Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
1 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    Страсти по бензину республиканского масштаба

    Скандал вокруг дефицита в некоторых регионах и подорожания бензина в Казахстане продолжается. Можно ли было избежать этой ситуации и кому это выгодно, выяснял корреспондент «Н».

    Кто виноват?

    Напомним, что неделю назад все должностные лица, начиная с замакима ЗКО Багдата АЗБАЕВА, ссылались на повышение цен у российских поставщиков топлива и увеличения курса рубля. В управлении энергетики и ЖКХ ЗКО заверили, что в нашей области дефицита бензина нет, а в октябре Атырауский нефтеперерабатывающий завод, который только недавно начал свою работу после модернизации, поставит в ЗКО 9,5 тыс. тонн бензина АИ-92 и 13 тыс. тонн дизельного топлива.

    Практически одновременная остановка на ремонт двух крупных НПЗ страны на плановый ремонт не позволила создать необходимые запасы, требуемые для регионов в этот период времени. Из-за отсутствия отечественного бензина в необходимом количестве сети АЗС области были вынуждены искать альтернативу и закупать бензин в Российской Федерации, цена которого с НДС и акцизами в начале октября доходила до 600 долларов за тонну, что автоматически повлияло и на розничный уровень цен. Но представители антимонопольного ведомства все же заподозрили ценовой сговор, а руководитель ДКРЕМ по ЗКО Мурат ОСПАНОВ публично обещал рассматривать каждый документ, как у оптовых, так и у розничных реализаторов ГСМ «под микроскопом».

    Тем временем разбор полетов вышел на правительственный уровень. Старший вице-президент по маркетингу и сбыту АО «НК «КазМунайГаз» Азамат ЖАНГУЛОВ пояснил, что «2017 год является ключевым, поскольку именно в этот период завершаются основные работы по модернизации нефтеперерабатывающих заводов». По его словам, в этом году в апреле завершен капитальный ремонт Шымкентского НПЗ («ПетроКазахстан Ойл Продактс»), в середине сентября завершена модернизация Атырауского НПЗ, к 26 октября должен завершиться капремонт Павлодарского НПЗ. Все это время отечественные НПЗ были загружены в пределах их производственных мощностей, выпуск продукции шел бесперебойно. «К тому же НПЗ увеличат свою производственную мощность, что позволит получать дополнительный объем светлых нефтепродуктов», – заверил вице-президент.

    Однако эти объяснения руководство страны не удовлетворили. В итоге заместителя председателя правления НК «КМГ» Данияра БЕРЛИБАЕВА освободили от занимаемой должности. Премьер-министр РК Бакытжан САГИНТАЕВ распорядился также освободить от занимаемой должности вице-министра энергетики Асета МАГАУОВА.

    Глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ на встрече с министром энергетики Канатом БОЗУМБАЕВЫМ отметил: «Ситуация с дефицитом топлива в стране показала, что со стороны Правительства и министерства энергетики допущена халатность и безответственность. Еще в мае месяце Вы подписали график ремонтов НПЗ. И знали, что осенью два из трех заводов встанут на ремонт. Каждый год происходит подобное».

    – Вы вносите немало хороших инициатив, которые поддерживаются мною и Правительством. Было предложено отменить государственное регулирование цен, чтобы избежать дефицита топлива. Однако на рынке снова нехватка ГСМ. В этой связи, по предложению Правительства, я объявил вам выговор. И это равносильно освобождению от должности, – сказал президент.

    К слову, министр энергетики доложил президенту, что после модернизации Павлодарский НПЗ планируется запустить в ноябре, а сроки модернизации Атырауского ередвинули уже на 16 декабря. Здесь впервые будет использована установка каталитического крекинга, что позволит увеличить объем производства светлых нефтепродуктов и улучшить их качество. Также планируется строительство установки каталитического крекинга и на Шымкентском НПЗ, что позволит выпускать высокооктановый бензин.

    Что делать?

    Примечательно, что ни на одном совещании представители министерства, судя по сообщениям пресс-службы Акорды, даже не заикнулись о нефтеперерабатывающем заводе АО «Конденсат», который первым в стране, почти год выпускает высокооктановый бензин АИ-92-К5 и АИ-95-К5. Президент страны дважды «благословлял» работу АО «Конденсат» – в сентябре 1997 года был дан старт пуско-наладочным работам на малотоннажной установке, и в июле 2016 года, когда был начат выпуск бензина европейского качества.

    Еще в апреле 2017 года в аналитическом журнале «Oil&Gas of Kazakhstan» опубликовано интервью председателя Совета директоров АО «Конденсат» Валерия ДЖУНУСОВА, где говорится, что АО «Конденсат» завершает проект увеличения мощности переработки сырья до 850 тысяч тонн в год, что дает право перехода в разряд крупных субъектов нефтепереработки. В этом случае возникает ряд обязательств у уполномоченного органа правительства в части квот на сырье, у переработчика – в части поставок готовой продукции на внутренний рынок. АО «Конденсат» готово к выполнению своих обязательств, оставалось решить вопрос с поставками сырья по приемлемой цене.

    Какова цена вопроса?

    Изменилось ли что-нибудь за эти полгода? На упомянутом совещании в областном акимате заместитель главы региона Багдат Азбаев заметил, что завод АО «Конденсат» может полностью покрыть потребности нашей области в бензине АИ-92 и АИ-95, но загружен лишь на 30%. Причем, вопрос с поставкой сырья по-прежнему не решен. В чем же дело?

    – Причиной неполной загрузки завода до настоящего времени является отсутствие рентабельного сырья  для его переработки и выпуска готовой продукции. Вместе с тем, завод АО «Конденсат», имея техническую возможность по выпуску бензина до 15000 тонн в месяц, ни разу не смог достичь показателя полной загрузки только из-за отсутствия экономически выгодного сырья, – пояснил директор по маркетингу АО «Конденсат» Андрей БАЕВ. – Согласно установленным правилам распределения сырой нефти, недропользователи, получившие квоту для ее экспорта, во исполнение контрактных обязательств перед министерством энергетики РК, обязаны поставлять 15% от добываемого объема на внутренний рынок. Как правило, данный объем нефти поставляется АО «НК «КазМунайГаз» на три крупных НПЗ республики в Атырау, Шымкент и Павлодар. Остальной объем сырья недропользователи реализуют за рубеж по рыночной экспортной цене. У нашего завода доступа к распределяемым объемам сырья по внутренней квоте на настоящий момент нет. Приобретение нефти по экспортным ценам или из альтернативных источников российского сырья приводит к тому, что цена готовой продукции является неконкурентоспособной для внутреннего рынка РК. К примеру, в Российской Федерации с января 2015 года был введен «налоговый маневр», при котором снижение экспортной пошлины с одновременным увеличением налога на добычу полезных ископаемых привело к росту конечной стоимости нефти, приравняв ее к эквиваленту опять же недоступных экспортных цен. Таким образом, повышение нашей оптовой цены в октябре 2017 года обусловлено тем, что после перенаправления прежними поставщиками части казахстанского сырья на экспорт, мы были вынуждены внепланово закупить российское сырье, чтобы не допустить дефицита бензина в ЗКО.

    – При этом цена на наш бензин, как показал мониторинг цен на АЗС в Уральске и районных центрах, не самая высокая. В этом легко убедиться, заправившись на фирменных АЗС компании, две работают в Уральске на Саратовской и Желаевской трассах и две в г.Аксай, количество клиентов на которых постоянно растет. Причем наша оптовая цена на бензин одинакова как для своих АЗС, так и для других компаний, приобретающих наше топливо для его реализации через свою розничную сеть в области. Выпускаемый бензин имеет наивысший экологический класс К5, проходит несколько ступеней контроля качества: на заводе, нефтебазе, при отгрузке в автотранспорт покупателя, что исключает возможность реализации некачественной продукции. Анализ отгружаемой продукции проводится в собственной аттестованной технико-химической лаборатории, оснащенной новейшим оборудованием для исследования бензинов, – подчеркнул Андрей Юрьевич.

    Исходя из простой житейской логики, «Н» задалась вопросом на счет поставки карачаганакского сырья с КПО? Ведь завод АО «Конденсат» отделяет от КПО буквально забор и несколько метров, что полностью исключает транспортные расходы поставщика и должно благоприятно влиять на стоимость сырья.

    – На данный момент покупка карачаганакского конденсата по экспортной цене невозможна, поскольку стоимость бензина АИ-92, произведенного из столь дорогого сырья, будет близка к 200 тенге за литр. По действующему договору между АО «Конденсат» и КПО гарантии по поставке сырья отсутствуют, карачаганакский конденсат поставляется на наш завод только в связи с ремонтными или технологическими операциями на месторождении, с краткосрочным уведомлением о возможности такой поставки со стороны КПО. Подобные технологические поставки в 2017 году составили всего 1,5% от мощности нашего завода. Каких-либо поставок сырья КПО за счет доли РК в Карачаганакском проекте мы не имеем, – рассказал А.Ю. Баев. – Надеемся, что в ближайшем будущем при участии министерства энергетики РК и акимата нашей области удастся системно решить вопрос обеспечения нашего НПЗ сырьем.

    Кому это выгодно?

    Есть еще один немаловажный фактор, влияющий на ситуацию с бензином в ЗКО, да и во всей республике. «Н» не раз писала, что АО «Конденсат» на протяжении ряда лет добивается равенства акцизов на нефтепродукты российских и отечественных производителей, но до сих пор при импорте, к примеру, бензина из РФ уплачиваемый акциз в два раза ниже, чем для казахстанских производителей. В начале 2018 года АО «Конденсат» планирует начать выпуск дизельного топлива К5. Местный потребитель ждет этого. Однако акциз на дизельное топливо по сравнению с российским разнится уже в 17 раз и опять же не в пользу отечественных производителей.

    – К сожалению ситуация с акцизной политикой до настоящего времени остается неизменной, – говорит директор по маркетингу Андрей Баев. – Все казахстанские производители бензина, дизельного топлива поставлены в неравные условия по сравнению с импортерами данных нефтепродуктов из России. Размер акциза при  оптовой реализации бензина в Республике для казахстанских производителей составляет 10 500 тенге за тонну, а при импорте из России – 4 500 тенге за тонну. Акциз на оптовую реализацию летнего дизельного топлива для казахстанского производителя составляет 9 300 тенге тонну, тогда как при импорте из России его размер составляет всего 540 тенге за тонну. В данном случае это приводит к созданию неконкурентной среды на рынке нефтепродуктов, а казахстанские производители поставлены в неравные условия по сравнению с импортерами ГСМ из России.

    А воз и ныне там

    На заседании правительства РК 17 октября министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что совокупные остатки АИ-92 на сегодняшний день в стране составили 120 тысяч тонн и перебоев в реализации бензина не будет. Гарантированы 13 дней обеспечения бензином АИ-92, в Шымкенте и Атырау производство бензина увеличилось до 35 тысяч тонн, осуществляется дополнительная поставка облегченной нефти. Российские поставщики обещают отгрузить более 100 тысяч тонн АИ-92, половина из них – до конца этой недели. О ценовой политике речи не идет.

    Анна ПАНИЩЕВА

    Независимый эксперт доктор Галым ЖАИКОВ:

    В очередной раз мы получили подтверждение, что еж – птица гордая, без пинка не летает. Стоило получить взбучку от Елбасы и сразу зашевелились все. Однако на главный вопрос, интересующий, прежде всего, западноказахстанцев, ответа так и нет: когда местный завод, первым в стране производящий бензин европейского качества, получит в полном объеме и по адекватной цене сырье для производства бензина? И тогда проблема с обеспечением бензином Западного Казахстана просто перестанет существовать. Ведь это же просто как дважды два = четыре. Или у законотворцев и руководителей ведомства иная арифметика?

    Да и депутаты Сената и Мажилиса Парламента страны, избранные в Западном Казахстане, почему-то молчат. Почему они обсуждают вопрос о строительстве четвертого государственного НПЗ, когда вот он готовый, действующий завод по производству бензина экологического класса К5, способный удовлетворить потребности и своего региона, и соседям помочь? Тот же Атырауский НПЗ на моей памяти постоянно модернизируется. Когда же его домодернизируют окончательно, и он начнет регулярно давать продукцию, причем еврокласса?

    И кому выгодно чинить препятствия отечественным производителям в виде завышенных акцизов и налогов? Сдается мне, что ответ на этот вопрос мы  получим не скоро.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Офис интернет-мошенников накрыли полицейские Кызылординской области в ЗКО

    Задержанные обещали жителям кызылординской области «улучшить кредитную историю и...

    620 тысяч гектаров неиспользуемых земель ЗКО возвращено в госсобственность

    Об этом рассказал аким Западно-Казахстанской области Нариман Турегалиев на...

    Рекомендуем

    Спрос на сжиженный газ в ЗКО вырос на 10%

    На десять процентов вырос спрос на топливный газ в...

    Жители дач общества «Венера» в Уральске не могут добиться от властей домов взамен затопленных весенним паводком

    Несколько десятков жителей дачного общества «Венера» который месяц добиваются...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл