Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
1 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    Страсти по бензину республиканского масштаба

    Скандал вокруг дефицита в некоторых регионах и подорожания бензина в Казахстане продолжается. Можно ли было избежать этой ситуации и кому это выгодно, выяснял корреспондент «Н».

    Кто виноват?

    Напомним, что неделю назад все должностные лица, начиная с замакима ЗКО Багдата АЗБАЕВА, ссылались на повышение цен у российских поставщиков топлива и увеличения курса рубля. В управлении энергетики и ЖКХ ЗКО заверили, что в нашей области дефицита бензина нет, а в октябре Атырауский нефтеперерабатывающий завод, который только недавно начал свою работу после модернизации, поставит в ЗКО 9,5 тыс. тонн бензина АИ-92 и 13 тыс. тонн дизельного топлива.

    Практически одновременная остановка на ремонт двух крупных НПЗ страны на плановый ремонт не позволила создать необходимые запасы, требуемые для регионов в этот период времени. Из-за отсутствия отечественного бензина в необходимом количестве сети АЗС области были вынуждены искать альтернативу и закупать бензин в Российской Федерации, цена которого с НДС и акцизами в начале октября доходила до 600 долларов за тонну, что автоматически повлияло и на розничный уровень цен. Но представители антимонопольного ведомства все же заподозрили ценовой сговор, а руководитель ДКРЕМ по ЗКО Мурат ОСПАНОВ публично обещал рассматривать каждый документ, как у оптовых, так и у розничных реализаторов ГСМ «под микроскопом».

    Тем временем разбор полетов вышел на правительственный уровень. Старший вице-президент по маркетингу и сбыту АО «НК «КазМунайГаз» Азамат ЖАНГУЛОВ пояснил, что «2017 год является ключевым, поскольку именно в этот период завершаются основные работы по модернизации нефтеперерабатывающих заводов». По его словам, в этом году в апреле завершен капитальный ремонт Шымкентского НПЗ («ПетроКазахстан Ойл Продактс»), в середине сентября завершена модернизация Атырауского НПЗ, к 26 октября должен завершиться капремонт Павлодарского НПЗ. Все это время отечественные НПЗ были загружены в пределах их производственных мощностей, выпуск продукции шел бесперебойно. «К тому же НПЗ увеличат свою производственную мощность, что позволит получать дополнительный объем светлых нефтепродуктов», – заверил вице-президент.

    Однако эти объяснения руководство страны не удовлетворили. В итоге заместителя председателя правления НК «КМГ» Данияра БЕРЛИБАЕВА освободили от занимаемой должности. Премьер-министр РК Бакытжан САГИНТАЕВ распорядился также освободить от занимаемой должности вице-министра энергетики Асета МАГАУОВА.

    Глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ на встрече с министром энергетики Канатом БОЗУМБАЕВЫМ отметил: «Ситуация с дефицитом топлива в стране показала, что со стороны Правительства и министерства энергетики допущена халатность и безответственность. Еще в мае месяце Вы подписали график ремонтов НПЗ. И знали, что осенью два из трех заводов встанут на ремонт. Каждый год происходит подобное».

    – Вы вносите немало хороших инициатив, которые поддерживаются мною и Правительством. Было предложено отменить государственное регулирование цен, чтобы избежать дефицита топлива. Однако на рынке снова нехватка ГСМ. В этой связи, по предложению Правительства, я объявил вам выговор. И это равносильно освобождению от должности, – сказал президент.

    К слову, министр энергетики доложил президенту, что после модернизации Павлодарский НПЗ планируется запустить в ноябре, а сроки модернизации Атырауского ередвинули уже на 16 декабря. Здесь впервые будет использована установка каталитического крекинга, что позволит увеличить объем производства светлых нефтепродуктов и улучшить их качество. Также планируется строительство установки каталитического крекинга и на Шымкентском НПЗ, что позволит выпускать высокооктановый бензин.

    Что делать?

    Примечательно, что ни на одном совещании представители министерства, судя по сообщениям пресс-службы Акорды, даже не заикнулись о нефтеперерабатывающем заводе АО «Конденсат», который первым в стране, почти год выпускает высокооктановый бензин АИ-92-К5 и АИ-95-К5. Президент страны дважды «благословлял» работу АО «Конденсат» – в сентябре 1997 года был дан старт пуско-наладочным работам на малотоннажной установке, и в июле 2016 года, когда был начат выпуск бензина европейского качества.

    Еще в апреле 2017 года в аналитическом журнале «Oil&Gas of Kazakhstan» опубликовано интервью председателя Совета директоров АО «Конденсат» Валерия ДЖУНУСОВА, где говорится, что АО «Конденсат» завершает проект увеличения мощности переработки сырья до 850 тысяч тонн в год, что дает право перехода в разряд крупных субъектов нефтепереработки. В этом случае возникает ряд обязательств у уполномоченного органа правительства в части квот на сырье, у переработчика – в части поставок готовой продукции на внутренний рынок. АО «Конденсат» готово к выполнению своих обязательств, оставалось решить вопрос с поставками сырья по приемлемой цене.

    Какова цена вопроса?

    Изменилось ли что-нибудь за эти полгода? На упомянутом совещании в областном акимате заместитель главы региона Багдат Азбаев заметил, что завод АО «Конденсат» может полностью покрыть потребности нашей области в бензине АИ-92 и АИ-95, но загружен лишь на 30%. Причем, вопрос с поставкой сырья по-прежнему не решен. В чем же дело?

    – Причиной неполной загрузки завода до настоящего времени является отсутствие рентабельного сырья  для его переработки и выпуска готовой продукции. Вместе с тем, завод АО «Конденсат», имея техническую возможность по выпуску бензина до 15000 тонн в месяц, ни разу не смог достичь показателя полной загрузки только из-за отсутствия экономически выгодного сырья, – пояснил директор по маркетингу АО «Конденсат» Андрей БАЕВ. – Согласно установленным правилам распределения сырой нефти, недропользователи, получившие квоту для ее экспорта, во исполнение контрактных обязательств перед министерством энергетики РК, обязаны поставлять 15% от добываемого объема на внутренний рынок. Как правило, данный объем нефти поставляется АО «НК «КазМунайГаз» на три крупных НПЗ республики в Атырау, Шымкент и Павлодар. Остальной объем сырья недропользователи реализуют за рубеж по рыночной экспортной цене. У нашего завода доступа к распределяемым объемам сырья по внутренней квоте на настоящий момент нет. Приобретение нефти по экспортным ценам или из альтернативных источников российского сырья приводит к тому, что цена готовой продукции является неконкурентоспособной для внутреннего рынка РК. К примеру, в Российской Федерации с января 2015 года был введен «налоговый маневр», при котором снижение экспортной пошлины с одновременным увеличением налога на добычу полезных ископаемых привело к росту конечной стоимости нефти, приравняв ее к эквиваленту опять же недоступных экспортных цен. Таким образом, повышение нашей оптовой цены в октябре 2017 года обусловлено тем, что после перенаправления прежними поставщиками части казахстанского сырья на экспорт, мы были вынуждены внепланово закупить российское сырье, чтобы не допустить дефицита бензина в ЗКО.

    – При этом цена на наш бензин, как показал мониторинг цен на АЗС в Уральске и районных центрах, не самая высокая. В этом легко убедиться, заправившись на фирменных АЗС компании, две работают в Уральске на Саратовской и Желаевской трассах и две в г.Аксай, количество клиентов на которых постоянно растет. Причем наша оптовая цена на бензин одинакова как для своих АЗС, так и для других компаний, приобретающих наше топливо для его реализации через свою розничную сеть в области. Выпускаемый бензин имеет наивысший экологический класс К5, проходит несколько ступеней контроля качества: на заводе, нефтебазе, при отгрузке в автотранспорт покупателя, что исключает возможность реализации некачественной продукции. Анализ отгружаемой продукции проводится в собственной аттестованной технико-химической лаборатории, оснащенной новейшим оборудованием для исследования бензинов, – подчеркнул Андрей Юрьевич.

    Исходя из простой житейской логики, «Н» задалась вопросом на счет поставки карачаганакского сырья с КПО? Ведь завод АО «Конденсат» отделяет от КПО буквально забор и несколько метров, что полностью исключает транспортные расходы поставщика и должно благоприятно влиять на стоимость сырья.

    – На данный момент покупка карачаганакского конденсата по экспортной цене невозможна, поскольку стоимость бензина АИ-92, произведенного из столь дорогого сырья, будет близка к 200 тенге за литр. По действующему договору между АО «Конденсат» и КПО гарантии по поставке сырья отсутствуют, карачаганакский конденсат поставляется на наш завод только в связи с ремонтными или технологическими операциями на месторождении, с краткосрочным уведомлением о возможности такой поставки со стороны КПО. Подобные технологические поставки в 2017 году составили всего 1,5% от мощности нашего завода. Каких-либо поставок сырья КПО за счет доли РК в Карачаганакском проекте мы не имеем, – рассказал А.Ю. Баев. – Надеемся, что в ближайшем будущем при участии министерства энергетики РК и акимата нашей области удастся системно решить вопрос обеспечения нашего НПЗ сырьем.

    Кому это выгодно?

    Есть еще один немаловажный фактор, влияющий на ситуацию с бензином в ЗКО, да и во всей республике. «Н» не раз писала, что АО «Конденсат» на протяжении ряда лет добивается равенства акцизов на нефтепродукты российских и отечественных производителей, но до сих пор при импорте, к примеру, бензина из РФ уплачиваемый акциз в два раза ниже, чем для казахстанских производителей. В начале 2018 года АО «Конденсат» планирует начать выпуск дизельного топлива К5. Местный потребитель ждет этого. Однако акциз на дизельное топливо по сравнению с российским разнится уже в 17 раз и опять же не в пользу отечественных производителей.

    – К сожалению ситуация с акцизной политикой до настоящего времени остается неизменной, – говорит директор по маркетингу Андрей Баев. – Все казахстанские производители бензина, дизельного топлива поставлены в неравные условия по сравнению с импортерами данных нефтепродуктов из России. Размер акциза при  оптовой реализации бензина в Республике для казахстанских производителей составляет 10 500 тенге за тонну, а при импорте из России – 4 500 тенге за тонну. Акциз на оптовую реализацию летнего дизельного топлива для казахстанского производителя составляет 9 300 тенге тонну, тогда как при импорте из России его размер составляет всего 540 тенге за тонну. В данном случае это приводит к созданию неконкурентной среды на рынке нефтепродуктов, а казахстанские производители поставлены в неравные условия по сравнению с импортерами ГСМ из России.

    А воз и ныне там

    На заседании правительства РК 17 октября министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что совокупные остатки АИ-92 на сегодняшний день в стране составили 120 тысяч тонн и перебоев в реализации бензина не будет. Гарантированы 13 дней обеспечения бензином АИ-92, в Шымкенте и Атырау производство бензина увеличилось до 35 тысяч тонн, осуществляется дополнительная поставка облегченной нефти. Российские поставщики обещают отгрузить более 100 тысяч тонн АИ-92, половина из них – до конца этой недели. О ценовой политике речи не идет.

    Анна ПАНИЩЕВА

    Независимый эксперт доктор Галым ЖАИКОВ:

    В очередной раз мы получили подтверждение, что еж – птица гордая, без пинка не летает. Стоило получить взбучку от Елбасы и сразу зашевелились все. Однако на главный вопрос, интересующий, прежде всего, западноказахстанцев, ответа так и нет: когда местный завод, первым в стране производящий бензин европейского качества, получит в полном объеме и по адекватной цене сырье для производства бензина? И тогда проблема с обеспечением бензином Западного Казахстана просто перестанет существовать. Ведь это же просто как дважды два = четыре. Или у законотворцев и руководителей ведомства иная арифметика?

    Да и депутаты Сената и Мажилиса Парламента страны, избранные в Западном Казахстане, почему-то молчат. Почему они обсуждают вопрос о строительстве четвертого государственного НПЗ, когда вот он готовый, действующий завод по производству бензина экологического класса К5, способный удовлетворить потребности и своего региона, и соседям помочь? Тот же Атырауский НПЗ на моей памяти постоянно модернизируется. Когда же его домодернизируют окончательно, и он начнет регулярно давать продукцию, причем еврокласса?

    И кому выгодно чинить препятствия отечественным производителям в виде завышенных акцизов и налогов? Сдается мне, что ответ на этот вопрос мы  получим не скоро.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    За мошенничество двух застройщиков в Уральске приговорили к длительным срокам

    Предприниматели собрали с дольщиков в общей сложности полмиллиарда тенге,...

    Убийство учительницы в Уральске: суд рассмотрел апелляции потерпевшей и осужденного

    13 октября в Западно-Казахстанском областном суде были рассмотрены апелляционные...

    Рекомендуем

    Убийство учительницы в Уральске: суд рассмотрел апелляции потерпевшей и осужденного

    13 октября в Западно-Казахстанском областном суде были рассмотрены апелляционные...

    Спрос на сжиженный газ в ЗКО вырос на 10%

    На десять процентов вырос спрос на топливный газ в...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл