С 1 января 2018 года в Договор розничной реализации товарного газа, заключаемый АО «КазТрансГаз Аймак» с субъектами бизнеса, внесены положения, предусматривающие ответственность потребителя за недобор запланированного объема газа и другие пункты, которые, по мнению предпринимателей, ущемляют их права и законные интересы. Желая обратить внимание общественности на действия монополиста, и тем самым, повлиять на ситуацию, инициативная группа из числа предпринимателей обратилась в редакцию газеты «Надежда».
Итак, чтобы ввести неосведомленного читателя в суть дела, необходимо разъяснить, какие условия вышеуказанного документа вызвали возмущение в предпринимательской среде. В частности, речь идет о содержании раздела 8 – Ответственность сторон – где пунктом 8.1 оговорено (далее по тексту): «В случае необоснованного отказа, недовыбора Потребителем согласованного Сторонами объема газа, по истечении месяца поставки Поставщик вправе предъявить к Потребителю к возмещению суммы упущенной выгоды в размере 10% от стоимости невыбранного объема газа, а Потребитель обязан уплатить предъявленную сумму в указанные сроки».
В этой связи хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в прошлом году АО «КазТрансГаз Аймак» уже привлекалось к административной ответственности за взимание штрафа с коммунально-бытовых и промышленных предприятий за недобор ими договорного объема товарного газа. Как нам стало известно из недавнего обращения к руководителю областного департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Мурату Оспанову, в январе этого года Комитет вновь внес в адрес монополиста предписание об исключении пункта 8.1 из Договора розничной реализации товарного газа и возврате денежных средств, полученных от этого начисления. В содержании данного пункта государственный орган, осуществляющий контроль за исполнением антимонопольного законодательства, ссылаясь на ст. 174 Предпринимательского кодекса РК, указал монополисту на признаки злоупотребления им доминирующим или монопольным положением. О результатах исполнения представления АО «КазТрансГаз Аймак» должно доложить Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции до 28 февраля 2018 года
Пунктами 8.2, 8.3 упомянутого Договора предусмотрена дополнительная оплата Потребителем стоимости объема газа, полученного (отобранного) им сверх установленного Договором объема газа и условия начисления пени за каждый день просрочки к существующей задолженности до момента полного погашения задолженности. На наш вопрос о правомерности действия этих положений Марат Оспанов ответил, что содержание п.п. 8.2, 8.3 не противоречит Правилам розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом и Типовому договору розничной реализации товарного газа, следовательно, незаконными не являются.
Не меньшее возмущение в среде предпринимателей вызвали дополнения в Перечень документов, необходимых для заключения договоров розничной реализации товарного газа на вновь вводимые в эксплуатацию объекты и существующие газифицированные объекты. Мы не будем утомлять читателя перечислением этих документов, но, по словам бизнесменов, подготовка их влечет за собой трату времени и денег, а порой и вовсе документ восстановить невозможно. К примеру, предприниматели задаются вопросом: где взять утерянный паспорт на котел, который был установлен и принят в эксплуатацию 15 лет назад, и такие котлы сейчас не выпускают? Люди не понимают, какими мотивами руководствовался монополист при разработке новых требований по Перечню, ведь в прежние годы при заключении Договора о розничной реализации товарного газа наличие этих документов не требовалось?
Вопрос касательно обоснованности запрашиваемых документов для заключения Договора о розничной реализации товарного газа с субъектами бизнеса мы также адресовали М. Оспанову, и, как оказалось, Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции им тоже уже задавался. В АО «КазТрансГаз Аймак» был направлен соответствующий запрос о разъяснении, какими правовыми актами регламентировано истребование новых документов монополистом, и, как прокомментировал Мурат Сагынтаевич, до получения официального ответа от монополиста давать юридическую оценку его действиям пока рано.
А между тем, как уже отмечено выше, истребование дополнительных документов создает дополнительные хлопоты, и при этом нужно подчеркнуть, что на время заключения договора предпринимателям отведено всего 2 месяца – с января по март. Это порождает нескончаемую очередь, которая может длиться около 10 часов. В подтверждение своих доводов предприниматели представили копии квитанций с указанием порядкового номера очереди клиента и примерное время ожидания, и на одной из них предположительное время ожидания – 9:23:51.
В процессе работы над материалом автор статьи решила проверить, какое время предстоит выждать, чтобы попасть к сотруднику областного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» для заключения Договора о розничной реализации товарного газа. Время моего обращения в ресепшн предприятия было около полудня (приблизительно 12 часов), и парень, выдавший мне талон, сразу предупредил, что сегодня очередь моя не подойдет. Оказывается, для того, чтобы попасть в отдел, где оформляют эти договора, предпринимателям нужно занимать очередь уже с 8 часов утра. То есть, потерять целый день, чтобы заключить договор на поставку газа.
Вопрос руководству филиала АО «КазТрансГаз Аймак»: в чем проблема медленного продвижения очереди — в нехватке сотрудников или тому другая причина? А вместе с тем, следует заметить, что незаключение Договора влечет прекращение поставки газа. Так, если учитывать, что в течение дня предприниматель может просто зря просидеть в очереди, и не факт, что на следующий день ему повезет больше, то в чем смысл этих очередей? Какая-то сложная арифметика получается в деятельности АО «КазТрансГаз Аймак.
А ведь если учитывать, что политика главы государства направлена по поддержку бизнеса, разработаны меры по снижению административных барьеров для развития в стране предпринимательства, то почему АО «КазТрансГаз Аймак» продолжает создавать условия, препятствующие реализации этой политики? Напомним, что в прошлом году суд г. Астаны постановил привлечь АО «КазТрансГаз Аймак» к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, но злосчастный пункт 8.1 Договора о розничной реализации товарного газа продолжает «душить» предпринимателей.
И снова возвращаясь к возмущениям предпринимателей, которые посредством нашей газеты пытаются «достучаться до сердец» монополиста и государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, адресуем завершающий вопрос: правомерно ли включение в Договор о розничной реализации товарного газа пункта 6.3, которым предусмотрено условие о передаче всей имеющейся информации о потребителях в Кредитное бюро, тогда как АО «КазТрансГаз Аймак» не является ни банком, ни организацией, осуществляющей кредитные операции? Данное положение, как подчеркивают бизнесмены, нарушает их права и законные интересы.
Мы обратились к руководству областного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» с просьбой дать комментарий на заданную тематику, но от нас запросили вопросы письменно, якобы, для предварительного согласования со своим головным офисом. Понимая, что процедура согласования, дальнейшая подготовка к интервью, займет определенное количество времени (что, безусловно, теряет актуальность проблемы, ведь до конца периода, предусмотренного для заключения Договора о розничной реализации товарного газа, осталось 15 дней), мы решили эти вопросы задать посредством данной публикации.
Ну что ж, проблема озвучена, осталось только ждать, какие меры предпримет сам монополист по содержанию предписания, внесенного в его адрес Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, и будет ли вообще «КазТрансГаз Аймаком» принято во внимание настроение общественности. Ведь наверняка предприниматели из других регионов страны также возмущены содержанием Договора о розничной реализации товарного газа.
Газета «Надежда» продолжит эту тему, ожидая ответов на обозначенные вопросы не только от областного филиала АО «КазТрансГаз Аймак», но и государственных органов, наделенных функциями контроля за исполнением действующего законодательства.
Саида Тулегенова