участки, все коммуникации и другая инфраструктура, подведенная к ним.
— Это было инициативной НПП, чтобы все данные были перенесены на онлайн-носители, куда можно зайти и посмотреть все предоставленные земельные участки по назначению, — отметил директор ПП ЗКО Сакен КАРИН. – Но не все сведения мы сейчас можем там видеть. А ведь цель данного ресурса, чтобы предприниматель мог посмотреть и заранее сориентироваться, куда он может подать заявление. У меня с сельскими акимами был разговор. У многих участков отсутствуют генпланы, нет ПДП и, как они отмечали, на это у них нет средств. То есть цифровизация, о которой мы так много говорим в последнее время, притормозила в самом начале своего пути. Думаю, над этим вопросом нам еще предстоит много работать, чтобы изначально наладить все на бумаге, а уже потом переходить к цифровым методам.
Как было замечено на совещании, в настоящее время портал «zem.kz» функционирует, работы по размещению информации продолжаются.
Подготовила Галина КАРЕНСКИХ
Важно знать:
Срок действия положительного заключения земельной комиссии составляет один год со дня его принятия, за исключением земельных участков, предоставляемых в соответствии со статьей 43-1 Земельного Кодекса. Пропуск годичного срока является основанием для принятия акиматом решения об отказе в предоставлении права на земельный участок. В этой связи необходимо держать на учете срок истечения действий решений Земельной комиссии.
Земельный кодекс дополнен новой статьей 43-1, подробно регламентирующей порядок предоставления сельхоз земель в аренду на конкурсной основе. Согласно указанному порядку, предоставление земель будет осуществляться по утвержденному акиматом перечню выставляемых на конкурс земель, согласованных с общественными советами и неправительственными организациями. И будет считаться согласованным в случае положительного заключения не менее трех четвертых от общего количества согласующих (общественные советы, негосударственные организации в области АПК, Нацпалата, органы местного самоуправления).
В целях усиления контроля за рациональным использованием предоставляемых сельхозземель вводится постоянный мониторинг: первые 5 лет аренды – ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне каждые 3 года, на богарной – каждые 5 лет. Показателями мониторинга будет являться: целевое назначение земельного участка, сохранение уровня урожайности, соблюдение севооборотов, недопущение зарастания земель сорняками и др., проведение мероприятий по охране земель, исполнение условий договора аренды. Порядок ведения мониторинга будет устанавливаться Министерством сельского хозяйства и осуществляться комиссионно, в составе представителей органов земельных отношений, сельского хозяйства, общественных организаций и объединений. Результаты мониторинга будут служить основанием для продления срока аренды земельного участка.
Процедуру изъятия земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 94 Земельного кодекса, можно будет начинать после осуществления двух проверок в отношении субъекта в течение 2-х лет. Согласно п.3 ст. 92, если земельный участок сельхоз назначения не используется по назначению в общей сложности два года в пятилетний период с момента первоначального выявления факта неиспользования, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 Земельного кодекса.
За период 2012-2018 годов выявлено 1 млн 425 тыс. га неиспользуемых земель в ЗКО. В настоящее время в государственную собственность из их числа возвращено 997 тыс. га, а из возвращенных земель в сельскохозяйственный оборот вовлечено 545 тыс. га.
На сегодняшний день не вовлеченными в сельскохозяйственный оборот остаются земли площадью 452 тысяч га, основная их часть находится в Акжаикском, Бурлинском, Жанибекском, Казталовском, Сырымском и Чингирлауском районах.
Данные управления земельных отношений ЗКО